Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5
Заключительный урок по рассказу В.Астафьева
Слайд 2План урока:
Разминка – «Мозговой штурм».
Вспомним содержание.
Теория литературы.
Перескажем любой
эпизод.
Ответим на вопросы.
Рассмотрим и соотнесём с текстом иллюстрации.
Охарактеризуем художественные средства выражения, используемые автором.
Работаем в группах.
Составим небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов. Вопрос.
Какова главная мысль этого рассказа.
Слайд 32).Теория литературы.
Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном
произведении.
Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
Слайд 44).Ответим на вопросы:
«Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя
руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика?
Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?
Слайд 54.Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия», «левонтьевские орлы»,
«братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему?
5. Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок?
6. Был ли обман в вашей жизни? А было ли так, что вас не наказывали за это? Почему?
Слайд 96).Художественные средства выражения.
«Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то
ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет?
«- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.
Слайд 103.
Что общего между сапогом, флюгером, буреломом и деревом? Не знаете? Тогда
прочитайте отрывок из стихотворения Н.Матвеевой:
Скажите, а зачем
Шарманка нам нужна?
И хриплая совсем,
И сиплая она.
Скрежещет, как возок,
Скрипит, как бурелом,
Как флюгер, как сапог,
Как дерево с дуплом.
Все эти слова служат сравнениями, характеризуют одно свойство шарманки. Какое?
Слайд 11А вот, как Н.Матвеева говорит о посадке на электричку:
Все входили в вагоны,
Как река
С гордым видом вступает
В берега.
Я же бросился в вагон,
Как бросаются в огонь,
Как бросаются в атаку
На врага.
Как входят все? Как можно охарактеризовать поведение героя?
Слайд 12Задание для групп:
Попробуйте придумать сравнения по заданному началу. Лучшими окажутся те
сравнения, которые лучше помогут представить предмет, отличаются точностью и неожиданностью.
1группа: «Она была прекрасна, как…»
2группа: «Бабушка добрая, как…»
3группа: «Пряник вкусный, как…»
Слайд 138. Словарь «сибирских» диалектизмов.
Увал.
Туесок.
Заполошная.
Шаньга.
Заимка.
Поскотина.
Яр.
С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
Слайд 14Какова главная мысль этого текста?
В каких словах она заключается?
Как вы
её понимаете?
Слайд 15Домашнее задание:
Чтение и пересказ рассказа «Уроки французского».