Слайд 1Виктор Петрович
Астафьев
(1924-2001)
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ
п.Арчаглы-Аят
Емцова Е.Ю.
5 класс
Слайд 2Родился в крестьянской семье в селе Овсянка, что на берегу Енисея,
недалеко от Красноярска 1 мая 1924 года
Слайд 3Отец Астафьева в годы сталинских репрессий отбывал срок за «вредительство».
В.
П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Мальчик попадает в детдом-интернат.
"Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев.
Слайд 4Витя жил у бабушки — Екатерины Петровны Потылицыной, ставшей впоследствии главной
героиней его повести «Последний поклон».
дом бабушки Екатерины.
Слайд 5В 1980 году он купил домик, рядом с бабушкиным и прожил
в нем до самой смерти.
Слайд 6Любимое место Астафьева на берегу Енисея
Дорога к Енисею, по которой ходил
Слайд 72004 году возле дома были установлены мемориальные скульптуры писателя и его
жены: супруги сидят на лавочке в тени живых деревьев.
Слайд 9Собрав денег на билет, Виктор уезжает в Красноярск. Окончив учебу, он
работает составителем поездов.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Осенью 1945 года демобилизуется из армии и вместе с женой приезжает па ее родину -- город Чусовой на западном Урале.
По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.
В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - "До будущей весны", а в 1955 году вторая - "Огоньки". Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман "Тают снега", издает еще две книги для детей: "Васюткино озеро" (1956) и "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957)
В 1959 году его направляют в Москву на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького.
В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.
В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.
Слайд 11Викторина
Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте
ее, неистощимому терпению и доброте...
Красноярский край, берег Енисея
Слайд 12Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы,
перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней
Село Овсянка
Слайд 13Известно, что рассказ был написан по детским впечатлениям, поэтому повесть автобиографична.
-
Как называлось сочинение, которое написал Витя Астафьев в школе ?
Жив!
Слайд 15Герои рассказа
Васютка – мальчик, 13 лет;
мать Анна;
отец Григорий Афанасьевич
Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады;
дедушка Афанасий;
дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.
Слайд 16Восстанови цепочку сюжета
Найденное Васюткой странное озеро.
Ночь в темной тайге.
Спасение
мальчика
Васютка пошел в лес за орешками.
Охота на глухаря.
Озеро теперь на карте
Заблудился!
Вот он – Енисей.
Рыбаки ждут улов.
Слайд 17План рассказа «Васюткино озеро.
1.Рыбаки ждут улов.
2. Васютка пошел в лес за
орешками.
3. Охота на глухаря.
4.Заблудился!
5.Ночь в темной тайге.
6.Найденное Васюткой странное озеро.
7. Вот он – Енисей.
8. Спасение мальчика
9. Озеро теперь на карте
Слайд 191.Зачем Васютка отправился в тайгу?
(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры
он уже обколотил.)
2.Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?
(Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”. “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”)
3. Почему Васютка спокойно шёл по тайге?
(Следил за пометками на деревьях).
4. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется?
(Кедровка. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).
Слайд 205.С какого момента в Васютке открылся охотничий азарт?
(Увидел глухаря)
6. Как
вы думаете, страшно ли было Васютке?
(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход).
7. Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?
( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”).
Итак, надо “взять себя в руки”.
развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
8. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?
пробираться через сухой валежник;
“почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;
ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.
Слайд 219. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх
дней скитания по тайге?
(Чувство радости, восторга. Докажите словами текста).
10. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?
(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
11. Кто нашёл Васютку?
(Дяденька Коляда)
12. Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;
умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;
умение ориентироваться.
Слайд 22 Почему же так назван рассказ?
Васютка открыл озеро, его не
было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.
Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?
Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.
Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?
Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор. Астафьев учит мудрости, взаимопониманию, всепрощению.
Слайд 23Словарная работа
Фортуна
бот (рыбосборочный)
паромы
Перемёты
патронташ–
обколотил (кедры)
Коренастый
Затесь
Бурелом
Валежник
Тягун
Слайд 24ПРОВЕРИМ!!!
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев.
Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы – спаренные сети,
перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затеси – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
Слайд 25Узнай по эпитетам
неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый
молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая
небольшое, унылое, подёрнутое ряской
молочный, клейкий, неподвижный
далёкие, таинственные, мерцающие
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
лес
тайга
озеро
туман
звезды
река
Слайд 26Сравнения
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль, темень начала
редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”
Слайд 27Запиши и запомни!
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным
Сравнение –
изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим
Слайд 28Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк
1 стр – существительное,
обозначающее тему
2 стр – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные признаки
3 стр – три глагола, которые раскрывают действие
4 стр – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки
5 стр – существительное, выступающее как итог, вывод
Слайд 29Васютка
Знаток тайги
заботливый
разумный
славный
пытливый
ловкий
разговорчивый
смышленый
внимательный
терпеливый
откровенный
выносливый
добрый
смелый
рассудительный
Слайд 31Подготовиться к контрольной работе,
выучить определения