Слайд 1Урок – литературная игра в 5 классе
Разработала : Вязникова Ж. А
-
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Толсты.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»
Слайд 2ЦЕЛЬ
Подготовить материал для письменного развёрнутого ответа на вопрос: «Почему взрослые рыбаки
решили назвать озеро Васюткиным именем?».
Слайд 3
«РАЗМИНКА»
ВОПРОСЫ 1 КОМАНДЕ:
Откуда родом В. П. Астафьев?
Как называется первый рассказ
В. П. Астафьева
Как называлось сочинение В. П. Астафьева, которое напечатали в школьном рукописном журнале?
Как звали отца Васютки?
Как звали мать Васютки?
Что обещали купить Васютке «на будущий год»?
Слайд 4«РАЗМИНКА»
ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ:
В каком городе провёл детство В. П. Астафьев?
Что,
по словам В. П. Астафьева, заставило его писать?
Как называется первый сборник рассказов В. П. Астафьева?
Как звали деда Васютки?
Как звали собаку Шадриных?
Сколько дней путешествовал Васютка?
Слайд 5«Узнай героя»:
«Он бросился было к трапу, но тут же круто повернул
и засеменил вверх, к избушке:
- Анна! Анна! Нашёлся пескаришко-то!»
«Он перелетел через мшистую поляну, вильнул между деревьями и сел на сухостоину. Попробуй подкрадись!
Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы».
«Он зашёл в избу, поставил в угол ружьё, снял дождевик. Васютка, высунув голову из-под одеяла, выжидательно и робко следил за ним.
«И когда в тёмном кубрике, уплетая за обе щёки хлеб с вяленой осетриной, Васютка рассказал о своих похождениях, он хлопал себя по коленям и восклицал:
- Ах, скаженный хлопец!..»
Слайд 6«Найди лишнее».
1)«Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с
одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликались коростели…»
2)«Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна. Прощаясь с днём, кое-где с грустью тенькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И всё-таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги»
Слайд 7«Найди лишнее».
3) «Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это
будет за звук – неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу»
4) «Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим».
Слайд 8«Литературоведческий» конкурс
1 команда: «Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился
с дровами, густая, как смоль, темнота начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она ещё совсем рассеяться, а на смену ей уже выполз туман, стало холоднее. Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли. Ни дуновения, ни шороха».
Слайд 9«Литературоведческий» конкурс
2 команда: «Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что
это будет за звук – неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. Васютка зябко поёжился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки».
Слайд 10«Географический» конкурс.
По каким приметам Васютка определял, где находится север, юг?
По
какой примете Васютка определил, что «впереди Енисей»?
По какой примете Васютка определил, что «ветер завтра будет»?
По какой примете Васютка определил, что «холодно будет»?
Слайд 11Конкурс лингвистов
Составь толковый словарь. Задание : выписать редкие, малопонятные слова и
выражения, объяснить их смысл путём подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Например: «спокон веку» - издавна, «хлопец» - мальчик, парень (укр.), «сгинешь» - пропадёшь, заблудишься, «нет нынче фарту» - сейчас не везёт нам, удачи нет нам.
Слайд 12Конкурс иллюстраторов
Приготовить рисунки, иллюстрирующие эпизоды пребывания Васютки в тайге, подобрать цитату
из рассказа к рисунку. (1 балл – за рисунок и 1 балл – за комментарий)
- Почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
- Судя по пейзажным зарисовкам, что вы можете сказать о характере таёжной природы?
Слайд 13Итоги урока
Итак, что помогло Васютке выйти из столь трудного положения в
тайге?
- Значит, правы были рыбаки, назвавшие озеро Васюткиным именем?
Слайд 14Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос: «Почему взрослые рыбаки назвали
озеро Васюткиным именем?»