Презентация, доклад по литературе Урок по повести А.И. Куприна Олеся.

Содержание

А. И. Куприн «Олеся» Поэтический мир природы. Богатство души главной героини и её трагическая судьбаПовесть «Олеся» была напечатана в газете «Киевлянин» в 1898 году. Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Слайд 1Презентация к уроку по повести А. И. Куприна «Олеся»
Выполнила учитель

русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.
Презентация к уроку по повести А. И. Куприна «Олеся» Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п.

Слайд 2А. И. Куприн «Олеся» Поэтический мир природы. Богатство души главной героини и

её трагическая судьба

Повесть «Олеся» была напечатана в газете «Киевлянин» в 1898 году.

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

А. И. Куприн «Олеся» Поэтический мир природы. Богатство души главной героини и её трагическая судьбаПовесть «Олеся» была

Слайд 3Какие ассоциации возникают при имени главной героини ?
Почему автор озаглавил

повесть её именем ?

Олеся -

около леса,

девушка из Полесья

Повесть А.И. Куприна "Олеся"

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Какие ассоциации возникают при имени главной героини ? Почему автор озаглавил повесть её именем ?Олеся - около

Слайд 4
Иван Тимофеевич

Какое социальное положение занимает Иван Тимофеевич?
Как встретились герои?
Почему Олеся

фактически отвечает отказом на его предложение?
Почему их счастье было таким коротким?

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Иван Тимофеевич Какое социальное положение занимает Иван Тимофеевич?Как встретились герои?Почему Олеся фактически отвечает отказом на его предложение?Почему

Слайд 5Гадание – предсказание будущего
В этом году
Через много лет

«падает вам большая любовь»

«позор через вас большой примет»

«печаль ей долгая выходит»

«через вас вся эта беда стрясется»


- «жизнь ваша будет невесёлая»
«которые вас будут любить, вы много горя принесёте»
«никогда вы не женитесь, так холостым и умрете»
« будет много скуки и тяготы в жизни»
« руки сами на себя наложить захотите – но только не посмеете, так снесёте»
« сильную нужду будете терпеть»







Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Гадание – предсказание будущегоВ этом годуЧерез много лет«падает вам большая любовь» «позор через вас большой примет»«печаль ей

Слайд 6
Что разрушило любовь Олеси и Ивана Тимофеевича? Почему закончилась "волшебная, чарующая

сказка?

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Что разрушило любовь Олеси и Ивана Тимофеевича? Почему закончилась

Слайд 7«Хата была пуста…
…вдруг моё внимание
привлёк яркий предмет….
Это была нитка

дешёвых красных бус….единственная вещь,
которая осталась мне
на память об Олесе
и о её нежной, великодушной любви.»

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

«Хата была пуста……вдруг моё внимание привлёк яркий предмет…. Это была нитка дешёвых красных бус….единственная вещь, которая осталась

Слайд 8Симптомы «сердечной лени» Ивана Тимофеевича
1. В решающие минуты жизни героя охватывает

странное нежелание довести начатое до конца: додумать, доделать, договорить.

2. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать душевные порывы для поддержания внутреннего равновесия.

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Симптомы «сердечной лени» Ивана Тимофеевича1. В решающие минуты жизни героя охватывает странное нежелание довести начатое до конца:

Слайд 9Сила Олеси и слабость Ивана Тимофеевича
Не боится жить в согласии со

своим
сердцем, поэтому видит дальше, знает
больше и чувствует тоньше

Смелость, самостоятельность
и независимость

Осознает неразрывные связи окружающей
природы с мудростью жизни

Убегающий от испытаний, от боли, риска и от ответственности

Сознательно разрушающий
себя, культурно беспомощный

Принял яркий талант
Олеси за «черное искусство»

Проглядел свою любовь!

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Сила Олеси и слабость  Ивана ТимофеевичаНе боится жить в согласии со своимсердцем, поэтому видит дальше, знает

Слайд 10Как меняется Олеся?
Ее любовь становится самоотверженной.
Язычница Олеся приходит в церковь

и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать ведьму

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Как меняется Олеся?Ее любовь становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы,

Слайд 11Марина Влади
в фильме
«Колдунья»
Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п.

Лыхма Денисюк И.М.
Марина Влади в фильме«Колдунья»Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Слайд 12 Какой цвет сопровождает образ Олеси? Почему?
* «Красная юбка Олеси выделялась

ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега» (в первой встрече);
* Красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь)
* Нитка дешевых красных бус – единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви» (в последнем эпизоде)

Красный цвет символизирует мужество, смелость, великодушие и любовь.

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Какой цвет сопровождает образ Олеси? Почему?* «Красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном

Слайд 13По древним поверьям, красный цвет отгонял дурную энергию и защищал здоровье

хозяина. Именно поэтому ластовицы мужских рубах всегда были красными, а в женских нарядах тоже преобладал красный цвет или вышивка с красными нитками.

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

По древним поверьям, красный цвет отгонял дурную энергию и защищал здоровье хозяина. Именно поэтому ластовицы мужских рубах

Слайд 14 Какой художественный смысл имеет поэтическая деталь – оставленная

в доме нитка красных коралловых бус?
Это не столько память о «нежной, великодушной любви» Олеси, сколько символ ее чистого чувства, символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка – как огонек этой любви. Но не только нитка коралловых бус остается после Олеси, но и мучительные раздумья, которым раньше не было места в жизни человека с «холодным и ленивым сердцем».

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Какой художественный смысл имеет поэтическая деталь – оставленная в доме нитка красных коралловых бус?

Слайд 15Какую роль играет пейзаж в повести? Как он раскрывает чувства героев?


Читаем пейзажные зарисовки
из следующих глав:
глава 4, 8, 10, 11,12,14.

Глава 4

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Какую роль играет пейзаж в повести? Как он раскрывает чувства героев? Читаем пейзажные зарисовки из следующих глав:глава

Слайд 16Глава 8
Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма

Денисюк И.М.
Глава 8 Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Слайд 17Глава 10
Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма

Денисюк И.М.
Глава 10 Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Слайд 18Главы 11-12
Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма

Денисюк И.М.
Главы 11-12 Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Слайд 19- Быть сегодня над Перебродом грозе...
Глава 14
Выполнила учитель русского

языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.
- Быть сегодня над Перебродом грозе... Глава 14 Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма

Слайд 20Какое значение имеет место действия рассказа?
Найдите в тексте пейзажные зарисовки,

чтобы вместе с героями окунуться в тот мир, где зародилось между ними трепетное чувство

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Какое значение имеет место действия рассказа? Найдите в тексте пейзажные зарисовки, чтобы вместе с героями окунуться в

Слайд 21Какую роль играет зимний пейзаж?
Зимний пейзаж подчёркивает отрешенность от цивилизации.
Природа постепенно

становится участницей событий: «Ветер бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех…» Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость, ворвавшийся в его дом»

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Какую роль играет зимний пейзаж?Зимний пейзаж подчёркивает отрешенность от цивилизации.Природа постепенно становится участницей событий: «Ветер бесился, как

Слайд 22Зима – глава 3
Весна – глава 4
Начало лета – 8 глава
Выполнила

учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.
Зима – глава 3Весна – глава 4Начало лета – 8 главаВыполнила учитель русского языка и литературы СОШ

Слайд 23В чём видел писатель подлинный смысл любви?

Выполнила учитель русского языка и

литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.
В чём видел писатель подлинный смысл любви?Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Слайд 24 В интервью 1913 года А.И. Куприн сказал:
«Нужно

писать не
о том, как люди обнищали и опошлели,
а о торжестве человека, о силе и власти его».

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

В интервью 1913 года А.И. Куприн сказал:  «Нужно писать не о том, как люди

Слайд 25Героя привлекает «ореол окружавшей ее таинственности, репутация ведьмы, жизнь в лесной

чаще среди болота», но более всего – гордая уверенность в своих силах.

В ее неразгаданности особая привлекательность.

Олеся не знает расчета, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет отношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Героя привлекает «ореол окружавшей ее таинственности, репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота», но более всего

Слайд 26ВЫВОДЫ:
Смысл человеческого существования в стремлении к любви, добру и чистоте.
Степень доброты

– важнейшее качество в человеке.
Повесть «Олеся» – это гимн женской красоте и любви,
гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному, первозданному чувству!

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

ВЫВОДЫ:Смысл человеческого существования в стремлении к любви, добру и чистоте.Степень доброты – важнейшее качество в человеке.Повесть «Олеся»

Слайд 27СПАСИБО
ЗА
УРОК
Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма

Денисюк И.М.
СПАСИБО ЗА УРОКВыполнила учитель русского языка и литературы СОШ п. Лыхма Денисюк И.М.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть