Слайд 1Жизнь и творчество
Н.А.Некрасова
Цель: знакомство с биографией поэта,
дать общее представление
об основных вехах творчества,
раскрыть глубину поэтического мастерства, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.
«
Слайд 2«
«То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть…»
Эту мысль Некрасов по-разному
повторяет в своих статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что желать счастья родине –значит ненавидеть все, что ее позорит. Истинный патриотизм не может мириться с угнетением и рабской покорностью.
Слайд 3Мечта о народной революции, стремление приблизить ее одушевляет все творчество поэта.
Он хочет, чтобы каждый мыслящий человек в России понял :
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей…
Перед нами стихотворение Некрасова «Родина» (1846).
В нем отражены далекие воспоминания, тягостные впечатления юного сердца, раненного в детстве и навсегда сохранившего боль первых ран.
Слайд 4- "
ДЕТСТВО
О семье и жизни в Грешневе известно довольно мало,
частью из-за противоречивости свидетельств, частью благодаря стараниям самого поэта, всю жизнь создававшего миф о своей биографии. В своих автобиографических записках Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок .
Слайд 5Обстановка помещичьей усадьбы, где вырос Некрасов, не развратила, а закалила душу
будущего поэта, наполнила его отвращением к миру рабства и насилия.
Окна грешневской усадьбы выходили на знаменитую Владимирку, которую народ назвал «проторенной цепями»: по ней гнали колодников в Сибирь, на каторгу. Виденные картины воплотились в одном из стихотворений «Перед дождем»:
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
Слайд 6В Петербурге
В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5
классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки.
Слайд 7Вполне понятно, почему в стихах часто встречается образ Петербурга – города
страшных социальных контрастов:
Город пышный ,город бедный,
Дух неволи, стройный вид.
Свод небес зелено-бледный,
Скука, голод и гранит.
«Восемь лет я боролся с нищетою, видел лицом к лицу голодную смерть…Уму непостижимо, сколько я работал!»- вспоминал поэт.
Слайд 8Начало творческого пути.
Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма
для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду » и в «Литературной газете », фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре.
Слайд 10 В начале 1840-х гг.
На поэта
приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой .
В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками ».Его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью. Там познакомился и близко сошелся с Белинским, оказавшим на Некрасова большое влияние
Слайд 11Белинский же привел начинающего литератора в дом публициста И. И. Панаева,
где Некрасов познакомился с супругой Панаева Авдотьей Яковлевной, женщиной незаурядной и талантливой, позднее ставшей его гражданской женой. Их отношения продолжались более 15 лет .
Слайд 12Работа в
«Современнике»
В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников «Статейки
в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник »
.
В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».
Слайд 13Работа в «Отечественных записках»
В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и
до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е. Салтыковым. «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».
В 1843 году поэт знакомится с Виссарионом Белинским , который становится его духовным учителем . В 1846 году Николай Некрасов с И Панаевым берет в аренду журнал «Современник» , в котором постепенно сосредоточились все лучшие силы тогдашней литературы . В 1862 году Некрасов становится редактором журнала «Отечественные записки» . В нем Некрасов печатает лучшие свои стихи и поэмы , в том числе «Коробейники» , «Мороз , Красный нос» , «Русские женщины» , частично «Кому на Руси жить хорошо» .
Обложка журнала
Страница из журнала «Отечественные записки»
Слайд 15В 1854 по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н. Г.
Чернышевский, а затем — литературный критик Н. А. Добролюбов. Но в 1862 после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете.
В 1862, после того, как лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда же он приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
Слайд 16Расцвет творчества Некрасова
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов.
В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта .
Слайд 17Отзывы о творчестве поэта.
Тургенев написал: «А Некрасова стихотворения, собранные в один
фокус,— жгутся».
А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!».
Слайд 18Стихотворения
В стихотворении «Поэт и гражданин» впервые поэт поднял вопрос о соотношении
чистого искусства и гражданской поэзии.
Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская».
Неврев «Торг».
Перов «Проводы покойника»
Венецианов «На жатве. Лето».
Слайд 19О поэмах.
Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была
способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики
Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» посвящена сестре поэта Анне Алексеевне Буткевич
Слайд 20Мотивы поэзии Некрасова.
Центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям,
раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю сопутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям. Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе.
Слайд 21Поэма
«Русские женщины»
М. Н. Волконская,
А. Г. Муравьева
Е. И. Трубецкая,
С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг поэта отмечено усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам и обращением к традиционным образцам русской поэзии.
Слайд 22Мария Николаевна Волконская
Одна из первых жен декабристов, разделивших участь своих мужей
— ссылку в Сибирь. А. С. Пушкин, знавший Марию Николаевну еще в юности, посвятил ей несколько строк в первой главе «Евгения Онегина»: «Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Нет, никогда порыв страстей Так не терзал души моей!».
Слайд 23«Кому на Руси жить хорошо?»
Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился
замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876).
Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо?
В «Прологе» намечена четкая схема путешествия — встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.
Слайд 24Начало работы Н.А. Некрасова над поэмой «Кому на Руси жить хорошо?»
относят к 1865 году, и эта работа продолжалась до 1877 года. Однако есть свидетельства о том, что работу над ней Некрасов начал уже в 1860 году. Поэма осталась незаконченной, поэтому нумерация ее частей принята такой, какую дал сам поэт в процессе работы над ней: 1. Пролог и первая часть. 2. Крестьянка. 3. Последыш. 4. Пир — на весь мир.
Слайд 25Последние дни жизни.
В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург,
ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
Слайд 27«Последние песни»
Все, чем жил поэт, о чем думал на пороге смерти,
с потрясающей силой звучит в его «Последних песнях»:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
Слайд 28
Именем Некрасова названы улицы: в Петербурге в 1918, в
Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке №9 Смольнинского района и Педагогическому училищу №1. В 1971 году на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову.
Слайд 29Ф . Достоевский позднее написал о Некрасове : «Это было раненное
в самом начале жизни сердце ; и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».