Презентация, доклад по литературе. Валентин Распутин. Живи и помни

Содержание

«Живи и помни» Повесть была написана в 1974 году и сразу же после издания вызвала живой интерес читателей и получила европейское признание.

Слайд 1

Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ»



Две судьбы: трагедия и тупик.
Подготовила: Голенко С. В.
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ»  Две судьбы: трагедия и тупик.Подготовила: Голенко

Слайд 2«Живи и помни»
Повесть была написана в 1974

году и сразу же после издания вызвала живой интерес читателей и получила европейское признание.
«Живи и помни»    Повесть была написана в 1974 году и сразу же после издания

Слайд 4Вот как автор вспоминает об истории создания повести:
Сначала было просто впечатление.

Через деревню вели заросшего страшного человека, пойманного в лесу. Тогда впервые детского слуха коснулось странное слово – дезертир. То первое, еще детское впечатление отложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени, как дремлющий вулкан, давало знать о себе.
Вот как автор вспоминает об истории создания повести:Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего страшного человека,

Слайд 5А однажды мелькнула мысль, вопрос: как бы к такому человеку, переступившему

черту закона, отнеслась его жена? Вот тут-то и проклюнулось зернышко сюжета…
А однажды мелькнула мысль, вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? Вот

Слайд 6Проблематика повести «Живи и помни»(1977 год)
1.Проблема нравственного выбора
2.Проблема ответственности за свои

поступки
3. Проблема ответственности за судьбу близкого человека
4.Проблема долга, соотношения личного и общественного
5.Проблема нравственных ценностей
6. Проблема памяти

Проблематика повести  «Живи и помни»(1977 год)1.Проблема нравственного выбора2.Проблема ответственности за свои поступки3. Проблема ответственности за судьбу

Слайд 7Основной конфликт повести
Трусость

Долг
Жестокость Совесть
Индивидуализм Нравственность
Предательство

Основной конфликт повестиТрусость

Слайд 8Особенности композиции повести
1.Отсутствие строгой хронологической последовательности повествования
2.Использование ретроспекции (РЕТРОСПЕКЦИЯ – экскурс

в прошлое героя), позволяющей высветить в прошлом мотивы, истоки поведения героев, психологически убедительно выстроить финал повести
Особенности композиции повести1.Отсутствие строгой хронологической последовательности повествования2.Использование ретроспекции (РЕТРОСПЕКЦИЯ – экскурс в прошлое героя), позволяющей высветить в

Слайд 9Война и Андрей
С какими чувствами он покидал Атамановку, отправляясь на фронт?
Как

воевал Андрей Гуськов? Что можно сказать о солдате Гуськове?

Война и АндрейС какими чувствами он покидал Атамановку, отправляясь на фронт?Как воевал Андрей Гуськов? Что можно сказать

Слайд 10Вот что я скажу тебе, Настёна. Ни одна собака не должна

знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. Так и запомни.

Как же этот человек, честно защищавший от врагов родину, заслуживший уважение товарищей, решился на поступок, презираемый всеми?
Как решает Распутин проблему личного выбора и ответственности через его образ?

Вот что я скажу тебе, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому

Слайд 11Семья Гуськовых
Какова история семьи Гуськовых?
На каких основах она держится?
Какую роль в

ней играют отец? Мать?
Под влиянием чего сформировался такой характер?
Где разворачивается действие повести?
Выводы…
Семья ГуськовыхКакова история семьи Гуськовых?На каких основах она держится?Какую роль в ней играют отец? Мать?Под влиянием чего

Слайд 12Настена


Как Настена вышла замуж за Андрея? Насколько типична её судьба для

русской женщины?
В чем истоки её характера?
Почему довоенная жизнь молодоженов не
складывалась?
В чем счастье в понимании Настены?
ВЫВОДЫ…


НастенаКак Настена вышла замуж за Андрея? Насколько типична её судьба для русской женщины? В чем истоки её

Слайд 13 - Но как, как ты насмелился? Это непросто. Как у тебя

духу хватило?
- Дышать нечем было – до того захотелось вас увидеть. Оттуда, с фронта, конечно, не побежал бы… Тут показалось вроде рядом. А где ж рядом? Ехал, ехал… до части скорей доехать. Я ж не с целью побежал. Потом вижу: куда ж ворочаться? На смерть. Лучше здесь помереть.
Что теперь говорить!
Свинья грязи найдет.
-…Война кончится, -
может, простят.
- Нет. За это не
прощают!


- Но как, как ты насмелился? Это непросто. Как у тебя духу хватило?    -

Слайд 14Что же это за выбор такой, который хуже вражеской пули?
Можно ли

это назвать преступлением?
Как вы отнеслись к поступку Гуськова?
Как он сам объяснил свой поступок Настене?
В чем безнравственность такого объяснения?
Что же это за выбор такой, который хуже вражеской пули?Можно ли это назвать преступлением?Как вы отнеслись к

Слайд 15Я к тебе шёл. Не к отцу, не к матери –

к тебе. И никто: ни мать, ни отец – не должен обо мне знать. Не было меня и нету. Пропал я без вести. Убили по дороге , сожгли… Я теперь в твоих руках…
Я к тебе шёл. Не к отцу, не к матери – к тебе. И никто: ни мать,

Слайд 16

Вместе…
А муж ли? Не оборотень ли это с ней был?
Вместе…А муж

Слайд 17Душевное омертвление Гуськова
Проследите путь Андрея от передовой до его последнего прибежища?
Какие

изменения происходят с героем? Как он постепенно превращается в зверя?
Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым.
Почему для него важно, не было
ли с момента его возвращения
в деревне похоронок?
Чем он пытается оправдаться?
Чего ждет от рождения ребенка
Гуськов?

Каков финал Гуськова,
по-вашему?





Душевное омертвление ГуськоваПроследите путь Андрея от передовой до его последнего прибежища?Какие изменения происходят с героем? Как он

Слайд 18 Моя судьба известная, нечего теперь о ней хлопотать. Я шел и

думал: приду, погляжу на Настену, попрошу прощенья, что сломал ей жизнь, что гнул без нужды да изгалялся, когда можно было жить…Придет пора, я сгину. Но потерпи.

Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать.
Почему она винит себя?
Как это характеризует её?

Моя судьба известная, нечего теперь о ней хлопотать. Я шел и думал: приду, погляжу на Настену, попрошу

Слайд 19Господи, научи, что делать! Не вынести Андрею этой вины. Так что

же, отказаться от него? Это совсем надо не иметь сердца.

Почему Настёна не отказалась от мужа?
Как с возвращением мужа изменилась её жизнь?
Что свидетельствует о
преданности Настёны мужу?
Сцена встречи воина –
однополчанина Максима
Вологжина. Её роль?
Почему Настена
не может быть счастлива?

Господи, научи, что делать! Не вынести Андрею этой вины. Так что же, отказаться от него? Это совсем

Слайд 20Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против

всех. Она была уже чужой, посторонней…


Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против всех. Она была уже чужой, посторонней…

Слайд 21Настёна думала об Андрее, любя его горькой любовью. Она любила его

жалея и жалела любя – эти два чувства неразрывно сошлись в одно. И ничего с собой Настёна сделать не могла.
Настёна думала об Андрее, любя его горькой любовью. Она любила его жалея и жалела любя – эти

Слайд 22Как быть? Что делать? Счастье-то, где ж оно было раньше жданное

– пережданное, почему открылось только сейчас?

Она взяла его ладонь и приставила туда, где начинал бугриться, уже чем-то упираясь, ребёнок.

В чем противоречивость её чувств при первых признаках беременности?

Как быть? Что делать? Счастье-то, где ж оно было раньше жданное – пережданное, почему открылось только сейчас?Она

Слайд 23Возьми сердце в камень. Я знаю. Что тебе придётся ходить по

раскалённым углям. Вытерпи, Настёна.


Возьми сердце в камень. Я знаю. Что тебе придётся ходить по раскалённым углям. Вытерпи, Настёна.

Слайд 24 И грех родительский достанется ему, суровый, истошный грех, - куда с

ним деваться?! И не простит, проклянет он их – поделом. Память о человеке, которая идет к людям, наверняка знает себе цену, поэтому память о тебе вечно будет стыдиться и прятаться, как прячешься ты. Не надейся, ни на что не надейся – тебе и тут ничего не светит…
И грех родительский достанется ему, суровый, истошный грех, - куда с ним

Слайд 25Простить его – не простят: горе народное не позволит. Вину Андрея

она берёт на себя. А как с таким грузом жить? Дитя рожать? Что ребёнку передать в наследство?

Почему гибнет Настёна?
Почему героиня погибла именно среди реки?
Кто виноват в её
гибели?
Ваше отношение
к Настене
и её поступку?



Простить его – не простят: горе народное не позволит. Вину Андрея она берёт на себя. А как

Слайд 26Ночь была тихая, потёмистая. На Ангаре виделось хорошо. Настёна сняла с берега

лодку, оттолкнула её…Надо успеть предупредить. Надо попрощаться. Навсегда, до других времён – неизвестно. Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?
Ночь была тихая, потёмистая. На Ангаре виделось хорошо. Настёна сняла с берега лодку, оттолкнула её…Надо успеть предупредить.

Слайд 27Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и

перед собой! Где набрала она вины для такого стыда?... сладко жить, страшно жить, стыдно жить.
Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой! Где набрала она вины

Слайд 28
Поперёк Ангары проплыла широкая тень. Далеко из воды шло мерцание, в

нём струилось и трепетало небо. Сколько людей решилось пойти туда и скольким ещё решаться!
- Настёна, не смей! Настё-ё-о-на!.. -последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась в воду.
Поперёк Ангары проплыла широкая тень. Далеко из воды шло мерцание, в нём струилось и трепетало небо. Сколько

Слайд 29Живи и помни

Живи и помни

Слайд 30

Живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые
тяжкие дни

испытания место твое – с твоим народом –
всякое отступничество, вызванное слабостью твоей,
неразуменьем ли, оборачивается большим горем для
твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя.
В.П.Астафьев.

В чем смысл названия повести?

Живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самыетяжкие дни испытания место твое – с твоим

Слайд 31В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство,
А есть ещё: Совесть,

Честь.
А если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали…
В несметном нашем богатствеСлова драгоценные есть:Отечество, Верность, Братство,А есть ещё: Совесть, Честь.А если бы все понимали, Что

Слайд 32Героиню какого романа напоминает Настена?

Героиню какого романа напоминает Настена?

Слайд 33Есть ли нечто, объединяющее Андрея Гуськова и Родиона Раскольникова?

Есть ли нечто, объединяющее Андрея Гуськова и Родиона Раскольникова?

Слайд 34Темы сочинений

1.Что нового открыло мне произведение в понимании темы …
2. Всегда

ли любовь делает человека счастливым?
3. Какие проблемы, поднятые В.Распутиным, современны, актуальны?
4. Тернист путь человека, противопоставившего себя людям, вставшего на путь предательства.

Темы сочинений1.Что нового открыло мне произведение в понимании темы …2. Всегда ли любовь делает человека счастливым?3. Какие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть