Слайд 1Комедия «Горе от ума»
Грибоедов – «человек одной книги»…
В.Ф. Ходасевич
Слайд 2 История создания
Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась на
протяжении трех лет — с 1822 по 1824 гг. /замысел формировался в 1818-1820г./ Первые два действия были написаны в Тифлисе в атмосфере дружеского общения с генералом А.П. Ермоловым и будущими декабристом В. Кюхельбекером.
В июне 1824 г. комедия была завершена.
Первое издание «Горя от ума» появилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 г., а полное, не искаженное цензурой, издание вышло только в 1862 г. /к тому времени в России многие знали её наизусть/
Слайд 3 Ровно полвека идут толки о “Горе от ума”,
и комедия, не говорим: для большинства, а для массы - остаётся непонятною…
Исследователь текста «Горя от ума» И. Д. Гарусов - 1875 г.
Слайд 5
Сюжет «Горя от ума», «план» объяснил наиболее полно и
ясно сам Грибоедов:
«…мне кажется, что он (план) прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (…и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает! никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок … Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить …а после, когда вмешивается личность «наших затронули», он предаётся анафеме. Кто-то со злости выдумал об нём, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована на счет своего сахара медовича. Что же может быть полнее этого?»
Слайд 6Художественное своеобразие пьесы
Грибоедов, наделённый художественным мышлением реалиста, в своей комедии отразил
неоднозначный, драматичный процесс столкновения передовых идей и консерватизма. Он создал в высшей степени новаторское произведение, открывающее эпоху реализма в русской литературе в целом.
Слайд 7Художественное своеобразие пьесы
В произведении с исторической достоверностью изображены события русской действительности 20-х годов
XIX в.
Жизненные явления показаны не в статических образах, а в динамике, в борьбе нового со старым.
Комедия А.С. Грибоедова — первая русская реалистическая комедия.
Реализм произведения состоит в типизации характеров и обстоятельств. Однако комедия всё ещё несёт в себе черты классицизма и романтизма:
1) единство места, времени и действия, «говорящие» фамилии, традиционные для классицистической комедии амплуа (служанка-наперсница, устраивающая свидания хозяйки, недалёкий отец, обманутый нежеланный жених);
2) романтическая исключительность главного героя-одиночки, противостоящего окружающему обществу.
Слайд 8Центральная проблема комедии
«Горе от ума» означена в её
названии — это проблема ума. Сам автор недвусмысленно указывал, что все герои, кроме Чацкого, глупцы. Однако каждый герой пьесы считает себя умным, а безумцами всех, кто не разделяет его мнений.
При этом каждый герой по-своему понимает ум: для Фамусова и его окружения ум проявляется в умении приспосабливаться к обстоятельствам и извлекать максимальную выгоду, «умно» — подхалимничать, подличать, владеть «душами», заключать браки по расчёту; ум Чацкого — в его образованности, в понимании противоречий общественно-политической жизни, в способности объективно, с позиции здравого смысла оценивать ситуацию и поступки людей.
Слайд 9А КАКИЕ ЕЩЁ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРОБЛЕМЫ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В КОМЕДИИ
«Горе от ума»?
Слайд 10Проблематика комедии
Проблема ума тесно связана с другими проблемами
произведения:
философскими (проблема счастья, смысла жизни),
социально-политическими (проблемы социальной несправедливости, отношения к крепостному праву, государственного устройства и службы),
национально-историческими (отношение русских к национальной культуре, воспитанию и образованию),
нравственно-этическими (проблема правды и лжи, чести и бесчестья).
Идейным содержанием комедии является обличение низкопоклонства и нравственной низости, отстаивание идей национальной самобытности русской культуры, защита патриотизма и просвещения (политическая злободневность).
Слайд 11В чём своеобразие конфликта комедии?
Нарушив многовековую традицию, драматург в основу своей
комедии положил не любовный, а социальный конфликт – противоборство двух идеологий, столкновение века нынешнего с веком минувшим. Это поразило даже Пушкина («…недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину – прелестна! – и как натурально! Вот на чём должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел – его воля»)
Однако Грибоедов не отказался и от любовной коллизии.
Таким образом, конфликт социальный осложняется конфликтом любовным, развитие действия становится острым и напряжённым.
Итак, две сюжетные линии.
Они в равной степени необходимы,
чтобы понять мировоззрение, характеры,
психологию и взаимоотношения
действующих лиц.
Оба конфликта развиваются параллельно.
Слайд 12Экспозиция
Почти весь первый
акт – 1-7 явл.
Какова атмосфера фамусовского дома?
Все отношения пронизаны ложью!
Все варианты и формы обмана
представлены здесь…
Слайд 13Завязка
Завязка любовного сюжета?
Приезд Чацкого и его первый разговор с Софией /д.
1, явл. 7/
Завязка общественно-идеологического конфликта?
Первый разговор Чацкого и Фамусова /д. 2, явл. 2/
Слайд 14Развитие действия
Этапы развития действия любовного конфликта - диалоги Чацкого и Софии.
Что пытается выяснить Чацкий?
Конфликт Чацкого с фамусовским обществом включает в себя ряд частных конфликтов: словесные дуэли Ч. с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и др. представителями московского общества…
Грибоедов создаёт не только широкую
«картину нравов» /на сцене множество
второстепенных персонажей!/, но и показывает психологию и жизненные принципы людей, обступающих Чацкого со всех сторон…
Темп развития действия в комедии – молниеносный.
Слайд 15Кульминация
Что для вас яляется кульминационной точкой развития действия?
В основе кульминации общественно-идеологического
сюжета – слух о сумасшествии Чацкого (д. 3, явл. 14-21), повод к возникновению которого подала София. Став источником сплетни, героиня «сожгла мосты» между собой и бывшим возлюбленным. Таким образом, внешне самостоятельные сюжетные линии пьесы пересекаются в общей кульминационной точке - (д. 3, явл. 14-21)
Слайд 16РАЗВЯЗКА
После кульминации сюжетные линии вновь расходятся!
Развязка любовной интриги наполнена таким драматизмом
(д.4, явл. 11-13), что может восприниматься и как кульминация/подлость Молчалина, ложь и мстительность Софии выходят наружу, боль Чацкого становится невыносимой, и он покидает Москву/
Развязка общественного конфликта вынесена за рамки произведения, у пьесы открытый финал: читатель сам должен решить, что ждёт героев в дальнейшем…
Благодаря автору мы выходим за рамки сюжета, ощущаем протяжённость времени и сложность жизни, понимая, что не получится с налёту решить труднейшие вопросы социального бытия, как это попытался сделать Чацкий – «застрельщик и – всегда жертва» (И. А. Гончаров)
Слайд 17Поразмышляем /к действию 1/:
Как вы думаете, почему пьеса начинается репликой служанки
Лизы? Какую тему задаёт эта реплика?
Какие особенности натуры Софии проявляются в сцене её «сна» ( д.1 явл.4)?
Какое представление о характере Молчалина можно получить по первым его репликам?
Какие качества Чацкого и Молчалина сравнивает София? Что она ищет в избраннике?
Как характеризует Чацкого его первый монолог «Чуть свет – уж на ногах…»?
Слайд 18Поразмышляем /к действию 2/:
Какую роль в раскрытии образа Фамусова играет его
монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой…»?
Явление 2 этого действия – завязка социального конфликта. Стремится ли Ч. вступать в этот конфликт? Каким образом Фамусов невольно провоцирует Чацкого?
Почему так важна сцена «падения с лошади»? Как проявляют себя здесь София, Чацкий, Скалозуб?
Слайд 19Домашнее задание
Выберите в тексте афоризмы, наиболее характерные для каждого персонажа. На
основе этого сделайте вывод о сути характера действующих лиц /письменно к 12.12/.
Учим наизусть монологи /до16.12/
Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» или «Вот то-то, все вы гордецы…»
Чацкого «А судьи кто?..»
Читаем 3-4 действия /проверочная работа на знание 3-4 действий //к 8.12/