Слайд 2Александр Иванович Куприн родился
26 августа (7 сентября) 1870 года
в
захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.
Слайд 3Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн
не помнил.
В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).
Слайд 4Любовь Алексеевна Куприна, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и
высоким благородством".
От матери Куприн унаследовал внимательное отношение к жизни, тонкую наблюдательность, любовь к книгам, вдумчивое чтение.
Слайд 5В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена
отдать сына в сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания.
Слайд 6В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную
гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души. Большое влияние на литературное да-рование Куприна оказал единственный талантливый учитель в кадетском корпусе Цуханов, который читал воспитанникам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева.
Тягостная жизнь «казенного мальчика» изображена им в повести «На переломе (Кадеты)» (1900).
Слайд 7Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское военное училище в
Москве, готовившее пехотных офицеров. . Занимается гимнастикой, танцами, литературой.
К этому «юнкерскому» периоду относится первая публикация Куприна: в 1889 он напечатал в «Русском сатирическом листке» рассказ «Последний дебют».
Слайд 8
В 1890г. Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк,
стоявший в Подольской губернии. Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам. Но офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года.
Слайд 9 В 1894 Куприн выходит в отставку и уезжает в
Киев, не имея никакой гражданской профессии и малый жизненный опыт. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.
В следующие годы много странствует по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
Ведёт активный образ жизни: организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Летит с Иваном Заикиным на самолёте «Форман». В 43 года всерьёз начинает учиться плаванию у мирового рекордсмена Л.Романенко.
Слайд 10Повесть «Молох»
1896 – пишет социально-психологическую повесть «Молох».
Главный персонаж Квашнин – промышленник,
финансист, образ алчности, паразитизма и жестокости.
«Молох» - обличение буржуазного общества, отражение коренных противоречий эпохи.
Слайд 11В 90-х г.г. знакомится с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901г. Куприн переезжает
в Петербург, начинает работать секретарем "Журнала для всех».
В 1902 г. в журналах появляются рассказы о сломленных судьбою людях:«В цирке», « Болото», «На покое».
В 1903 г. – возникает новый герой, активный, борющийся с обстоятельствами. «Трус», «Конокрады»,"Белый пудель».
Слайд 12Военная тема в творчестве
Годы обучения, атмосфера казённого быта, противоречия семейного и
казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие о чести, справедливости нашли отражение в повестях:
«На переломе» («Кадеты»), «Юнкера», «Дознание».
В 1905 выходит наиболее значительное его произведение - повесть "Поединок", имевшая большой успех.
Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы.
Слайд 13Повесть «Поединок» (1905)
Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском
полку. Там находится 4 года.
Этот период отражен в повести «Поединок». Это произведение принесло автору всероссийскую известность.
Тема: кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества.
Слайд 14 После Октябрьской революции писатель не приемлет политику военного коммунизма,
"красный террор", он испытывает страх за судьбу русской культуры. Куприн приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни "Земля". Он работает в издательстве "Всемирная литература", основанной Горьким.
Осенью 1919г. Куприн эмигрирует за границу.
Слайд 15В эмиграции
1920 – по приглашению Бунина уезжает в Париж.
Наметился спад в
творчестве, неприятие советского строя выливается в статьях, в которых Куприн критикует новые власти.
1927-1934 – появляются книги «Колесо времени», «Рассказы в каплях» и другие. Создаёт новеллы «Тень Наполеона», «Четверо нищих», пишет роман «Юнкера».
Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда, ком в горле».
Слайд 16 Семнадцать лет писатель провел в эмиграции. Постоянная материальная нужда,
тоска по родине приводят его к решению вернуться в Россию.
Художник Билибин, получивший к тому времени разрешение вернуться в СССР, берёт на себя переговоры в посольстве, и в 1937 году тяжелобольной Куприн возвращается в Москву.
Публикует очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться.
25 августа 1938 - A. H. Куприн умер в Москве.
.
Слайд 17Повести о любви «Олеся» и Гранатовый браслет»
Повести о любви объединяет мысль:
любовь – это великий дар, чистое и бескорыстное чувство. Оно полно испытаний и лишений. Только любовь помогает ощутить полноту жизни, пусть короткой, но яркой.
Слайд 18Повесть «Олеся» (1898)
Весной 1897 г. писатель находился в Полесье.
Впечатления этой поездки послужили основой создания повести.
«Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…»
Тема: социальное неравенство людей, приводящее к печальным последствиям.
Слайд 19Повесть «Олеся», 1898 год
В ней Куприн поставил проблему народного характера, воплотил
мечту о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии человека с природой.
ЧЕЛОВЕК
любовь природа
Композиция характеризуется выверенностью и точностью сюжета: картины жизни и картины природы связаны в единый поток; наблюдается нарастание напряженности сюжета.
Слайд 20Главные герои- «антиподы»
Иван Тимофеевич
«…человек вы хотя и добрый, но
только слабый. Доброта ваша нехорошая, несердечная. Слову вы своему не господин… сердце у вас холодное, ленивое…»
Олеся
«свежий, звонкий, сильный голос», «высокая брюнетка лет около 20-25», лицо «нельзя было позабыть, но трудно описать», лукавство, властность, наивность», «гордая уверенность в своей силе»
Слайд 21Картины природы в повести
Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится
участницей событий. Сначала силы природы олицетворяются: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол …». Затем звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость, ворвавшийся в его дом». Наконец природа, её сила, загадочность и прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе.
В последней главе внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град предвещают разрыв, разлуку, крушение любви. Тоскливое предчувствие героя оправдывается – «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось. Олеся потеряна для него навсегда..
Природа то вторит героям, то содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную прелесть человека.
Слайд 22Какой цвет сопровождает образ Олеси?
Это красный цвет, цвет любви и тревоги:
«красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега», красный кашемировый платок (первое свидание); в этой же главе Олеся заговаривает кровь; нитка дешевых красных бус, (кораллов), единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об её нежной, великодушной любви».
Тема любви сменяетя другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости счастья.
Слайд 23«Гранатовый браслет» (1910)
Рассказ посвящён теме бескорыстной, возвышенной, романтической любви, которая повторяется
«только один раз в тысячу лет».
Слайд 24
В основе рассказа лежит реальный факт – история любви скромного чиновника
к светской даме – матери писателя Л. Любимова.
Куприн опоэтизировал частный случай , несколько изменил финал рассказа, придав ему трагическое звучание.
В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена.
Слайд 25Главные герои рассказа
Вера Николаевна Шеина
Жена предводителя дво-рянства, «холодная и свы-сока любезная»,
«с холо-ным и гордым лицом»; деликатная и самоотвер-женная, она изо всех сил помогает мужу сводить концы с концами, «хотя жить приходилось выше средств».
Г.С. Желтков
Бедный телеграфист, «маленький человек» со смешной фамилией, тихий, незаметный, НО
Силой своей любви он встает выше мелочной суеты, любовь возвысила его:
«Меня не интересует в жизни НИЧТО»
Слайд 26
Как рисует Куприн главную героиню рассказа?
Какой прием использует автор, чтобы
ярче выделить в рассказе появление Желткова?
Гости Веры Николаевны. Кто они?
Найдите это в тексте.
Какие подарки принесли Вере Николаевне?
Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
Каково символическое значение цвета браслета?
Слайд 27Как развивается тема любви в рассказе?
«Смешная история», которую рассказывает муж Веры;
пророческое окончание.
История любви генерала Аносова; вывод, который он сделал: «Не вижу настоящей любви. Да и раньше не видел».
Примеры, которые он приводит в подтверждение своих слов.
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?»
Слайд 28Истории генерала Аносова
Передайте содержание историй генерала Аносова о трагических случаях, похожих
на любовь, которая «сильна как смерть».
Согласны ли вы с точкой зрения генерала: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.»
Как отнесся Аносов к истории любви телеграфиста к Вере Николаевне?
Как изображается автором Желтков и его любовь?
Слайд 29Финал рассказа.
Какую роль в рассказе играет музыка?
Вывод
Любовь для Желткова выше
всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить Желткова разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за громадное счастье – любовь.
Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь.»
Слайд 30
Куприн показывает великий талант любви и приравнивает его к талантам признанных
гениев.
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая любовь, о которой «грезят все женщины и на которую больше не способны мужчины», та, «которая повторяется раз в тысячу лет».
Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».
Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, всегда воскрешение и смерть».
Слайд 31Письмо Желткова
"Вот сейчас я вам покажу в нежных
звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя Твое".
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое".
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя Твое".
В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое".
Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава Тебе.
Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе.»
[Куприн А. И.: Гранатовый браслет, С. 88 и далее.Русская литература: от Нестора до Булгакова, С. 52146 (ср. Куприн: Повести, С. 350 Словарь)]
Слайд 33Заключение
А.И. Куприн, "Гранатовый браслет".
(Куприн развивает традиционную для русской литературы
тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас», — пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». В этом можно усмотреть кощунство. Любовь для героя^ выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» —любовь.
Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев — Пушкиной Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных_генцев.'
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».