Слайд 1Урок-подготовка к сочинению
по роману И.С.Тургенева
«Отцы и дети»
Темы сочинений:
1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2) Русское дворянство в изображении Тургенева.
3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
6) Отношение к женщинам героев романа.
7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).
Слайд 3Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или
трагическая личность ?»
Слайд 4Требования к оформлению эпиграфа :
располагается на правой стороне листа;
оформляется без кавычек;
фамилия
и инициалы автора не заключаются в скобки;
точка после фамилии не ставится.
План.
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя.
Базаров - «новый» герой или трагическая личность?
«И весь портрет его вызывал неприятие…»
Программа жизни Базарова - нигилиста.
Сильные и слабые стороны его философии.
3.Испытание любовью.
4.Одинок ли Базаров?
5.Автор и его герой.
«Вечно живой образ».
Слайд 6. Создание вступления.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова, целые словосочетания
и предложения. Создать вариант вступления. Можно менять текст в целом, закончить вступление по своему усмотрению.
В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и Лермонтова. Тургенев почувствовал веяние времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою - _______________ Базарову.
Слайд 72. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева - роман
__________________. Его главный герой _________________________________________ взят из жизни, у него есть реальные прототипы. Он принадлежит к__________________.
Слайд 8
Задание:
Найдите
в данном наборе ошибки и запишите предложения, противоположные по смыслу исходным.
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
«Осколки» «Проверь свою грамотность»
В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача учащихся – рецензировать предложенный материал, добавив слова и словосочетания, исправить допущенные ошибки.
Слайд 10
1. Впервые мы ___________ в
__________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
_________________ меняе (ться, тся) что связано с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
«Клише»
Придумайте окончание заключительных фраз сочинения по заданному началу.
Слайд 13- В мировой литературе существует понятие «вечного образа»….
К таким образам относятся…
Образ лишнего человека – это...
_______________________________
- Базаров был нужен своему времени, потому что…
- Мне близок ( или не понятен) Базаров тем, что _________________________________
- Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что …
Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что…
_________________________________
Слайд 14
Современники об отцах и детях
Д. И. Писарев написал две
блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Слайд 15
М. А. Антонович «Асмодей4 нашего времени» (1862 г.).
В статье
«Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение
Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. “Отцы и дети”». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».