Презентация, доклад по литературе Три пальмы Лермонтова

Содержание

Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Слайд 1М.Ю.Лермонтов (1814-1841)

М.Ю.Лермонтов (1814-1841)

М.Ю.Лермонтов (1814-1841)М.Ю.Лермонтов (1814-1841)

Слайд 2Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
Тема природы и

человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема природы и человека в балладе М.Ю.Лермонтова «Три

Слайд 3Цель урока :
1)Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»
2)Выявить художественное своеобразие баллады.


3) Развивать навыки работы с текстом худ. произведения.

Цель урока :1)Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»2)Выявить художественное своеобразие баллады. 3) Развивать навыки работы с текстом

Слайд 4Восточное сказание.

Восточное сказание.
«Три пальмы».

Восточное сказание.Восточное сказание.«Три пальмы».

Слайд 5В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник

между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и летучих песков.


В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и летучих песков.

В песчаных степях аравийской земли  Три гордые пальмы высоко росли.Родник между ними из почвы бесплодной,Журча, пробивался

Слайд 6И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью

ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.


И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И многие годы неслышно прошли;Но странник усталый из чуждой землиПылающей грудью ко влаге студёнойЕщё не склонялся под

Слайд 7И стали три пальмы на Бога роптать:
«На толь мы родились, чтоб

здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор? …
Не прав твой, о небо, святой приговор!»


И стали три пальмы на Бога роптать:
«На толь мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор? …
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И стали три пальмы на Бога роптать:«На толь мы родились, чтоб здесь увядать?Без пользы в пустыне росли

Слайд 8
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок

золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой,Звонков раздавались нестройные звуки,Пестрели коврами покрытые

Слайд 9Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки

порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали …
И, стан худошавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали …
И, стан худошавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбовУзорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали,И черные очи оттуда сверкали

Слайд 10И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И

белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.


И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

И конь на дыбы подымался порой,И прыгал, как барс, поражённый стрелой;И белой одежды красивые складки По плечам

Слайд 11Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины

,звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.


Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины ,звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:В тени их весёлый раскинулся стан.Кувшины ,звуча, налилися водою,И, гордо кивая махровой

Слайд 12Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И

пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Но только что сумрак на землю упал,По корням упругим топор застучал,И пали без жизни питомцы столетий!Одежду их

Слайд 14Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом

печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

Когда же на запад умчался туман,Урочный свой путь совершал караван;И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь

Слайд 15И нынче всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с

гремучим ключом:
Напрасно Пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.


И нынче всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно Пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

И нынче всё дико и пусто кругом –Не шепчутся листья с гремучим ключом:Напрасно Пророка о тени он

Слайд 16
Есть ли сюжет в стихотворении « Три пальмы»?
Что лежит в его

основе? Почему Лермонтов даёт подзаголовок «Восточное сказание»?
К какому жанру мы отнесём данное стихотворение?
Есть ли сюжет в стихотворении « Три пальмы»?Что лежит в его основе? Почему Лермонтов даёт подзаголовок «Восточное

Слайд 17Дактиль( - - - )
Амфибрахий( - - - )
Анапест( - -

- )
Каким размером написана баллада?
Сколько раз повторяется стопа?




В песчаных\степях а\равийской\ земли







Дактиль( - - - )Амфибрахий( - - - )Анапест( - - - )Каким размером написана баллада?Сколько раз

Слайд 18Смежная(АА ББ )
Перекрёстная (АБ АБ )
Кольцевая (А ББ А )
Способы рифмовки

в стихотворении.
Смежная(АА ББ )Перекрёстная (АБ АБ )Кольцевая (А ББ А )Способы рифмовки в стихотворении.

Слайд 19

В песчаных степях аравийской земли (А)
Три гордые пальмы высоко росли.

(А)
Родник между ними из почвы бесплодной, (Б)
Журча, пробивался волною холодной, (Б)
Хранимый под сенью зелёных листов, (В)
От знойных лучей и летучих песков. (В)

Определите способ рифмовки в балладе.

В песчаных степях аравийской земли (А)Три гордые пальмы высоко росли. (А)Родник между ними из почвы бесплодной,

Слайд 20Разделим балладу на части и представим картины , описанные поэтом .

Сколько

картин вы представили ?
Разделим балладу на части и представим картины , описанные поэтом .Сколько картин вы представили ?

Слайд 21Пальмы

Пальмы

Слайд 22Караван

Караван

Слайд 23
Пепел

Пепел

Слайд 24Какую роль играет в стихотворении олицетворение?
О чём мечтали пальмы до прихода

каравана?
Какую роль играет в стихотворении олицетворение?О чём мечтали пальмы до прихода каравана?

Слайд 25Вывод. Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о

пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.
Вывод. Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть

Слайд 26
Как отнеслись пальмы к приходу гостей?
Как поступили люди с пальмами?

Как отнеслись пальмы к приходу гостей?Как поступили люди с пальмами?

Слайд 27КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО

КАРАВАН ЗАБОТИТСЯ ТОЛЬКО СЕЙЧАС И ТОЛЬКО О СЕБЕ, ЧТО ЛЮДИ НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, ЧТО ОАЗИС МОЖЕТ ДАТЬ ВОДУ И ПРОХЛАДУ ЕЩЁ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ .
КАРТИНА ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО КАРАВАН ЗАБОТИТСЯ ТОЛЬКО СЕЙЧАС И ТОЛЬКО

Слайд 28
Аллитерация(звукопись) – повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую выразительность.
Найдите в

тексте пример аллитерации.
Для чего она нужна?
Аллитерация(звукопись) – повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую выразительность.Найдите в тексте пример аллитерации.Для чего она нужна?

Слайд 29СРАВНИТЕ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ СТРОФЫ БАЛЛАДЫ.
-ДЛЯ ЧЕГО АВТОР СКРЕПЛЯЕТ НАЧАЛО И

КОНЕЦ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТИТЕЗОЙ?
СРАВНИТЕ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ СТРОФЫ БАЛЛАДЫ.-ДЛЯ ЧЕГО АВТОР СКРЕПЛЯЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТИТЕЗОЙ?

Слайд 30
Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя.
Прекрасный оазис в начале произведения

и картина гибели его в конце. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным.
Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя.Прекрасный оазис в начале произведения и картина гибели его в конце.

Слайд 31
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ПОЭТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАС :


НЕЛЬЗЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕМ , ЧТО КОПИЛОСЬ В ПРИРОДЕ СТОЛЕТИЯМИ, ДУМАЯ ТОЛЬКО О СВОЁМ СОБСТВЕННОМ СЕГОДНЯШНЕМ БЛАГОПОЛУЧИИ.
ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О ТЕХ , КТО ПРИДЁТ ПОСЛЕ НЕГО, И БЕРЕЧЬ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ПОЭТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАС :

Слайд 32
ВЫВОД. ПОЭТ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ КРАСОТУ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОАЗИСА ДО ПРИХОДА КАРАВАНА ТОМУ

РАЗОРЕНИЮ,КОТОРОЕ ОСТАВИЛИ ПОСЛЕ СВОЕГО УХОДА ЛЮДИ. АНТИТЕЗА ПОМОГАЕТ ОСТРЕЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПЕЧАЛЬ О РАЗОРЕНИИ ПРЕКРАСНОГО УГОЛКА ЗЕМЛИ.
ВЫВОД. ПОЭТ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ КРАСОТУ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОАЗИСА ДО ПРИХОДА КАРАВАНА ТОМУ РАЗОРЕНИЮ,КОТОРОЕ ОСТАВИЛИ ПОСЛЕ СВОЕГО УХОДА ЛЮДИ.

Слайд 33
Белинский Виссарион Григорьевич (1811 – 1848 )

Белинский Виссарион Григорьевич (1811 – 1848 )

Слайд 34«Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок

сливают в этой пьесе поэзию с живописью: это картина Брюллова, смотря на которую хочешь ещё и ёщё осязать её.
Нечего хвалить такие стихи – они говорят сами за себя и выше всяких похвал …»


В.Г.Белинский «Стихотворения М. Лермонтова»
«Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок сливают в этой пьесе поэзию с

Слайд 35Лермонтовские баллады всегда насыщены художественными средствами, язык их красив и выразителен

.
Найдите все средства художественной выразительности ( тропы ) в балладе.

О чём болела душа поэта?
Лермонтовские баллады всегда насыщены художественными средствами, язык их красив и выразителен .Найдите все средства художественной выразительности (

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть