Презентация, доклад по литературному чтению А.С.Пушкин Зимнее утро.

Содержание

Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Зимнее утро».  Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Слайд 1 Школа России
Литературное чтение


3 класс

А.С. Пушкин
«Зимнее утро»

Школа России Литературное чтение

Слайд 2Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Зимнее утро».  Оно представляет собой блестящую

зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Зимнее утро».  Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных

Слайд 4Мы читать тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ

благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

Александр Сергеевич
Пушкин

Мы читать тебя привыкли с детских лет,И дорог нам твой образ благородный,Ты рано смолк, но в памяти

Слайд 5Стихотворение написано автором в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были

наполнены не толь ко горестным чувства одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное- творческого вдохновения.  Написано стихотворение очень быстро, за один день 3 ноября 1829 года.
Стихотворение написано автором в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не толь ко горестным чувства

Слайд 6«Знаю, узнал, хочу узнать»

«Знаю, узнал, хочу узнать»

Слайд 7- Понравилось ли вам стихотворение? - Какое чувство возникло у вас,

когда вы его слушали? - От чьего имени ведется рассказ? - Какое настроение у рассказчика?
- Как мы называем стихотворения о чувствах человека? 

Зимнее утро

слушать

лирическое

- Понравилось ли вам стихотворение?  - Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

Слайд 8Зимнее утро смотреть

Зимнее утро смотреть

Слайд 9- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.
Стихотворение делится на части

– строфы.
Сколько строф в стихотворении?
- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?
- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.
- Как герой обращается к своей собеседнице?
- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице?
- Какие настроения испытывает герой Пушкина?
- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена?
- Каким настроением окрашена вторая строфа?
Докажите словами из текста.
  Какое настроение у героя?
- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы
- Приведите примеры.

- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении?

Слайд 10Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.
- Что можете сказать о

настроении героя?
- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.
- Как понимаете «янтарный блеск
Можно ли услышать, что происходит в доме?
Послушайте:
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…
- Какие согласные помогают передать треск дров в печи?
- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна?
- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?
- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?


- Какой вывод можно сделать:
это стихотворение о красоте зимнего утра;
это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.- Что можете сказать о настроении героя? - Мы заметили, что

Слайд 11 Зимнее утро
1.

Объясни значение слова «нега», «вечор», «нынче», «янтарь», «бурый».
2. Подбери синонимы к словам «прелестный», «вьюга», «думать», «бурый».
3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый».
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
5. Выпиши сравнения и метафоры
6. Сколько героев в этом стихотворении?
7. Выпиши, как называет поэт свою подругу.
8. Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.
9. Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.
10. Найди прием антитезы в этом стихотворении. Для чего он применен?

Зимнее утро1. Объясни значение слова «нега», «вечор», «нынче»,

Слайд 13нега - блаженство,
вечор - вечер,
нынче - сегодня,
янтарь -

окаменевшая смола хвойных деревьев,
бурый - цвет серовато-коричневый или тёмно-коричневый с красноватым отливом.

Северная Аврора- Аврора - древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда - так называют планету Венеру.

нега - блаженство, вечор - вечер, нынче - сегодня, янтарь - окаменевшая смола хвойных деревьев, бурый -

Слайд 14прелестный - красивый, отличный, привлекательный,
вьюга - ветер, метель, буран,
думать

- размышлять, рассуждать, соображать,
бурый - коричневатый, ржавый.

Синонимы

дремлешь - бодрствуешь,
великолепный - невзрачный, неприметный, нетерпеливый - терпеливый.

Антонимы

прелестный - красивый, отличный, привлекательный, вьюга - ветер, метель, буран, думать - размышлять, рассуждать, соображать, бурый -

Слайд 15сомкнуты негой взоры,
тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском
Эпитеты
Метафоры
звездою

севера, луна,
как бледное пятно,
великолепными коврами снег лежит
сомкнуты негой взоры, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блескомЭпитеты Метафоры звездою севера, луна, как бледное пятно, великолепными

Слайд 16Нет, т. к. здесь присутствует общение близких людей. Находясь в деревне,

они пережили зимнюю погоду и теперь испытывают радость от  ясного солнечного утра.)

Можно ли это стихотворение  назвать пейзажной зарисовкой?

Нет, т. к. здесь присутствует общение близких людей. Находясь в деревне, они пережили зимнюю погоду и теперь

Слайд 17-Найдите прием антитезы (противопоставление)
в этом стихотворении.
-Для чего он

применен?

Антитеза - резкая смена настроения или картин на противоположное. Для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.

В смене картин:  тепло комнаты – холод улицы;  состояние покоя на лежанке -  бег лошади   ; состояние размышления -  активное действие ( катание  на лошади ).

-Найдите прием антитезы (противопоставление)  в этом стихотворении. -Для чего он применен?Антитеза - резкая смена настроения или

Слайд 19Перечитайте стихотворение и подберите к каждой части заголовок.
1-я строфа –« Пробуждение».
2-я

 строфа – «Воспоминание о вчерашнем дне».
3- строфа –«Описание природы зимним утром.»
4 – строфа – «Описание  комнаты.»
5 – я строфа «Приглашение на прогулку.»
Перечитайте стихотворение и подберите к каждой части заголовок.1-я строфа –« Пробуждение».2-я  строфа – «Воспоминание о вчерашнем дне».3-

Слайд 20 Работа

в парах
- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам на до нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.
- Почему выбрали именно эти цвета?


1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет),
«навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)

2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)

Работа в парах- Перед вами палитра и

Слайд 213 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка…блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие

цвета)

4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)

5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и пустота)

3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка…блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет),

Слайд 22Работа над выразительностью чтения


- С одинаковой ли интонацией и настроением будем

читать каждую строфу?
- Что надо передать при чтении первой строфы?
- А второй строфы?
- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?
Работа над выразительностью чтения- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?- Что надо передать

Слайд 231 строфа – восторженность, призыв.
2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя

строка – радостное удивление.
3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы.
4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность.
5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.
1 строфа – восторженность, призыв.2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление.3 строфа –

Слайд 24Прочитайте самое красивое место в стихотворении.

Прочитайте самое красивое место в стихотворении.

Слайд 25Подбери строчки из стихотворения к иллюстрациям.

Подбери строчки из стихотворения к иллюстрациям.

Слайд 29Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица,

проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавец мой, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Найди ошибки в стихотворении.

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой

Слайд 30Вечор, ты помнишь, буря злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное

пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — Теперь же... погляди в окно:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:

Вечор, ты помнишь, буря злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные

Слайд 31Вся комната алмазным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но

знаешь: не велеть ли в санки Коровку бурую запречь?

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Вся комната алмазным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не

Слайд 32

Ответы. Зимнее утро
1. Объясни значение слова «нега» - блаженство,
«вечор» - вечер,
«нынче» - сегодня,
«янтарь» - окаменевшая смола хвойных деревьев,
«бурый» - цвет серовато-коричневый или тёмно-коричневый с красноватым отливом.
2. Подбери синонимы к словам «прелестный» - красивый, отличный, привлекательный,
«вьюга» - ветер, метель, буран,
«думать» - размышлять, рассуждать, соображать,
«бурый» - коричневатый, ржавый.
3.Подбери антонимы к словам «дремлешь» - бодрствуешь, «великолепный» - невзрачный, неприметный, «нетерпеливый» - терпеливый.
4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (сомкнуты негой взоры, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском)
5. Выпиши сравнения и метафоры (звездою севера, луна, как бледное пятно, великолепными коврами снег лежит)
6. Сколько героев в этом стихотворении? (2 - няня и автор)
7. Выпиши, как называет поэт свою подругу. (друг прелестный, красавица, друг милый)
8.Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.
9. Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.
10. Найди прием антитезы (противопоставление) в этом стихотворении. Для чего он применен?
Резкая смена настроения или картин на противоположное. Для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.
Ответы. Зимнее утро1. Объясни значение слова

Слайд 33-С каким произведением познакомились?
-Что нового для себя узнали?

-С каким произведением познакомились?-Что нового для себя узнали?

Слайд 34Какие открытия вы сделали на уроке?
Чему научил вас урок?
Кто доволен своей

работой?
Кто считает, что может работать лучше?
Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?
Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?
Какие открытия вы сделали на уроке?Чему научил вас урок?Кто доволен своей работой?Кто считает, что может работать лучше?Кому

Слайд 35Работа со стихами А.С. Пушкина:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/03/24/stikhotvoreniya-as-pushkina-voprosy-dlya-analiza

Работа со стихами А.С. Пушкина:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/03/24/stikhotvoreniya-as-pushkina-voprosy-dlya-analiza

Слайд 36«Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Применяется как на стадии объяснения нового


материала, так и на стадии закрепления.
Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
«Приём «Знаю, узнал, хочу узнать» Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть