Слайд 1Михаил Афанасьевич Булгаков.
1891 - 1940
Слайд 2Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный –
всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь Все остальное в нем, даже и очень значительное, - уже вторично, зависимо от этого главного, привлекавшего к себе как магнит…
В. Виленкин.
Слайд 3Творческое наследие
М. Булгакова.
«Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые
яйца», «Дьяволиада», «Бег», «Мастер и Маргарита», «Жизнь господина де Мольера», «Зойкина квартира», «Иван Васильевич», «Багровый остров», «Кабала святош», «Адам и Ева», «Батум», «Последние дни»…
Слайд 4Что повлияло на формирование характера
и
мировоззрения писателя?
Слайд 6Особенности художественного метода писателя.
Приверженность идее творческой свободы.
Противостояние оболваниванию личности, воспитанию рабов,
подхалимов.
Глубокий скептицизм в отношении революционного процесса и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции.
Сатирическое изображение бесчисленных уродств быта того времени, страшных черт народа.
Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего строя в стране.
Умение беспристрастно стать над красными и белыми.
Слайд 7
Ставил человека перед лицом вечности; задавался вопросом о нравственной цели бытия.
Извечная
борьба Добра и Зла, нравственности и аморальности – постоянная тема произведений писателя.
Трагическая судьба художника , его тяжелые отношения с властью – другая проблема, волновавшая писателя.
Тоску, разочарование в человечестве надеялся победить Любовью, Добром, Справедливостью, Честью и Творчеством.
Любовь и идиллический семейный уют царят во всех произведениях.
Слайд 8Роман «Мастер и Маргарита»
Время написания с 1928 по 1940 гг., сделал
8 редакций.
1966 – 1967 гг. издан в журнале «Москва» (159 изъятий), полный текст издан в Париже.
Слайд 9Жанр произведения.
Бытовой роман – воспроизведены картины московского быта 20-30-х годов.
Фантастический
– появление свиты Воланда в современном обществе, их проделки.
Философский – размышления о Добре и Зле, предательстве, трусости, нравственных устоях.
Любовно-лирический – всепобеждающая любовь Маргариты.
Сатирический – изобличает пороки общества.
Слайд 10История создания романа.
Первые наброски 1929 год. Дьявол появляется в Москве в
одиночку, без свиты и рассказывает историю Иисуса Христа, описывая его муки. Словно добивается, чтобы собеседники в зеркале стародавних событий, в решении синедриона и прокуратора увидели и свой рапповский, зверский фанатизм. Сатану сделал главным персонажем, выставив против литературных врагов в литературном и театральном мире.
Слайд 111929 год.
После запрещения сочинений уничтожил труд: разорвал вдоль страниц, сжег
одну половину, оставив одну у корешка в доказательство, что роман существовал.
Слайд 121931 год.
Вновь взялся за работу, решив ввести в роман то, что
пережито за два года. Появился двойник автора – независимая личность со своим характером. Со своей историей. Появилась Маргарита, прототипом которой стала Елена Сергеевна. У Воланда появилась свита, сам Воланд высвободился для деяний более достойных для вечного и всемогущего Князя Тьмы.
Слайд 13
МАСТЕР
Иван Бездомный
Алоизий Магарыч
Берлиоз
Воланд и его свита: Коровьев, Бегемот, Азазелло, Гелла
Слайд 14Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»
Роман о Понтии Пилате
- ?
Главный герой – Иешуа Га-Ноцри.
Духовная власть во главе с первосвященником Каифой узнает о бродячем философе Иешуа, его проповедях . Проповеди эти отклоняются от общепринятых догматов веры иудаизма, являются ересью, следовательно Иешуа представляет реальную угрозу духовной власти Иудеи. Каифа принимает решение: выдвинуть против Иешуа обвинение. Чтобы составы преступления был налицо.
Слайд 15Понтий Пилат, разобрав дело Иешуа и поговорив с ним, понял, что
бродячий философ ни в чем не виноват и не представляет собой угрозу римской власти. Пилат боится защитить Иешуа, трусит за свое положение в обществе, перед публичным осмеянием, гневом римского императора. Отдает Иешуа на суд толпе, которая обрекает последнего на казнь.
Слайд 16Иуда предает Иешуа во имя собственного благополучия.
Слайд 17В 20 – 30-е годы советских людей охватила эпидемия трех греховных
вирусов – Каифы, Иуды, Пилата. Фанатизма, предательства, трусости.
Фанатизм – 1) исступленная религиозность; 2) страстная преданность какому-то делу.
Предательство – измена.
Трусость – робость, боязливость.
Слайд 18Тема творчества в романе.
Сатирическое описание театральной и литературной жизни.
Описание литературной жизни
делится на две самостоятельные линии: талантливого писателя и централизованной писательской организации (Мастер и МАССОЛИТ), свободного человека и тоталитарной власти.
Слайд 19МАССОЛИТ – советская писательская организация дает заказ на темы, идеи, а
члены обеспечиваются за это соответствующими материальными наградами и привилегиями. В МАССОЛИТЕ 3111 человек, но упоминанием о творчестве удостаиваются только Бездомный и Рюхин.
Слайд 20Председатель МАССОЛИТА и редактор толстого журнала – Михаил Берлиоз, глава ведомства,
убивающего таланты.
Писатель ↔ МАСТЕР.
МАСТЕР ↔ МАССОЛИТовская критика.
Каифа ↔ Иешуа.
↔
Слайд 21Сатирические мотивы в романе.
Миссия выявлять и разоблачать пороки возложена на Воланда
и его свиту.
Наказание Берлиоза, возомнившего себя всесильным человеком.
Сеанс массового гипноза в варьете. Сеанс «разоблачения».
Шутка Коровьева в филиале зрелищной комиссии.
Наказание директора варьете, Степы Лиходеева.
Администратора Варенухи (вампир).
Финдиректора Римского (встреча с нечистью).
Грустного буфетчика (болезнь).
Конферансье Жоржа Бенгальского (без головы).
Председателя зрелищной комиссии Прохора Петровича (пустой костюм).
Киевского дяди Берлиоза.
Председателя жилищного товарищества, Никанора Ивановича (пачка долларов).
Слайд 22Силы добра и зла оказываются связанными одной задачей: они противостоят ханжеству,
лицемерию, невежеству, душевной скудости и подлости современного мещанского общества.
«Где сатана называет себя частью той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает добро».
Слайд 23Тема всепобеждающей любви в романе.
Маргарита – единственный персонаж без двойника.
Избранность, неповторимость
Маргариты и ее чувства, глубокого, доходящего до самопожертвования. Она во имя спасения Мастера заключает договор с дьяволом, губит свою бессмертную душу. Совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя.
С Маргаритой связан любимый образ дома, семейного очага, истинные ценности: милосердие, честность, правда, вера, любовь.
Слайд 24Почему роман «Мастер и Маргарита» - вершинное произведение М. Булгакова?
Слайд 25Напишите сочинение на одну из тем.
Проблема нравственного выбора в романе «Мастер
и Маргарита».
Тема творчества в романе.
Судьба художника в романе.
Сатирические мотивы в романе.
Тема всепобеждающей любви в романе.