Слайд 1Цветаева
Жизнь.Судьба.Поэзия.
Слайд 2Жизнь
26 сентября 1894 года, с субботы на воскресенье, в полночь на
Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.
Слайд 3Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный филолог и
искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств
Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.
Слайд 4Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни
матери она подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии.
«Дом Тьо» был куплен в 1899 г. дедом М.Цветаевой по материнской линии А.Д. Мейном. После его смерти в доме прожила последние 20 лет своей жизни его вторая жена, которую малолетние Марина и Ася прозвали «Тьо». Тьо от "тёти", так как не родная бабушка велела звать её тётя. Прозвище «Тьо» перешло и на дом. В этом доме Марина и Анастасия Цветаевы жили во время зимних приездов в Тарусу в 1907-1910 гг.
Слайд 5Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии
М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
Слайд 6В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.
Я
с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге… Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена - Слагают стансы- и идут на плаху.
3 июня 1914
Слайд 727 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.
В
этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
Слайд 8В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода
в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми, а в 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж
Слайд 931 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в
доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну).
Слайд 10Ранее детство поэтессы проходило в Москве, а летние месяцы – в
Тарусе на р. Ока. Это было настоящее счастливое детство с походами в театр, елками и маскарадами, с выездами на дачу. Мать будущей поэтессы Мария Александровна заметила, что девочка «бубнит рифмы», когда той было 4 года, а настоящие стихи Марина стала писать в возрасте семи лет. Но эта идиллия закончилась когда девочке исполнилось 10 лет. В это время мать ее заболела туберкулезом, лучшим лекарством от которого считался оптимальный климат, в поисках которого семья начала ездить по Европе, живя попеременно то в Германии, то в Швейцарии, то в Италии. В 1905 г семейство переехало в Крым, а годом позже Мария Александровна скончалась. Первая книга Марины вышла в 1910 году, когда юному дарованию исполнилось 18 лет, называлась она «Вечерний альбом»
Судьба
Семейная жизнь поэтессы пошла наперекосяк в тот момент, когда Эфрон увлекся политической борьбой, он стал сторонником белого движения и покинул семью на 4 года, вступив в добровольческую армию. На тот момент в семье было уже две дочери и забота о них целиком и полностью легла на плечи Марины. Голод и разруха свирепствовали в стране, спасая от них дочерей, Марина в 1819 году сдала Ирину и Ариадну в Кунцевский приют. Вскоре после этого девочки заболели и Марина забрала Ариадну обратно, а младшая дочь спустя два месяца умерла в приюте, что стало страшным ударом для поэтессы и отразилось на ее творчестве. Ирина умерла в приюте в тот период, когда Марина боролась с приступами малярии у старшей дочери, некоторые стихи Цветаевой отражают эти события.
Прожив несколько лет в нищете Эфрон, начинает предпринимать попытки вернуться на родину, для этого он начинает сотрудничать с НКВД, его стремление уехать поддерживает дочь. Весной 1937 г Ариадна все-таки уезжает на родину, а осенью того же года Эфрон бежит из Франции, оказавшись замешанным в политическом убийстве. Мария с сыном вернулись в Россию летом 1939 г, а осенью НКВД арестовало сначала Ариадну, а затем Сергея. Жизнь поэтесса свелась к постоянным поискам работы и собираниям передач мужу и дочери. Не выдержав свалившихся на нее бед, загнанная в угол жизнью Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года, повесившись на веревке, которую Б. Пастернак принес ей, помогая укладывать чемоданы перед отправкой в эвакуацию в Елабугу, куда ее отправили летом того же года.
Слайд 11Возвращение в СССР
Первой из семьи вернулась на родину Ариадна — в
марте 1937 года. В августе 1939 года она была арестована, реабилитирована только в 1955 году после 15 лет репрессий. Сергей Эфрон бежал на родину в октябре 1937 года, а в августе 1941 года его расстреляли.
Марина Цветаева приехала в СССР в 1939 году, жила на даче НКВД. Занималась переводами, практически не писала стихов. Началась война, и в первых числах августа 1941 года поэтесса уехала в эвакуацию вместе с сыном, на пароходе прибыла в Елабугу.
Пыталась устроиться посудомойкой в столовую Литфонда в Чистополе, но ей отказали — на совете писательских жен посчитали, что она может быть немецким шпионом.
Слайд 12Интересные факты из жизни Цветаевой
Знакомство с будущим мужем произошло романтично,
в Крыму, в 1911 году. Марина, в то время начинающая поэтесса, гостила здесь по приглашению Максимилиана Волошина, своего близкого друга. Сергей Эфрон в Крым приехал для того, чтобы подлечиться после чахотки, а также прийти в себя после самоубийства матери. Уже в 1912 году, в январе, они поженились. В это же время у Цветаевой родилась дочь Ариадна. Однако, несмотря на то, что Марина своего мужа очень ценила, спустя 2 года после рождения Али (так называли домашние Ариадну) она окунается с головой в новый роман. Причем на этот раз женщину, поэтессу и переводчицу Софью Парнок, полюбила Цветаева Марина Ивановна. Краткая биография для детей, конечно, об этом не упоминает. Очень болезненно пережил Эфрон увлечение своей супруги, но простил. В 1916 году, после множества ссор и примирений, Цветаева окончательно рассталась с Парнок и вернулась в семью. После примирения с мужем в 1917 году Марина родила Ирину, ставшую разочарованием для Цветаевой, которая хотела сына.
Личная жизнь этой поэтессы (сама она не любила это слово, именовала себя поэтом) от ее творчества неотделима. Поэтому следует рассказать о нескольких любопытных фактах, которыми отмечена ее биография. Марина Ивановна Цветаева писала лучшие свои произведения в состоянии влюбленности, в момент сильных душевных переживаний. –
Много бурных романов было в жизни Марины, однако единственная любовь прошла через всю жизнь поэта - это Сергей Эфрон, который стал ее мужем и отцом ее детей
Слайд 13Поэзия
Марина Ивановна Цветаева начала писать стихи в 6-летнем возрасте. Первый сборник
стихов «Вечерний альбом» вышел, когда ей было 18 лет.
Цветаева написала более 500 лирических стихотворений, 8 драм, 17 поэм (среди них поэма-сказка «Царь-девица», поэмы «Переулочки», «На красном коне», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Перекоп»), великолепные прозаические произведения. Наиболее интересны те работы, в которых она серьёзно исследует поэзию Пушкина, Пастернака, Маяковского («Мой Пушкин», «Поэт и время», «Световой ливень», «Эпос и лирика современной России»).
Слайд 14С раннего детства Марина жила в мире героев прочитанных книг: исторических
и вымышленных, литературных и реальных, одинаково страдая за всех. В жизни юная Цветаева была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорил: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предпочитает гармонию и любовь к душевному косноязычию, предельную простоту. Ее жизнь – клубок прозрений и ошибок». Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только на русском, но и на французском и немецком языках). В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, собрала стопку стихов – исповедь за последние два года и отнесла в типографию А. И. Мамонтова. Заплатив за печатанье 500 экземпляров, через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием «Вечерний альбом»
Слайд 15Особенности поэзии
Неожиданная рифмовка строк в строфе. Рифма часто лишь приблизительная.
Смысловая
сжатость. Стремительный ритм рвёт плавное течение фразы, и в результате она дробится на отдельные смысловые куски — в тексте остаются только опорные фрагменты, а всё понятие опускается, вместо них — тире, пауза.
Афористичность. Формально все эти особенности проявляются в выходе фразы за рамки традиционной поэтической строфы и в многочисленных паузах-тире.
Её поэзия своеобразна и непосредственна: особый распев, узнаваемые интонации. Стихи Цветаевой отмечают:
Необычность ритмического строя. В её стихи надо вслушиваться, а не вчитываться. В них богатство звуков, что выражено построением одних и тех же согласных звуков в разных словах, неоднократными повторами ключевого слова, звуковой перекличкой сходных по звучанию слов. Сила её стихов не в зрительных образах, а в завораживающем потоке всё время меняющихся ритмов.
Слайд 16Москва в ее стихах - воплощение гармонии:
прозрачными акварельными красками рисует Цветаева
лирический образ города;
в ритмическом плане стихотворение напоминает старинную танцевальную мелодию;
слова передают аромат давних времен: «вековые ворота», «деревянный забор», домики, где «потолки расписные» и «клавесина аккорды».
Стихи о Москве
Слайд 17Марина Цветаева 17 лет прожила вдали от Родины. Этот период в
жизни и творчестве поэтессы стал величайшим испытанием. Вот стихи этого времени, в них боль души поэта:
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма…
1934 г.
Слайд 18Домики старой Москвы
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно
дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды,-
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
1911 -1912 гг
Слайд 19Облик Москвы в ранней поэзии светел. Город присутствует и в снах
героини, и в ее мечтах. Гармония их взаимоотношений еще ничем не нарушена. Это представление о городе совпадает с представлениями о Родине
Слайд 20Родина
О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до
меня:
«Россия, родина моя!»
Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!
Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!
1931 г.
Слайд 21«Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд».
Марина Цветаева — одна из
неугасаемых звезд поэзии XX века. Поэзия Марины Цветаевой постоянно видоизменялась, сдвигала привычные очертания, на ней появлялись новые ландшафты, начинали раздаваться иные звуки. В творческом развитии Цветаевой неизменно проявлялась характерная для нее закономерность Марина Цветаева писала также на немецком и французском языках.
Сегодня Цветаеву знают и любят миллионы людей — не только у нас, но и во всем мире. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Иные стихи кажутся такими давними и привычными, словно они существовали всегда — как русский пейзаж, как рябина у дороги, как полная луна, залившая весенний сад, и как извечный женский голос, перехваченный любовью и страданьем.
Слайд 22«Ты будешь невинной, тонкой…»
Марина Цветаева выбрала для девочки необычное имя Ариадна.
В детстве Аля была вторым «я» Цветаевой, существовало неразрывное единство между матерью и дочерью.
Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной – и всем чужой. Стремительной амазонкой. Пленительной госпожой, И косы свои, пожалуй, Ты будешь носить как шлем. Ты будешь царица бала И всех молодых поэм. И многих пронзит, царица, Насмешливый твой клинок. И все, что мне – только снится, Ты будешь иметь у ног. Всё будет тебе покорно, И все при тебе – тихи Ты будешь, как я – бесспорно – И лучше – писать стихи…