Слайд 1Валерий Яковлевич Брюсов -идеолог русского символизма
Слайд 3 Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабряВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873Валерий Яковлевич
Брюсов (1 (13) декабря 1873), МоскваВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октябряВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, МоскваВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, Москва) — русскийВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэтВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаикВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматургВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчикВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературоведВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критикВалерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.
Один из основоположников русского символизма.
Слайд 4Цель В.Брюсова- создать новую поэтическую школу в России.
Для него символизм
- только литературная школа.
Задача - утончить, изощрить поэтические средства, чтобы выразить сложный мир современника. (стих-е «Творчество»)
Слайд 5Вот в чем видел Брюсов задачу искусства:
«Искусство, может быть, -
величайшая сила, которой владеет человечество. В то время как все ломы науки, все топоры общественной жизни не в состоянии разломать дверей и стен, замыкающих нас, - искусство таит в себе страшный динамит, который сокрушит эти стены, более того – оно есть тот сезам, от которого эти двери растворятся сами».
Именно у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни.
Слайд 6Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы:
Тень
несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной тишине…
Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», - это было мнение многих современников автора этих строк.
В ранней лирике Брюсова видно намерение эпатировать,
озадачить читателя.
Пример тому- моностих «О, закрой свои бледные ноги»
Слайд 7Биография и творческий
путь
Детство
Валерий Брюсов родился 1 (13) декабряВалерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина.
Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 годуДед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах.
Слайд 8В.Я. в детстве
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов
Слайд 9 Образование
Он учился в двух московских гимназиях
(с 1885Он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890Он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890—1893 годахОн учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890—1893 годах — в гимназии Л. И. ПоливановаОн учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890—1893 годах — в гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с дипломом 1 степени).
Слайд 10Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х
Уже в 13 лет Брюсов связывал
свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 годуУже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — БодлераУже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, ВерленаУже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, МаллармеУже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал три сборника «Русские символисты».
Слайд 11В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основной
круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов —
«Chefs d’oeuvre»(«Шедевры»).
В следующем сборнике — «Me eum esse»
(«Это я», 1897 («Это я», 1897). В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма. Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе.
Слайд 12 1900-е годы
«Tertia
Vigilia»
В 1900 году в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший новый — «урбанистический» этап творчества Брюсова. Сборник посвящён К. Д. Бальмонту.
«Urbi et Orbi»
Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году.
Слайд 13 Темы и настроения в творчестве этого периода
Великодержавное настроение времён
Русско-японской войныВеликодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира. Своего пика эти настроения достигли во время Первой Русской революции.
Они ярко выражены в брюсовской драме «Земля»; затем — в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905);
в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики».
Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899; «В игорном доме», 1905; «В публичном доме», 1905, и мн. др.).
Слайд 14«Stephanos»
Следующим сборником Брюсова стал «Stephanos» («Венок»), написанный во время
самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905)
Лидер символизма, он пользовался большим авторитетом, как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи.
Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, был его директором с 1908 годаБрюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, был его директором с 1908 года. Сотрудничал в журнале «Новый путь» в 1903 году стал секретарём редакции.
Слайд 15 1910-е годы
Журнал «ВесыЖурнал «Весы» прекращает
выходить в 1909. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе, критике (работа в «Русской мыслиЖурнал «Весы» прекращает выходить в 1909. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе, критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике.
В 1913 годуВ 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством.
В 1914 годуВ 1914 году, с началом Первой мировой войныВ 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей».
Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годовСледует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов. сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов. сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909) — оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos».
Слайд 16 Брюсов и революция
В 1917 годуВ 1917 году поэт выступил
с защитой Максима ГорькогоВ 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством.
После Октябрьской революцииПосле Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, , работал в различных советских учреждениях.
С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати.
С 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом.
с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов.
В 1919 году - членом РКП(б).
в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт.
Являлся членом МоссоветаЯвлялся членом Моссовета. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии.
1923 получил грамоту от Советского правительства за многочисленные заслуги.
Слайд 17 Позднее творчество
После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность.
В 1920-е годы он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы.
9 октября9 октября 1924 года9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище
Слайд 18Основные черты творчества Брюсова
Слайд 19
Лирический герой Брюсова - сильная личность, персонаж из истории
или мифа, навеянный
философией Ницше и собственным мужественным началом, близок индивидуальности самого поэта,
мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного:
Где-то там, на какой-то планете…
Мы на грани снов скользим…
Слайд 20В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит
к проверенным временем формам классикиВ своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампирВ своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества.
Стихосложение Брюсова
Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты…», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха. В 1920-е годы Брюсов преподавал стихосложение в разных институтах
Слайд 21 Брюсов всегда стремился вписать день сегодняшний в исторический контекст, и
современность для него связана, прежде всего, с образом города.
Слайд 22Под «грядущими гуннами» автор подразумевал современных варваров – рабочих и крестьян,
которые готовы ради своих безумных и амбициозных идей растоптать вековые традиции и культуру русского народа. В том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, Брюсов нисколько не сомневался, предрекая: «На нас ордой опьянелой рухните с темных становий».
Разница лишь в том, что если раньше набеги совершали иноплеменники, то теперь разорение страны начинается изнутри, а его инициаторами выступают люди, которых вскормила и вырастила русская земля. Однако это, по мнению поэта, не остановит вандалов от того, чтобы поставить шалаши возле дворцов, а в тронных залах разбить сельскохозяйственные угодья, уничтожив, тем самым, все то, чем так гордилась Россия.
Прибегая к подобным иносказаниям, поэт преследует единственную цель – показать, насколько низко могут пасть люди, опьяненные жаждой власти.
Слайд 23Брюсов понимает, что революция в любых ее проявлениях является злом, которому
следует противостоять. Иначе его родина превратится в варварскую страну, где человеческая жизни не будет стоить абсолютно ничего. Носителей революционных идей автор сравнивает с малыми детьми, которым радостно плясать возле костров из книг и разорять храмы. Однако этой беспощадной силе некому противостоять, потому что все мудрецы попросту вынуждены будут прятаться от вандалов, унося «зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры».
Таков удел многих цивилизаций, не сумевших разглядеть врагов и своевременно от них защититься.
Правда, Брюсов видит в подобном сценарии развития событий некую закономерность.
Если общество не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, то всегда появляется некая внешняя сила, сметающая все на своем пути.
Поэтому поэт считает, что нет смысла пытаться что-то менять и уж тем более сопротивляться варварам.
«Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», — резюмирует поэт.
жанрах
проза
переводы
критика
литературоведение
Слайд 25 Проза
Наиболее известны исторические романы
Брюсова «Алтарь победы» и — в особенности — «Огненный ангел».
Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь, значительно слабее романов.
Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши»
Брюсов писал и фантастическиеБрюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908Брюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914Брюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопияБрюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904Брюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—1905).
Слайд 26 Переводы
Он открыл русскому читателю творчество
известного бельгийского поэта-урбанистаОн открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля ВерхарнаОн открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена.
Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Виктора Гюго Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Виктора Гюго и т.д. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Виктора Гюго и т.д. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия.
В 1910-хВ 1910-х Брюсов был увлечён поэзией АрменииВ 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 годуВ 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта АрменииВ 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта Армении, его имя носит Ереванский лингвистический университет.
Брюсов был теоретиком перевода.
Слайд 27Критика и литературоведение
Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году.
Наиболее полным сборником критических статей Брюсова являются «Далёкие и близкие».
Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина.
Брюсов изучал творчество Николая ГоголяБрюсов изучал творчество Николая Гоголя, БаратынскогоБрюсов изучал творчество Николая Гоголя, Баратынского, Фёдора ТютчеваБрюсов изучал творчество Николая Гоголя, Баратынского, Фёдора Тютчева, Алексея Толстого.
Слайд 28 Брюсов-журналист
Журналистская деятельность началась в «Русском архиве».
С 1900С
1900 по 1903 г. – секретарь редакции журнала.
Публиковался в «Ежемесячных сочинениях» И. И. ЯсинскогоПубликовался в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900Публиковался в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900—1902).
1904 – 1909 Брюсов – основное действующее лицо журнала «Весы». Он стал основным автором и редактором этого журнала.
Брюсов руководил книгоиздательством «Скорпион».
П. Б. Струве П. Б. Струве пригласил поэта в редакцию московского журнала Русская мысль П. Б. Струве пригласил поэта в редакцию московского журнала Русская мысль в 1910 г.
В 1915 году В 1915 году Максим Горький приглашает сотрудничать Брюсова в журнал «Летопись».
Слайд 29Журнал «Русский архив»
Журнал «Весы»
Слайд 30 Брюсов-редактор
Брюсов занимался редакторской деятельностью — под
его контролем производилось издание собрания сочинений Каролины Павловой, нескольких изданий пушкинских произведений. Он приступил к редактированию полного собрания сочинений Пушкина.
Слайд 31 Брюсов и филателия
Почтовая маркаПочтовая марка СССР из серии
«Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову (1963 г).
В. Я. Брюсов коллекционировал почтовые марки, специализируясь на марках колоний европейских государств.
Он был членом Всероссийского общества филателистовОн был членом Всероссийского общества филателистов и почётным членом редколлегии журнала «Советский филателист».
Слайд 32Закат ударил в окна красныее
.
Симфония тоски и золота,
Огней и звуков
слитый хор,
Казалась в миг иной расколота:
И такт, с певцом вступая в спор,
Выстукивал ударом молота
Незримый мощный дирижер
То вал стучал в углы прибрежные,
Ломая скалы, дик и пьян;
И всё: заката звуки нежные,
Сверканье ветра, и фонтан,
Лепечущий рассказы снежные,
Крыл гулким стуком Океан!
Закат ударил в окна красные
И, как по клавишам стуча,
Запел свои напевы страстные;
А ветер с буйством скрипача
Уже мелодии ненастные
Готовил, ветвями стуча.
Слайд 33Лирический герой В.Брюсова - сильная личность, персонаж из истории или мифа,
навеянная философией Ницше, мужественная личность.
Он жаждет свободного и гармонического бытия, утверждает высокое, достойное
и прекрасное в поэзии в качестве образцов человеческого существования.