Слайд 1Рассказ Бориса Екимова
«Давай здесь останемся жить» Работа
Репиной Екатерины Кирилловны
Москва 2018 год
Слайд 2Писатель Борис Екимов
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81+%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B&img_url=https%3A%2F%2Fimages.aif.ru%2F008%2F368%2Fa38f05370ab9418bf06e2dbebd7ebd14.jpg&pos=3&rpt=simage&stype=image&lr=213&parent-reqid=1528189386455613-1540598091958699944640923-sas1-0517&source=wiz
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81+%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B&img_url=https%3A%2F%2Fimages.aif.ru%2F008%2F368%2Fa38f05370ab9418bf06e2dbebd7ebd14.jpg&pos=3&rpt=simage&stype=image&lr=213&parent-reqid=1528189386455613-1540598091958699944640923-sas1-0517&source=wiz
Слайд 3Цель презентации
1.Вызвать у учащихся интерес к творчеству Бориса Екимова.
2.Настроить на интересное
написание сочинения на ЕГЭ по русскому языку, блок «Природа и человек».
Слайд 4Из биографии писателя
Борис Екимов-выдающийся русский писатель нашей современности.
Борис Екимов родился в
городе Игарка Красноярского края в 1938 году.
Его дебют как прозаика состоялся в 1965 году, после того, как был опубликован рассказ «Девушка в красном пальто», в 1974 году напечатанный в журнале «Молодая гвардия». Написал более двух сотен произведений. Член союза писателей Росси. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени
А. М. Горького.
В родном Волгограде Борис Екимов является самым признанным автором.
Внутренний мир человека автор раскрывает через многообразные проявления природы.
Слайд 5Рассказы Бориса Екимова
Нравственные проблемы никогда не оставят людей равнодушными.
Этические нормы
всегда были и будут интересны мировой и отечественной литературе.
Взаимоотношение поколений. Одиночество пожилых людей. Равнодушное отношение взрослых детей к пожилым родителям-вот основные темы многих рассказов Бориса Екимова.
Слайд 6Рассказы Бориса Екимова
Творчество Бориса Петровича Екимова пронизано тревогой за судьбу человека,
за его нравственное начало, его будущее.
Слайд 7Читаем и анализируем рассказ
1.Когда происходит действие рассказа?
(осенью).
2.В какой день отправились на прогулку
дедушка с трёхлетним внуком? («В один из будничных
дней поздней осени…).
3.Куда уехали на прогулку дедушка и внук? (в
соседний посёлок с громким названием
Пятиморск).
4.Кода был построен Пятиморск?(полвека назад
вместе с судоходным каналом).
Слайд 8Читаем и анализируем рассказ
5.Что радует душу в Пятиморске?(уютный
ухоженный скверик в центре посёлка и дичающий парк вдоль берега).
6.Как выглядела земля? ( «была устлана мягким
многоцветным ковром»).
7.Где находится посёлок Пятиморск? (на берегу
просторного водохранилища).
8.Как вёл себя внук на прогулках раньше? (обычно
любил поговорить, всё расспрашивал).
Слайд 9Читаем и анализируем рассказ
9.Чем занялся
Митя возле воды? (любимым делом: камешки
швырял в воду и бросал сухие палки и наблюдал за всем, что
происходит)
10.Где проходили обычные прогулки дедушки с
Митей?(около дом, где очень неспокойно, рядом целых три
мусорки).
11.А что увидел малыш в Пятиморске? (Царство осени.
Шелест листьев. Листопад. Красивую землю, воду, тёплый плеск волн. Дедушка везёт своего внука на автобусе в соседний посёлок).
12.А чем занимался Митя в сквере и парке?(сгребал листву
в кучу, падал на неё и радовался, подбрасывал листья кверху и
опять радовался).
Слайд 10Читаем и анализируем рассказ
13.Какая улыбка была на лице у Мити? Какой
эпитет использует автор?(блаженная улыбка).
14.Что подчёркивает автор, используя этот эпитет? (Природа оказывает на мальчика сильное воздействие, доставляет ему удовольствие и приносит радость, душа Мити отдыхает, природа умиротворяет).
15. Почему Митя прятал самые красивые листочки в карман?( Радости осени пронизывают душу малыша ещё большей любовью к окружающему миру, к маме, папе, к семье).
Слайд 11Читаем и анализируем рассказ
16.Что ещё привлекло внимание внука?(белка, плавучая церковь, старые
мостки, теплоход и волны от него).
17.Что предложил Митя в конце прогулки? («Давай здесь останемся жить»).
18.Как вы думаете, в чём смысл названия рассказа? Напишите подробный ответ на этот вопрос.
Слайд 12Читаем и анализируем рассказ
19.Какие проблемы в данном рассказе вы увидели?
(Проблема роли
природы в жизни человека,
проблема воздействия природы на человека).
20.Какие средства выразительности использует автор для раскрытия идеи рассказа?
Слайд 13Рассказ-аргумент для ЕГЭ
В рассказе Бориса Екимова «Давай здесь останемся жить» ярко
раскрывается проблема воздействия природы на человека. Дедушка-рассказчик, пребывая на прогулке со своим трёхлетним внуком Митей в соседнем посёлке, наблюдал за мальчиком и был поражён тем, что внук почти не разговаривал:осенняя природа так сильно увлекла ребёнка, что ему некогда было беседовать с дедушкой. Мы видим, как душа малыша отдыхает и радуется. Именно в Пятиморске Митя был очень спокоен. Здесь не
Слайд 14Рассказ-аргумент для ЕГЭ
было постоянно снующих машин, которых очень боялся Митя у
себя в посёлке. Он всё время прижимался к дедушке. Природа в Пятиморске оказалась для мальчика настоящим врачевателем. И детской радости не было конца: красивая земля, устланная разноцветным ковром осени, вода, теплоход, плавучая церковь, белочка- всё это позволило мальчику радоваться от всей души. Природа раскрывает нежность души Мити:
Слайд 15Рассказ-аргумент для ЕГЭ
Собирая осенние листья, мальчик самые красивые из них кладёт
в карман для папы и мамы. А как радуется малыш! Дедушка называет улыбку внука блаженной. И мы убеждаемся в том, что природа –настоящий наш целитель. Она лечит боль украдкой.Имено в Пятиморске Митя ничего не боится. На лоне природы малышу дышится легко и свободно.
Слайд 16Рассказ-аргумент для ЕГЭ.
А название рассказа очень точно раскрывает идею произведения и
авторскую позицию. Ведь Мите так понравился этот тихий поход, что в конце прогулки он предложил дедушке: «Давай здесь останемся жить». И сразу становится понятно, для чего Борис Екимов написал этот замечательный рассказ.
Природа является у Бориса Екимова лучшим связующим звеном для представителей двух поколений. В рассказе заложен огромный заряд нравственной силы и чистоты.