Слайд 1Язык комедии
Н.В.Гоголя
«Ревизор»
Составила учитель русского языка и литературы МБОУ «Урахчиская ООШ»
Рыбно-Слободского района РТ
Ахметзянова Л.И.
Слайд 2
Н.В.Гоголь принадлежал к числу величайших деятелей классической русской литературы, оказавшей огромное
влияние на развитие передовой культуры всего человечества.
Слайд 3
Одним из самых лучших произведений Гоголя является комедия «Ревизор»., который был
написан 1836 году.
« В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России , какое я когда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»,-так перевел Гоголь с языка искусства на язык логики основную идею своей комедии.
Слайд 4Язык в комедии Гоголя «Ревизор» является средством типизации и индивидуализации образов-характеров.
Слайд 5
Самая богатая и относительно разнообразная речь –это речь городничего. Оно и
понятно: он умнее других чиновников:»он мошенников над мошенниками обманывал» и «трех губернаторов обманул».
Слайд 6Лексический состав речи городничего
Канцеляризмы :уведомить, достоверные,
подведомственные заведения, почтовая контора, ассигнована сумма, рапорт, доложить, титулярные, ход дела, уполномоченная особа. ,
Просторечия :этакие, шалость, худо, слышь, пронюхаешь, давеча, особливо, сплутовать, важничаешь, отбояриться , дескать, ей-ей.
Вульгаризмы: рожа, старый чорт, брюхо, свиные рыла, чортово семя, трещотки проклятые, глупый баран, врет, старый дурак.
Слайд 7Фразеология речи городничего:
Религиозная:
«Что вы, господь с вами!»
«Господи ,
помилуй нас, грешных!»
«Выносите, святые угодники!»
«Авось , бог вынесет и теперь.»
«Дай только , боже, чтобы все сошло с рук поскорее»
«Господи, боже мой , как бы устроить так, чтобы начальство увидело мою ревность и было бы довольно?!»
Слайд 8Фразеология речи городничего:
Бюрократическая:«Обязанности мои, как градоначальника здешнего города , заботиться о
том, чтобы приезжающим и всем благородным людям не было никаких притеснений».
Книжная :«Нет человека , который бы за собою не имел бы каких-нибудь грехов. Это уж так самим богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят».«Оно, чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя».
Просторечная:«Знаем, в чей огород камешек бросает!»«Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то на языке».«А ты себе и в ус не дуешь».«Волосы дыбом подымаются».»Что будет , то будет, попробовать на авось».
Слайд 10«Я пригласил вас , господа При первом известии, с тем, чтобы
сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор!»
Характеристика интонации: спокойная, деловитая, рассудительная, с дружескими советами своим коллегам-чиновникам.
«Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам».
Слайд 11При первой встрече с Хлестаковым
.Внешне:
страстно-вежливая. Внутренне: плутовская,расчетливая, сопровождаемая
оценкой и взвешиванием обстоятельств.
Вслух: «Осмелюсь ли спросить: куда и в какие места ехать изволите?»
Про себя: «В Саратовскую губернию ! А? и не краснеет! О, да с ним нужно ухо востро!»
Слайд 12Характеристика интонации при встрече с слугами и солдатами
Снисходительная, покровительст-
венная и заискивающая.
«А мне очень нравится твое лицо. Друг, ты должно быть честный человек».
Слайд 13В разговоре с купцами.Ироническая, злорадная, грубая.«А здорово, соколики!...Семь чертей и одна
Слайд 14Городничий очень нежен с женой и дочерью.
Слайд 15После помолвки своей дочери с Хлестаковым.Самодовольная , откровенно-торжественная, почти кричащая.«Да, объяви
всем, чтоб знали: что вот, дескать, какую честь бог послал городничему, что выдает дочь свою-не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого ,что и на свете еще не было, что может все сделать все, все, все!».
Слайд 16В последнем монологе:
Страстно-исступленная, взволнованная, исполненная самобичевания и злобы.
«Вот смотрите, весь
мир , всё христианство , все смотрите, как одурачен городничий! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь колокольчиком заливается по всей дороге! Вот что обидно! …Чему смеетесь? Над собой смеетесь!...Эх вы! Узлом бы всех завязал, в муку бы стер …
Слайд 18
Все это индивидуализирует образ городничего, выделяет из ряда других персонажей
комедии, а вместе с тем подчеркивает типические черты чиновника крепостной эпохи, начинавшего службу с маленьких чинов , пробившего себе дорогу с помощью природного ума, изворотливости и плутовства, внешне отшлифованного постоянным общением с дворянско-чиновничьей средой, но по существу человека грубого , некультурного.
Слайд 20
Столь же однолинейна и бедна речь судьи Ляпкина-Тяпкина. В отличие от
речи смотрителя училищ она строится на интонациях самодовольства. Судья слывет и сам себя считает «вольнодумцем», потому что прочитал за свою жизнь «пять или шест книг
Слайд 21
Будучи человеком самодовольным, он, по замечанию Гоголя , «каждому слову своему
дает вес», при этом любит сохранять в лице своем «значительную мину».
Слайд 22Речь почтмейстера
Небогата и речь почтмейстера- невежды, охотника до чтения чужих писем.
Его реч поражает глупыми домыслами, отрывистыми , скачущими фразами, присущими ему, как глупому и ограниченному человеку.
Слайд 23
Речь попечителя богоугодных заведений Земляники носит несколько иной характер. Он тонкий,
убежденный плут, к тому же подхалим и тайный доноситель по начальству . Даже городничий не постиг всех тонкостей и подлостей обращения с начальством , какие усвоил и мастерски применяет Земляника.
Слайд 24
Его язык типичен для чиновника- подхалима и бюрократа. В его
речи преобладает ярко выраженная бюрократическая фразеология.
Слайд 25Анализ речи Хлестакова
Язык Хлестакова-также в общем литературный язык, но в нем
бросаются в глаза другие особенности. Одна- это стремление(имеющий комичный характер)к светскому,
вторая-грубые слова, которыми он обращается к слугам.
Слайд 26«Как я счастлив ,сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас
видеть».Это обращение Хлестакова должно показать светскоскость Хлестакова, но оно испорчено некстати вставленными им словами:
«в своем роде»
Слайд 27«Дурак! Грубое животное! Поросенок ,ты этакий! Каналья!»
Так обращается Хлестаков в минуты
раздражения к Осипу и трактирному слуге.
Слайд 28На вопрос Анны Андреевны , какие балы даются в Петербурге, Хлестаков
отвечает: «Просто не говорите. На столе, например, арбуз- в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа…»
Слайд 29Основным свойством и пороком речи Хлестакова является ее алчность:она лишена всякого
здравого смысла и трезвых понятий.
Слайд 30
По тону речь Хлестакова отрывиста, и слова вылетают из его уст
совершенно неожиданно. По содержанию речь героя сумбурна. Он может говорить о чем угодно и притом обо всем сразу. По оценке самого Гоголя ,Хлестаков «приглуповат и , как говорят , без царя в голове,-один из тех людей , которых в канцеляриях называют пустейшими»
Слайд 31
Говоря о языке «Ревизора», необходимо остановиться еще на одной
стороне мастерства Гоголя: на его умение сделать язык комедии возможно более действенным , выразительным.
Для слова, произносимого со сцены, существенно не только то, чтобы оно действовало на чувства зрителя, волновало его , заставляло глубже переживать то, что происходит на сцене.
Одним из средств усиления этого эмоционального воздействия является подбор живописующих, действенных слов и особое построение предложений.
В первоначальной редакции городничий , отвечая на предложение судьи попотчевать его собачонкой , говорил: «Бог с ними теперь, с вашими зайцами!...Так и ожидаю , что отворится дверь и войдет…»
В настоящее время мы слышим со сцены: «Батюшка, не милы мне теперь ваши зайцы…Так и ждешь, что вот отворится дверь и –шасть!».
Последняя редакция живее и действеннее: ждешь и шасть экспрессивнее, чем ожидаю и войдет.
Слайд 32
Таким образом, нетрудно показать, сопоставляя в двух редакциях реплики городничего, что
работа Гоголя над языком шла по линии большей живости диалога, большей эмоциональности и выразительности каждого высказывания.
И анализ речи действующих лиц комедии «Ревизор» показал нам, что в самом языке персонажей Гоголь-реалист сумел неотразимо ярко и убедительно показать социальное и индивидуальное, типичное и единичное в облике каждого из героев своей бессмертной комедии.
Слайд 33Использованная литература:
1.Гоголь Н.В. Ревизор . - М.: Художественная литература,1988.
2. Калганова
Т.А. Гоголь в школе: книга для учителя .- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007 3. Литераттура . Библиотека электронных наглядных пособий. ООО Дрофа. ООО Физикон,2004
3 фотографии артистов МХАТ , сыгравшие в комедии «Ревизор»