Презентация, доклад по литературе Творчество Хлебникова

Содержание

Группы футуристовМодернистское течение.Художники разлагалипредмет на плоские граниили уподобляли простейшимтемам:шару,конусу.кубу.«Мезонин поэзии»Шершеневич ,Ивлев

Слайд 1Творчество Хлебникова.
Его «программное» значение
для поэтов
кубофутуристов.

Творчество Хлебникова. Его «программное» значение для поэтовкубофутуристов.

Слайд 4Группы футуристов
Модернистское течение.
Художники разлагали
предмет на плоские грани
или уподобляли простейшим
темам:шару,конусу.кубу.
«Мезонин поэзии»
Шершеневич ,Ивлев

Группы футуристовМодернистское течение.Художники разлагалипредмет на плоские граниили уподобляли простейшимтемам:шару,конусу.кубу.«Мезонин поэзии»Шершеневич ,Ивлев

Слайд 6Будетляне-футуристы
      Первым произведеним Хлебникова, появившимся в печати, стало «Искушение грешника», опубликованное в

1908 г. в журнале «Весна» благодаря В. Каменскому. Через Каменского Велимир познакомился с братьями Бурлюками, художником и музыкантом М. Матюшиным и его супругой, художницей и поэтессой Еленой Гуро. В 1910 г. вышел их совместный сборник «Садок судей», манифест,ставший точкой отсчета в истории футуризма. Хлебников, старавшийся по крайней мере возможности обращаться в словотворчестве не к западным, а к русским и славянским корням, называл футуристов будетлянами, то есть провозвестниками будущего. Позднее к будетлянам примкнули Крученых и Маяковский.
 В следующем году вышел в свет наделавший много шума сборник «Пощечина общественному вкусу», в который вошел футуристический манифест с призывом «сбросить Пушкина с корабля современности».

Сбросить Пушкина с корабля современности

Будетляне-футуристы      Первым произведеним Хлебникова, появившимся в печати, стало «Искушение грешника», опубликованное в 1908 г. в журнале «Весна» благодаря

Слайд 7Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир.
Мир – макрокосм, человек –

микрокосм.
Развитие мира – движение к всеединству.
(Маяковский В.В. «Эй!» (1816г.)
Современный мир – движение, устремлённость в будущее.
Искусство прошлого – «собрание окаменелых ценностей».
Утилитарная «полезность» искусства.
Освобождение слова от внелитературного значения.
Опора на новейшие технологические и научные достижения.
Эпатаж: «Чукурю»-картины, «Дохлая луна»-сборник, «Идите к черту»-литературный й манифест (Хлебников «Правительство земного шара» – Временному правительству – отставка)
Цель – побуждение к действию: весь мир пронизан искусством!

Основные принципы футуризма:

Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир.Мир – макрокосм, человек – микрокосм.Развитие мира – движение к всеединству.

Слайд 8      Одновременно Хлебников продолжал свои историко-математические изыскания.
На последней странице «Пощечины» был

напечатан плод его многолетнего труда — загадочная таблица, где приводились даты падения великих государств прошлого.
В последней строке значилось: «Некто 1917».
Свои расчеты Велимир привел в изданной в том же 1912 г. в книге «Учитель и ученик».
В 1914 г. появились три книги Хлебникова:
в Петербурге — «Изборник стихов» , «Ряв! Перчатки»,
в Москве — «Творения»;
в 1915 и 1916 гг. — «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне» и «Время мера мира», в которых поэт, основываясь на результатах изучения войн, пытался предсказать ход Первой Мировой войны.
В апреле 1916 г. Хлебников был призван в армию. Оказавшись в запасном полку в Царицыне, он прошел, по его словам, «весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». Благодаря помощи доктора Н. Кульбина, Хлебников был комиссован.
      Одновременно Хлебников продолжал свои историко-математические изыскания. На последней странице «Пощечины» был напечатан плод его многолетнего труда —

Слайд 9Революция в жизни поэта

Хлебников искренне принял революцию,

очевидно, надеясь, что теперь сможет претворить в жизнь свои идеи ,в частности, создать задуманное еще в 1915-м «Общество председателей земного шара». В нем должно было быть триста семнадцать членов, поскольку, согласно теории Хлебникова, все происходящие в мире события — от войн и революций до биения сердца и колебаний струн музыкальных инструментов, — будучи изменены во времени, оказываются кратны тремстам семнадцати.
Вскоре после Февральской революции Велимир написал «Воззвание председателей земного шара».
Он призывал создать «независимое государство времени», свободное от пороков, свойственных «государствам пространства».       1917-1921 гг. стали для Хлебникова временем скитаний. Стремясь постоянно быть в гуще событий, он, рискуя жизнью, переезжает из революционного Петрограда в Москву, оттуда — в Астрахань. 1919 г. застал его на Украине. Чтобы избежать мобилизации в армию Деникина, он вынужден был скрываться в харьковской психиатрической больнице, где ему удалось получить «белый билет». В 1920 г. Хлебников оказался на Кавказе, затем в Персии, работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделениях РОСТА, в политпросвете Волжско-Каспийского флота.
Революция в жизни поэта    Хлебников искренне принял революцию, очевидно, надеясь, что теперь сможет претворить

Слайд 22Написано в 1909 году и лишь по счастливой случайности стало достоянием

общественности. Листок со стихами случайно обнаружил в комнате поэта его друг, Давид Бурлюк. Давид Бурлюк был поражен не только формой, но и содержанием стихотворения «Заклятие смехом». Спустя год по его настоянию это произведение вошло в поэтический сборник «Студия импрессионистов».
В этом необычном стихотворении обыграно всего лишь одно слово – смех, которое благодаря автору неожиданно обретает не только различные формы, но и кардинально меняет свой смысл. Казалось бы, в русском языке это слово имеет вполне определенное и недвусмысленное значение, характеризуя состояние радости и веселья.

Однако Велимир Хлебников позаботился о том, чтобы созданные им словоформы вызывали у читателей четкие ассоциации и позволяли без труда понять смысл стихотворения. Так, героями произведения являются смехачи (слово, созданное по аналогии с трубачами, циркачами и т.д.) – люди, которые призваны веселить публику. Их автор призывает в полной мере проявить свой талант, «засмеяться» и «рассмеяться». Причем, на профессиональную принадлежность смехачей к артистам указывает тот факт, что они «смеянствуют смеяльно». То есть смешить людей для них – постоянная и достаточно утомительная работа.
Само понятие смеха в стихотворении возведено в абсолют. При этом он может быть веселым и безобидным, а может стать инструментом «рассмешищ надсмеяльных», а, попросту говоря, оскорблений тех, кто пришелся смехачам не по душе. При этом поэт очень четко проводит параллель между «усмейными смехачами» и «надсмейными смеячами». Первые веселят толпу и, одновременно, высмеивают ее. Вторые же, сами того не ведая, являются объектом насмешек.

Написано в 1909 году и лишь по счастливой случайности стало достоянием общественности. Листок со стихами случайно обнаружил

Слайд 23После публикации «Заклятия смехом» в 1910 году на Велимира Хлебникова обрушился

шквал критики
. Поэта обвиняли в безвкусице и создании никому не нужных неологизмов, которые засоряют русский язык
. В поддержку Велимира Хлебникова выступил лишь один Владимир Маяковский, который восторженно воспринял это необычное произведение, заявив, что «Заклятие смехом» является в прямом и переносном смысле новым словом в русской литературе. По его мнению, автору удалось всего лишь одним словом развить лирическую тему в произведении, что не может не вызывать восхищения и преклонения перед талантом поэта.
Впоследствии попытки экспериментировать со словоформами предпринимали многие русские и советские поэты, однако никому из них не удалось добиться столь точного и мастерского создания целостной картины произведения, основываясь на ассоциациях, которые порождают неологизмы (окказионализмы).
После публикации «Заклятия смехом» в 1910 году на Велимира Хлебникова обрушился шквал критики. Поэта обвиняли в безвкусице

Слайд 25Это стихотворение вошло в сборник «Старинная любовь» (1914 г) и стало

предметом споров многих литературоведов.
Его первая часть посвящена обычному кузнечику, который «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил», успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил». Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину. Героиней второй части стихотворения является зинзивер – крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком. Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!». Таким образом, автор представляет читателю сразу двух героев, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую. Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.

В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков. Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание.

Это стихотворение вошло в сборник «Старинная любовь» (1914 г) и стало предметом споров многих литературоведов.Его первая часть

Слайд 26«Когда умирают кони — дышат…»

Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы

— сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.

Одно время автор увлекался философией и даже создавал глубокомысленные четверостишия, в которых не было рифмы, но присутствовали плоды длительных размышлений над смыслом жизни. К таким произведениям можно отнести стихотворение «Когда умирают кони – дышат…».

«Когда умирают кони — дышат…»Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца

Слайд 27Что именно хотел сказать автор этими строками, догадаться совершенно не трудно.

Он пытался понять, почему цикл жизни, такой разный по содержанию и продолжительности, рано или поздно у всех заканчивается. Причем, совсем не важно, идет речь о живых существах либо о неодушевленных предметах. Гораздо важнее то, что именно происходит в то момент, когда этот путь обрывается. Поэт считает, что «когда умирают кони – дышат», и это действительно так. Учащенное дыхание лошади обычно свидетельствует о том, что ее часы сочтены. Травы, пройдя весь биологический круг от ростка до семян, попросту засыхают, а солнца гаснут, неся смерть всему живому. Ведь без их лучей, теплых и ласковых, никому невозможно выжить в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако Хлебников искренне удивляется тому, что «когда умирают люди – поют песни». Причем, делают это не только те, кто готовится переступить грань между мирами, но и их близкие. Конечно, для того, чтобы понять, почему происходит все именно так, нужно обратиться к истории. Однако Велимир Хлебников не планирует этого делать – его интересует лишь сам факт того, что уход человека в другой мир часто сопровождается пением. Автор не выражает своего мнения по поводу того, насколько это целесообразно, он лишь искренне удивлен тем, что наш мир устроен именно таким образом.Призывает каждого задуматься над тем, почему смерть в различных своих проявлениях вызывает противоположную реакцию со стороны окружающего мира. Он живет по неведомым нам законам, которые и хочет понять автор, но он, как и все мы, лишен ключей к познанию того, с чем всем нам приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Что именно хотел сказать автор этими строками, догадаться совершенно не трудно. Он пытался понять, почему цикл жизни,

Слайд 28Свобода приходит нагая, Бросая на сердце цветы, И мы, с нею

в ногу шагая, Беседуем с небом на «ты». Мы, воины, строго ударим Рукой по суровым щитам: Да будет народ государем, Всегда, навсегда, здесь и там! Пусть девы споют у оконца, Меж песен о древнем походе, О верноподданном Солнца — Самодержавном народе.
Это стихотворение является откликом на Февральскую революцию 1917 г.
В первых строках можно увидеть отсылку к картине Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»).
В строке Мы, воины, строго ударим… — отсылка к стихотворению А. Блока «О, весна без конца и без краю…».
Свобода приходит нагая,  Бросая на сердце цветы,  И мы, с нею в ногу шагая,

Слайд 29Последние дни
      Лишения, опасности и напряженная работа подорвали здоровье поэта. В декабре

1921 г. он вернулся в Москву, будучи тяжело больным, зная, что дни его сочтены.
Семью ему создать так и не удалось. Самым близким человеком поэта была его младшая сестра Вера, ставшая художницей. Весной 1922 г. Хлебников вместе со своим другом — мужем Веры, художником П. Митуричем, — уехал в Новгородскую губернию, надеясь отдохнуть и набраться сил перед поездкой в Астрахань.
Там, в деревне Санталово, он и скончался 28 июня 1922 г. Поэта похоронили на деревенском погосте, надпись на гробе гласила: «Председатель земного шара».
Ныне прах Хлебникова покоится в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с останками его матери, сестры и зятя.
Последние дни      Лишения, опасности и напряженная работа подорвали здоровье поэта. В декабре 1921 г. он вернулся в Москву,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть