Презентация, доклад по литературе В.Маяковский. Специфика традиционной темы поэта

Содержание

ХХ ВЕК- ВЕК КОЛОССАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН И ПОТРЯСЕНИЙВладимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. События, происходившие в молодой советской России, выдвинули перед литературой задачу создания нового искусства. Маяковский

Слайд 1Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие

русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.

Специфика традиционной темы поэта
и поэзии в лирике В.Маяковского .

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве  уделяли многие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Некрасов

Слайд 2ХХ ВЕК- ВЕК КОЛОССАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН И ПОТРЯСЕНИЙ
Владимир Маяковский был

поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. События, происходившие в молодой советской России, выдвинули перед литературой задачу создания нового искусства. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении “Приказ № 2 по армии искусств” он обращается к работникам пера с призывом:
Товарищи!
Дайте новое искусство —
такое,
чтобы выволочь республику
из грязи.
Свою задачу он определил как “светить всегда, светить везде”.
ХХ ВЕК-   ВЕК КОЛОССАЛЬНЫХ   ПЕРЕМЕН И ПОТРЯСЕНИЙВладимир Маяковский был поэтом революции, он принял

Слайд 3«Я- Поэт, рассказавший боль своего времени»: И только боль

моя острей, стою огнём объят, на несгораемом костре немыслимой любви…
«Я- Поэт,  рассказавший боль своего времени»:   И только боль

Слайд 41917-1918г.
Новые задачи
для литераторов-поэтов, которым «красота великолепнейшего века вверена»:
«выкинуть из сердца

старое»,
сделать «в будущее прыжок»:
Товарищи!
На баррикады!-
баррикады сердец и душ…

Общность поэта с народом: Мы равные. Товарищи в рабочей массе. Пролетарии тела и духа,
Лишь вместе вселенную мы разукрасим…

1917-1918г.Новые задачи для литераторов-поэтов, которым «красота великолепнейшего века вверена»:«выкинуть из сердца старое»,сделать «в будущее прыжок»:

Слайд 51923г. В.Маяковский и ЛЕФ(Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в

1922—1928 годах в Москве, Одессе и других городах СССР. Основано в конце 1922 года в Москве.


ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА

СОЦЗАКАЗ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФАКТ

ИСКУССТВО
ЖИЗНЕСТРОЕНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ
ТЕМЫ

ОТБОР
МАТЕРИАЛА

ИЗОБРАЖАЯ
ЖИЗНЬ,
ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ
НА НЕЕ

1923г. В.Маяковский  и ЛЕФ(Левый фронт искусств) — творческое объединение, существовало в 1922—1928 годах в Москве, Одессе

Слайд 6 Светить всегда, Светить везде, до дней последних донца, Светить- и никаких гвоздей! Вот

лозунг мой – и солнца. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским на даче» (1920г.) Аллегорическая форма этого стихотворения помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии. Цель солнца — светить людям, поддерживать жизнь на земле. Таким же тружеником должен быть и поэт. И его миссия столь же значительна.

Задача-лозунг Солнца и Поэта:

Светить всегда, Светить везде, до дней последних донца, Светить-    и никаких гвоздей! Вот

Слайд 7Пушкин призывал “глаголом жечь сердца людей” и “милость к падшим призывал”.

Лермонтов уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразовании общества. Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином.

«Юбилейное»-1924
В адрес Маяковского не раз поступали упреки в его якобы неуважительном отношении к классикам. В стихотворении “Юбилейное”, в котором поэт мысленно обращается к Пушкину, говорит великому классику: “Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый”. По мнению Маяковского, бурное время, в котором он жил, требовало другого оружия (“штык да зубья вил”). Поэт утверждает, что “битвы революций посерьезнее “Полтавы”, и любовь пограндиознее онегинской любви”. Эти строки говорят о том, что Маяковский считал, что новое время требует новой поэзии. Но это не означает, что он не признает заслуг величайшего русского поэта: Александр Сергеич, да не слушайте ж вы их! Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых... Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни — думаю — тоже бушевали, Африканец!

Пушкин призывал “глаголом жечь сердца людей” и “милость к падшим призывал”. Лермонтов уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая

Слайд 8
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.

Маяковский.
 
Дайте руку!
Вот грудная клетка.
Слушайте,
уже не стук, а стон;
тревожусь я о нем,
в щенка смирённом львенке.
Я никогда не знал,
что столько
тысяч тонн
в моей
позорно легкомыслой головенке.

«Юбилейное»

Александр Сергеевич,    разрешите представиться.

Слайд 9Вслед за Пушкиным Маяковский утверждает искусство, способное «глаголом жечь сердца людей»,

истинно новое по форме и содержанию, языку («речи точной и нагой») .

Личное и общественное, как всегда у Маяковского, тесно переплетаются в этом стихотворении. И именно с Пушкиным делится он самым сокровенным :

У меня,
Да и у вас,
В запасе вечность.

Было всякое:
И под окном стояние,
Письма,
Тряски нервное желе.
Вот
Когда
И горевать не в состоянии -
Это,
Александр Сергеич,
Много тяжелей...

Вслед за Пушкиным Маяковский утверждает искусство, способное «глаголом жечь сердца людей», истинно новое по форме и содержанию,

Слайд 10«ЮБИЛЕЙНОЕ»
А Некрасов
Коля,

сын покойного Алеши,—
он и в карты,
он и в стих,
и так
неплох на вид.
Знаете его?
вот он
мужик хороший.
Этот
нам компания —
пускай стоит.
«ЮБИЛЕЙНОЕ»А Некрасов         Коля,

Слайд 11 «ЮБИЛЕЙНОЕ»
Правда,
есть

у нас
Асеев
Колька.
Этот может.
Хватка у него
моя.
Но ведь надо
заработать сколько!
Маленькая,
но семья.

«ЮБИЛЕЙНОЕ» Правда,    есть       у нас

Слайд 12 Искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным показывает истинное отношение Маяковского к

русскому гению.

Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвящает его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о сиюминутном и вечном; ведь часто «большое понимаешь через ерунду».
Порой в стихах звучат шутливые, юмористические интонации, иногда намеренно используются прозаизмы, но все это создает атмосферу непринужденности, раскованности.
Чеканная концовка стихотворения подчеркивает живое, человечески теплое восприятие пушкинского наследия:
Ненавижу
Всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!


Искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным показывает истинное отношение Маяковского к русскому гению. Маяковский как бы

Слайд 13Анализ стихотворения "Сергею Есенину"
Стихотворение «Сергею Есенину» написано по грустному поводу. Оно

посвящено трагическому уходу талантливого русского поэта Сергея Александровича Есенина из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер».
Примечательно, что стихотворение «Сергею Есенину» не поминальное, а полемичное. Оно словно развенчивает сложившуюся традицию памятных произведений такого рода.
Сорвать с самоубийства романтический ореол красивости призваны уже начальные строки, в которых трогательная и поэтичная картина романтического полета души по бескрайним просторам вселенной контрастно противопоставлена подчеркнуто сниженным образам: Пустота...         Летите,              в звезды врезываясь. Ни тебе аванса,              ни пивной. Да и значение глагольной формы «врезываясь» также подчеркивает, что выбранный путь не был верным.
Анализ стихотворения

Слайд 14Лирический герой В.В. Маяковского обращается к С.А. Есенину как к живому,

пытаясь даже вмешаться в роковой ход трагических событий: Прекратите!        Бросьте!             Вы в своем уме ли?
По принципу кольцевой композиции, идея разоблачения самоубийства подчеркивается и в конце произведения. Гневные, хлесткие фразы В.В. Маяковского полемизируют со скорбными финальными строками есенинских прощальных четверостиший: В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Есенинскому настроению разочарования и уныния В.В. Маяковский стремится противопоставить активную социальную позицию творца и художника. Он убедительно подчеркивает созидательную силу поэтического слова в обществе: Для веселия         планета наша              мало оборудована. Надо     вырвать          радость                 у грядущих дней. В этой жизни        помереть                не трудно. Сделать жизнь              значительно трудней.
Лирический герой В.В. Маяковского обращается к С.А. Есенину как к живому, пытаясь даже вмешаться в роковой ход

Слайд 15Помимо отношения к смерти С.А. Есенина, В.В. Маяковский в данном стихотворении

отдает дань уважения есенинскому поэтическому таланту.
Жалея ушедшего поэта как человека, он одновременно скорбит о том, что в лице С.А. Есенина русский народ утратил голосистого певца.
Говоря о С.А. Есенине, В.В. Маяковский он одну за одной отвергает расхожие в то время попытки объяснить причины этого самоубийства:

У народа,           у языкотворца, Умер        звонкий             забулдыга подмастерье.

Не откроют         нам               потери ни петля,        ни ножик перочинный. Может,          окажись                  чернила в «Англетере», Вены          резать                   не было б причины.

Помимо отношения к смерти С.А. Есенина, В.В. Маяковский в данном стихотворении отдает дань уважения есенинскому поэтическому таланту.

Слайд 16В стихотворении немало интересных поэтических находок: ряд блестящих метафор .
обилие звуковых

удвоений ,
интересные рифмы.
Оригинально обыгран излюбленный Есениным образ березки: он сопровожден эпитетом «дохлая». В.В. Маяковский ж охотно и намеренно включает в текст стихотворения огромное количество риторических вопросов, восклицаний, отдельных реплик, разговорных форм («легше», «калекши»). Несмотря на то, что стихотворение отражает основные черты поэзии В.В. Маяковского (устремленность в будущее, оптимизм, стремление подчинить личное общественному долгу, публицистичность), в нем глубже, чем где-либо еще, звучит понимание противоречий современности.


Метафоры: «щеки заливал смертельный мел», «стихов заупокойный лом», «темь пиджачных парусов», «пики усов», «время сзади ядрами рвалось».
Звуковых удвоения:«в горле горе», «бронзы звон», «гранита грань».
Интересные рифмы : врезываясь — трезвость, потери — «Англетере»



Дрянь      пока что             мало поредела. Дела много -             только поспевать. Надо     жизнь             сначала переделать. Переделав —             можно воспевать.

В стихотворении немало интересных поэтических находок: ряд блестящих метафор .обилие звуковых удвоений ,интересные рифмы. Оригинально обыгран излюбленный

Слайд 17Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии”.
Маяковский

считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали :
“Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца”.
“Труд мой любому труду родствен”:

Поэзия — та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды.

Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии”. Маяковский считал, что настоящий поэт, работая над

Слайд 18Маяковский первый, используя свой необыкновенный ритм,слово, соединил политику и лирику, себя и

свою страну.

Роль поэта в истории: только поэт «листает книгу времени» и может вписать в неё песнь революции.
Труд поэта в истории: Но труд поэтов-почтенный паче - людей живых ловить, а не рыб…

Маяковский первый,  используя свой  необыкновенный  ритм,слово, соединил политику  и лирику, себя и

Слайд 19Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей» и «милость к падшим», Лермонтов

уподоблял поэзию оружию, утверждая эффективность поэтического слова в преобразовании общества, а Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином, то у Маяковского мы находим новое звучание этой темы.

Образ поэта-труженика показан также в стихотворении «Поэт рабочий», где Маяковский опять отстаивает свою точку зрения о том, что «стихи» — вовсе не «пустое», а такой же нелегкий, кропотливый труд, как и работа «у токарного станка». Он говорит об абсолютном равенстве «поэта» и «техника»: «Мы равные. Товарищи в рабочей массе».

Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей» и «милость к падшим», Лермонтов уподоблял поэзию оружию, утверждая эффективность поэтического

Слайд 20ПОЭТ- и «народа водитель»,и «народный слуга». Место поэта «в рабочем строю».


ПОЭТ- и «народа водитель»,и «народный слуга».  Место поэта «в рабочем  строю».

Слайд 21

СЛОВО- «полководец человечьей силы».
СЛОВО-

Слайд 22 «Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря…» Поэма “Во

весь голос” по своей тематике перекликается с пушкинским “Памятником”

Шаг в будущее

«Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря…»  Поэма “Во

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть