Презентация, доклад по литературе Творчество Достоевского

Содержание

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский оставил после себя огромное литературное наследие: выдающиеся романы и повести, рассказы, статьи и т.д.

Слайд 1Достоевский
Федор Михайлович
1821 - 1881
Денисова Н.Т., учитель МБОУ «Вокнаволокская СОШ», Респ.Карелия,

Костомукшский ГО
Достоевский Федор Михайлович1821 - 1881Денисова Н.Т., учитель МБОУ «Вокнаволокская СОШ», Респ.Карелия, Костомукшский ГО

Слайд 2Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский оставил после себя огромное литературное

наследие: выдающиеся романы и повести, рассказы, статьи и т.д.
Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский оставил после себя огромное литературное наследие: выдающиеся романы и повести, рассказы,

Слайд 3«Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И

он сам – самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира. Достоевский – самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души.»

Н.А.Бердяев
«Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он сам – самый большой вклад

Слайд 4 Начало творческого пути.

Первой опубликованной работой Достоевского стал роман «Бедные люди» Он впервые вышел в печать в журнале «Петербургский сборник» в 1846 году.

«Да вы понимаете ли сами-то, … что вы такое написали! Не может быть, чтобы вы в ваши двадцать лет, уже это понимали… Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!»
В.Г.Белинский

Варенька Доброселова

Макар Девушкин

Начало творческого пути.

Слайд 5«Роман в письмах «Бедные люди» сразу прославил Достоевского, выдвинув его на

первое место в «натуральной школе». Тема «маленького человека» продолжает традиции Пушкина и Гоголя.
В названии романа важны оба слова: и «бедные», и «люди». «Маленький человек» Макар Девушкин, читая «Шинель», спорит с Гоголем, не соглашается видеть себя в Акакии Акакиевиче, озабоченный проблемой своего человеческого достоинства. Последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества.»
«Роман в письмах «Бедные люди» сразу прославил Достоевского, выдвинув его на первое место в «натуральной школе». Тема

Слайд 6После «Бедных людей» у Достоевского открывается целый цикл произведений, показывающих жизнь

различных слоев общества. Он пишет повести «Двойник», «Хозяйка», « Роман в девяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и к радости многих, несколько повестей о «Мечтателях». Самым «главным» мечтателем Достоевского был главный герой повести «Белые ночи» (1848 г). Главный герой понимает, что невозможно всю жизнь жить в своих мечтах. И при первом же столкновении с реальной жизнью он терпит поражение.

«мои ночи кончились утром…»

«О, простите, простите меня!»

«Ох, Настенька, Настенька! Знаете ли, как надолго вы примирили меня с самим собой…» (из письма Мечтателя)

После «Бедных людей» у Достоевского открывается целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоев общества.

Слайд 7«Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя мгновенье. В

соседстве сердца твоего?...» И.Тургенев

«Повесть «Белые ночи» имеет два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение пойдет от первого лица.

«Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя мгновенье. В соседстве сердца твоего?...»

Слайд 8 Важнейшее, в известной мере переломное значение в творчестве
Достоевского

имела повесть «Записки из подполья» (1864).
Герой-повествователь, мелкий чиновник, ассоциирует себя с мышью, живущей в подполье. Он предельно унижен. Например, офицер, у которого он оказывается у него на пути, переставляет его на другое место, как вещь. Герой страдает от того, что он принижен обществом и восстает против условий общественной жизни, которые его обезличивают. Суть этого бунта Достоевский пояснил так: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все
таковы, а стало быть, не стоит и
исправляться».

С повести Достоевского
«Записки из подполья»
начинается величайший
романист-философ.

Важнейшее, в известной мере переломное значение в творчестве Достоевского имела повесть «Записки из подполья»

Слайд 9Наибольшую популярность получили романы Ф.М.Достоевского, «великое пятикнижие» писателя:
«Преступление и наказание

(1866)
«Идиот» (1868 – 1869)
«Бесы» (1871 – 1872)
«Подросток» (1875 – 1876)
«Братья Карамазовы» (1879 – 1880)

Наибольшую популярность получили романы Ф.М.Достоевского, «великое пятикнижие» писателя: «Преступление и наказание (1866)«Идиот» (1868 – 1869)«Бесы» (1871 –

Слайд 10 Особенности романов Достоевского

«М.М.Бахтин в монографии «Проблемы поэтики Достоевского»
назвал писателя «одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал… совершенно новый тип художественного мышления – полифонический».

Главная особенность романов Достоевского – «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов».
«Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово».

В своих романах Достоевский «сочетает философские исповеди с уголовными хрониками, включает религиозную драму в фабулу бульварного романа. То есть сливает противоположное. Это единство полифонического романа: наложение разных кругозоров» – считает исследователь творчества Достоевского Л.Гроссман.

Особенности романов Достоевского  «М.М.Бахтин в монографии «Проблемы поэтики Достоевского»назвал

Слайд 11 Роман «Преступление и наказание» (1866) одновременно социально-психологический и нравственно-философский.

Однако философское в романе важнее, чем социальное.

Замысел родился на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский писал брату из Твери: «В декабре я начну роман… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Но в 1859 году работа над романом не была начата.

В 1865 году Достоевский предлагает журналу «Русский вестник» новую повесть В письме издателю журнала М.Н.Каткову он излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Это психологический отчет одного преступления». Повесть задумывалась в форме «рассказа преступника» от первого лица о событиях восьмилетней давности.

В Петербурге повесть перерастает в роман, а в январском номере журнала «Русский вестник» появляется его первая часть. Достоевский отказывается от прежней формы повествования от первого лица и останавливается на «новой форме» – рассказ от имени автора.

Роман «Преступление и наказание» (1866) одновременно социально-психологический и нравственно-философский. Однако философское в романе важнее, чем

Слайд 12 Главный герой – бывший студент юридичес -

кого факультета Раскольников «замечательно
хорош собой», но «опустился и обнеряшился»,
он «задавлен бедностью».
В изображении главного героя Достоевский
применяет принцип двойничества. Раскольников
расколот на две части, в нем живут два противопо-
ложных начала. С одной стороны Раскольников
стремится к добру, справедливости, стремится
спасти другого. С другой – способен убить того,
кого
обрекает.


Понять характер героя и его функцию в романе помогает теория Раскольникова, по которой все человечество он делит на два типа: обыкновенные, «тварь дрожащая», «вошь», которые относятся к большинству, к массе Второй тип – люди необыкновенные, «единицы», способные «сказать новое слово», творцы истории, «наполеоны». Раскольников ощущает себя таким – «право имею». По мнению Раскольникова, право и долг сильной личности преступать нормы и законы, сильная личность имеет право даже на преступление и убийство.

Главный герой – бывший студент юридичес -

Слайд 13Раскольников идет на убийство – это «проба», возможность убедиться в том,

что он принадлежит к группе «правоимеющих». Но «проба» не помогла. Он смог убить, но испытывает отвращение к убийству, не выдерживает бездны, которая образовалась между ним и другими людьми.

Отказаться от своей идеи Раскольникову помогает сон, который приснился ему уже на каторге – сон о конце света, когда все должны погибнуть. Этот сон – символ очищения и обновления души героя.
В финале Раскольников держит в руках Библию, в нем живет надежда на возрождение и любовь к Соне. «Их воскресила любовь. Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Раскольников идет на убийство – это «проба», возможность убедиться в том, что он принадлежит к группе «правоимеющих».

Слайд 14«Преступление и наказание» - полифонический роман. «Многолюдность» героев не мешает действию

романа. Достоевский наделяет каждого из героев своей особенной судьбой, историей и характером. Каждый человек с идеей. Авторский голос – один из многих,он не поднимается выше всех.
Авторская позиция осуществляется через сюжетно-композиционные средства.
В романе преобладают средства самораскрытия. На первом месте – исповедь, на втором – внутренний монолог. Важны и ситуации типа «конклав», когда главные герои вместе в решающий момент.
«Преступление и наказание» - полифонический роман. «Многолюдность» героев не мешает действию романа. Достоевский наделяет каждого из героев

Слайд 15 Действие романа «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Достоевский считал

Петербург «самым умышленным городом в мире», «сочиненным», «самым фантастическим». В литературоведении существует определение «Петербург Достоевского». В произведениях А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В. Гоголя «Петербургские повести» также разрабатывался образ Петербурга, не просто места действия, а участника происходящего.

Узкие улочки, серые, грязные. «На улице… духота, толкотня… и та особенная вонь столь известная каждому петербуржцу… Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг а тонких чертах молодого человека…» . Это чувство завладевает душой героя…

Петербург – город, разбивающий мечты и иллюзии, не оставляющий надежд. Город, где продается и покупается любовь, красота, сама человеческая жизнь.

Действие романа «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Достоевский считал Петербург «самым умышленным городом в мире»,

Слайд 16В 1868 году в журнале «Русский вестник» опубликован еще один роман

Достоевского «Идиот», одно из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившее и нравственно-философскую позицию Достоевского и его художественные принципы в 1860-х годах. Задуман роман как продолжение «Преступления и наказания». Главный герой – «обновленный Раскольников», «исцелившийся» от гордыни человек, князь Мышкин, носитель «положительно-прекрасного идеала». В рукописи Достоевского не случайно он называется иногда «князем Христом». У князя Мышкина в романе христианская миссия – «исцелять пораженные эгоизмом души людей». Мышкин хочет возродить утраченную веру в высшее добро. Герой совершенно свободен от ложного самолюбия. Он не боится быть смешным, не опасается унижения и обиды.
Князь легко прощает людям их эгоизм, потому что знает, что любой эгоист явно или тайно страдает от этого недуга.

В 1868 году в журнале «Русский вестник» опубликован еще один роман Достоевского «Идиот», одно из самых любимых

Слайд 17Князь Мышкин нравственно «просвещает» многих людей, но это «просветление» не только

ничего не меняет в их жизни, но еще более усиливает и углубляет ее противоречия.
Князь – счастливый человек. «Любить – вот умение быть счастливым… Счастливое сердце – любящее сердце. Любовь сама по себе есть высшее благо. И в людях Мышкин открывает этот всегда живой и влекущий, но робкий и таимый поток любви, жажду любить и быть любимым» (А Скафтымов) Причины, мешающие людям любить, Достоевский раскрывает в других образах романа: Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая и др. Всем им, в большей или меньшей степени, мешает быть счастливыми, понимать и прощать чувство гордости, самолюбие. Огромное желание любить, раскрыть себя перед другим человеком подавляется в них в силу великого самолюбия и приносит им только боль и страдания.
.

Финал романа трагичен. Князь Мышкин не смог предупредить убийство Настасьи Филипповна Рогожиным, не смог помочь Аглае найти выход из тупика и сам кончает жизнь безумием.

Князь Мышкин нравственно «просвещает» многих людей, но это «просветление» не только ничего не меняет в их жизни,

Слайд 18Новый роман, созданный Достоевским в 1871 – 1872 годах, получил название

«Бесы». В центре его оказался самый мрачный из художественных образов писателя – Ставрогин. С молодых лет он поражен недугом безверия и пытается найти хоть какое-то приложение своим силам: кутит и развратничает в Петербурге, путешествует по миру, добираясь до Исландии, Греции, Соединенных Штатов…
Наконец он вместе с «мошенником-социалистом» Петрушей Верховенским появляется в маленьком провинциальном городке, где живет его мать с отцом Петруши. Верховенский-младший самый последовательный из всех «борцов за освобождение».

Складывается впечатление, что нет такого злодействия и подлости, на которое не пойдет Петруша. Для такого человека нет высших ценностей, включая человеческую жизнь. Цель Петра – власть. Но он понимает, что мелковат для «властителя дум» и делает ставку на Николая Ставрогина.
Но Ставрогин пуст внутри. Он не ищет для себя никакой выгоды, у него нет цели.

Новый роман, созданный Достоевским в 1871 – 1872 годах, получил название «Бесы». В центре его оказался самый

Слайд 19 Свобода и отрицание всего – вот разрушительная сила этого

«Ивана-царевича», как называет его Верховенский. В Ставрогине каждый видит нечто свое. А все потому, что Николай вольно или невольно подает Верховенскому, Шатову и Кириллову их основные идеи. Но самому Николаю ни одна из них не интересна. Ставрогин знает, что сила его беспредельна, но не видит ей применения, да и не желаеет искать. Эта пустота втягивает в себя окружающих, ломая их судьбы, отнимая жизни.Идин за другим гибнут, вовлеченные в страшное притяжение этой воронки, брат и сестра Лебядкины, Шатов, Кириллов, Даша. Сущность Ставрогина четко проявляется в конце произведения, в его предсмертном письме.
Свобода и отрицание всего – вот разрушительная сила этого «Ивана-царевича», как называет его Верховенский. В

Слайд 20Роман «Бесы» – грозное предупреждение, в котором писатель предвидел общественную катастрофу

и появление целой плеяды революционеров, подобных Нечаеву («нечаевское дело» конца 1860-х). Они способные идти к «свободе, равенству и всеобщему счастью» по трупам. Это предупреждение актуально во все времена

Насильник, убийца, клятвопреступник, растлитель двенадцатилетней Матреши не различает добро и зло. Им владеет лишь чувство гордыни и презрения к людям. Поэтому логичным видится и самоубийство Ставрогина – внутренняя воронка черноты поглощает и саму оболочку.

Роман «Бесы» – грозное предупреждение, в котором писатель предвидел общественную катастрофу и появление целой плеяды революционеров, подобных

Слайд 21 В романе «Подросток» (1875 – 1876) Достоевский ставит вопрос не

об отдельном человеке, а о человеческом обществе… Может ли человечество устроиться на земле без Бога?... Роман задумывался в форме «семейной хроники». Так же, как и в «Бесах» действие концентрируется вокруг героя, но личность Версилова раскрывается иначе, чем личность Ставрогина. Герой «Бесов» связан с другими действующими лицами только идейно; личность Версилова включает в себя всю историю своего рода; она соборна. Ставрогин – идейный центр романа, Версилов – центр жизненный. Его трагическая судьба определяет участь его двойной семьи, его раздвоение переходит в раздвоение детей. Действующие лица связаны с Версиловым натуральными кровными узами: они его дети или родственники.

Шатов, кириллов, Верховенский – воплощенные идеи Ставрогина; Аркадий, Лиза, Анна Андреевна – части души Версилова, плоть от его плоти. Конфликты «Бесов» выражаются в борьбе учеников с учителем, конфликты «Подростка» – в раздоре между отцом и детьми. Идейная драма переходит в семейную трагедию. .

В романе «Подросток» (1875 – 1876) Достоевский ставит вопрос не об отдельном человеке, а о человеческом

Слайд 22Раздвоение в душе Версилова – искра, от которой вспыхивает пламя в

его семье: оно распространяется на общество и охватывает его пожаром…

Роман состоит из трех частей: первая посвящены экспозиции и первому этапу борьбы отца с сыном. Она заканчивается полной победой Версилова.
Вторая показывает читателям его духовный облик и подводит к тайне его страсти к Ахмаковой. Параллельно развиваются любовные истории его двух дочерей. В третьей, в преддверии катастрофы, вводится фигура странника Макара Долгорукого. Этот образ духовной красоты противопоставляется хаосу распавшегося мира….

По разнообразию происшествий, пестроте действующих лиц, напряженности страстей и эффекту столкновений, «Подросток» – самый увлекательный из всех романов Достоевского.

Раздвоение в душе Версилова – искра, от которой вспыхивает пламя в его семье: оно распространяется на общество

Слайд 23 Синтезом художественно-философских исканий Достоевского 1870-х годов явился роман «Братья Карамазовы».

По сравнению с предшествующими романами, в «Братьях Карамазовых» набирает силу разобщение, рвутся связи между людьми: «Всякий-то стремится отделить свое лицо наиболее, хочет испытать в себе самом полноту жизни, а между тем выходит изо всех его усилий вместо полноты жизни полное самоубийство» – так определяет состояние жизни русского общества 70-х годов герой романа – старец Зосима. Семья Карамазовых под пером Достоевского – это Россия в миниатюре: она лишена родственных уз. Вражда стоит между главой семейства Карамазовых и его сыновьями.
Синтезом художественно-философских исканий Достоевского 1870-х годов явился роман «Братья Карамазовы».  По сравнению с предшествующими романами,

Слайд 24 Современное общество заражено тяжелой духовной болезнью – «карамазовщиной». Суть ее

заключается в доходящем до исступления отрицании всех святынь. Главный носитель «карамазовщины» – отец Федор Павлович… В мире Карамазовых все связи извращаются, принимают преступный характер…
Мир Карамазовых един, но это «единство» удерживается не добром, а взаимной ненавистью, злорадством, тщеславием… «Карамазовщина», по Достоевскому, - это русский вариант болезни всего европейского человечества, болезни цивилизации. Причины ее заключаются в утрате христианских святынь… В романе есть и могучая жизнеутверждающая сила, которая противостоит распаду и разложению. С наибольшей последовательностью и чистотой она воплощается в старце Зосиме и его ученике Алеше…
Современное общество заражено тяжелой духовной болезнью – «карамазовщиной». Суть ее заключается в доходящем до исступления отрицании

Слайд 25
Всем содержанием своих романов и повестей Достоевский отстаивал активную, просветляющую

и одухотворяющую мир благодатную силу христианского жизнеустроительства. Он считал, что православие призвано духовно направлять и облагораживать как частную, так общественную жизнь людей.

Читайте Достоевского, любите Достоевского, -если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его.
И. Анненcкий

Памятник Ф.М.Достоевскому в Старой Руссе

Надгробный памятник на могиле Ф.М.Достоевского

Всем содержанием своих романов и повестей Достоевский отстаивал активную, просветляющую и одухотворяющую мир благодатную силу христианского

Слайд 26
1. http://dostoevskiy.biografy.ru/img/dostoevskiy-1.jpg
2. http://s42.radikal.ru/i096/0809/3e/99ed9d955f40.jpg
3. https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q =tbn:ANd9GcQtM TaIs6CHvAnZXKWJbEtbWV gyJvURpvfsRM _ppzMIdcld_e0l


4. https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQVrO2VTIAVPlhBjBlGYmf-LG4gg8ObV_q9zJQfy8llN3TFgKz-VA
5. https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQOfDpxQg_sx4SOsUP0DzLW0aLNg0BAgxZ8SL3rrnSuhofvhyT_
6. http://literatura5.narod.ru/glazunov_n2.jpg
7. http://900igr.net/datai/literatura/Rasskazy-Dostoevskogo/0010-011-1850-1854-gody-katorga.jpg
8. http://900igr.net/datai/literatura/F.M.Dostoevskij/0009-009-Dostoevskij-pod-sledstviem-i-na-katorge.jpg
9. http://naar.ru/upload/medialibrary/edd/edd3b49bbd87f51c1e12520ab2732cf6.jpg
10. http://media1.fanparty.ru/fanclubs/dostoevsky/articles/21428/17240_tribune_dostoevsky.jpg
11. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/Dostoevskij_1863.jpg/200px-Dostoevskij_1863.jpg
12. http://www.eg.ru/upimg/photo/127226.jpg
13. http://lit.1september.ru/2003/38/8.gif
14. http://i.msmap.ru/5/9/8/thumbs/600_452_fixw.jpg
15. http://avtograf22.ru/wp-content/uploads/2015/04/080728-1041194.jpg
16. http://s-pb.in/images/stories/pamyatniki/poety_pisateli/dost_2.jpg
17. http://art-assorty.ru/uploads/posts/2015-09/1442643964_dostoevsky_04.jpg
18.http://www. ilibrary.ru/text/17/p.1/index.html


Использованные ресурсы

1. http://dostoevskiy.biografy.ru/img/dostoevskiy-1.jpg 2. http://s42.radikal.ru/i096/0809/3e/99ed9d955f40.jpg 3. https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q =tbn:ANd9GcQtM TaIs6CHvAnZXKWJbEtbWV gyJvURpvfsRM _ppzMIdcld_e0l 4. https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQVrO2VTIAVPlhBjBlGYmf-LG4gg8ObV_q9zJQfy8llN3TFgKz-VA 5. https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQOfDpxQg_sx4SOsUP0DzLW0aLNg0BAgxZ8SL3rrnSuhofvhyT_ 6. http://literatura5.narod.ru/glazunov_n2.jpg

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть