Презентация, доклад по литературе Трактовки образа Христа в поэме Блока Двенадцать

Поэма «Двенадцать» В 1917 году, захваченный стихийной стороной революции, за «октябрьскими гримасами» Блок видел и «октябрьское величие». В январе 1918 года он пишет поэму«Двенадцать», призывая слушать «музыку революции». «Трагический тенор

Слайд 1Трактовки образа Христа в поэме А.Блока«Двенадцать». Споры по поводу финала.

Трактовки образа Христа в поэме  А.Блока«Двенадцать». Споры по поводу финала.

Слайд 2Поэма «Двенадцать»

В 1917 году, захваченный стихийной стороной

революции, за «октябрьскими гримасами» Блок видел и «октябрьское величие».
В январе 1918 года он пишет поэму«Двенадцать», призывая слушать «музыку революции».

«Трагический тенор эпохи» ,-А. Ахматова

Поэма «Двенадцать»    В 1917 году, захваченный стихийной стороной революции, за «октябрьскими гримасами» Блок видел

Слайд 3Оценка поэмы «Двенадцать» Петром Струве
«Но все – таки «Двенадцать» – величайшее

достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм, в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским.
С Бальзаком – в объективном изображении мерзости и порока;
с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая – то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом»
Оценка поэмы «Двенадцать» Петром Струве «Но все – таки «Двенадцать» – величайшее достижение Блока. В нем он

Слайд 6БЛОКОВСКИЙ ОБРАЗ ХРИСТА В ТРАКТОВКЕ ПОЭТОВ И КРИТИКОВ

Сравните высказывания об образе Христа в поэме. Почему, по-вашему, стали возможны столь противоречивые мнения? С каким из приведённых высказываний вы согласны?

В июне 1919 г. поэт Н. С. Гумилев в лекции о поэзии Блока сказал между прочим, что конец "Двенадцати" кажется ему "искусственно приклеенным", что "внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект".
Блок, присутствовавший на лекции, ответил: «Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: "к сожалению, Христос".
К. Чуковский. «Александр Блок как человек и поэт». 1924.
БЛОКОВСКИЙ ОБРАЗ ХРИСТА В ТРАКТОВКЕ ПОЭТОВ И КРИТИКОВ      Сравните высказывания об образе

Слайд 7 Я только констатировал факт: если

вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь "Иисуса Христа". Но я иногда сам глубоко ненавижу этот ... призрак.
А. Блок. Дневник 1918 года. 10 марта (25 февраля)
...Выявляется, наконец, тот незримый враг, на которого направлены винтовочки стальные.
Голодный пес - старый мир - по ироническому символизму красногвардейцев бредет сзади, поджав хвост и, как волк, оскалив зубы, но от него только отмахиваются.
Винтовки и беспокойство направлены на кого-то другого. <...> Ему грозят: Все равно тебя добуду, лучше сдайся мне живьем! <...> В него стреляют.
А впереди - <...>Впереди Иисус Христос ...
Двенадцать распяли Христа.
Максимилиан Волошин. Поэзия и революция, 1919.
Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом

Слайд 9 ...Образ Христа — олицетворение новой всемирной

и всечеловеческой религии, новой морали — служил для Блока символом всеобщего обновления жизни и в таком значении появился в финале «Двенадцати»
Вл. Орлов. Поэма Александра Блока "Двенадцать", 1962.

Иисус Христос и крест трактуются Блоком вопреки церковной традиции как символы не смирения, а мятежа, бурного вмешательства в жизнь<...>.
И.Т. Крук. Поэзия Александра Блока. 1970.
...Образ Христа — олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, новой морали —

Слайд 10 Вероятнее всего, Иисус выступает здесь как Спаситель грешных

душ, заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые "не ведают, что творят". Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие — это истинное дело Христа, а не возглавить и благословить их на дальнейшие злодеяния. Вот что, по-моему, означает явление Христа в конце поэмы.
Г. Яковлев. «Впереди— Иисус Христос»? 1997.
Вероятнее всего, Иисус выступает здесь как Спаситель грешных душ, заблудших в политическом мраке людей.

Слайд 11И.С. Приходько утверждает, что Христос воплощает в себе стихию революции. Тут

необходимо помнить призыв самого Блока «слушать революцию». Символический смысл придает образу Христа белый цвет («белый венчик из роз»).
Белый – цвет небесных сил. Он означает чистоту, невинность, надежду на обновление Неба и Земли.
Роза в католической традиции – знак Девы Марии. Следовательно, по мнению Приходько, поэт попытался соединить в Христе Святой Дух с Богородицей.

М. Горький: «Дневниковая запись
революционных дней».
И. Бунин: «Вульгарное, безобразное, больше ничего».
А. Луначарский «Первое произведение о революции».

И.С. Приходько утверждает, что Христос воплощает в себе стихию революции. Тут необходимо помнить призыв самого Блока «слушать

Слайд 14«Двенадцать» , какие бы они ни были, – это лучшее, что

я написал. Потому что тогда я жил современностью»,-А.Блок.
«Я люблю ходить по улицам города в такие ночи, когда природа буйствует. Вот в одну такую на редкость вьюжную, зимнюю ночь мне и привиделось светлое пятно; оно росло, становилось огромным. Оно волновало и влекло. За этим огромным мне мыслились Двенадцать и Христос», А.Блок
«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны» Иисуса, который идёт с ними сейчас, а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы шёл Другой»,-А.Блок
«… В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией , например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы»,- А.Блок.
«Двенадцать» , какие бы они ни были, – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я

Слайд 15
Какое из приведённых высказываний, по-вашему, наиболее соответствует истине? Почему?

Блок «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя».
Н.Гумилёв.
«Двенадцать» - ряд «отвратительных картин»...Только органически кощунственный талант мог вознести Октябрьскую революцию в перл создания.
М. Алданов (1889-1957), русский писатель-эмигрант.
Какое из приведённых высказываний, по-вашему, наиболее соответствует истине? Почему?    Блок «вторично распял

Слайд 16 Образом Христа, идущего впереди

красногвардейцев, поэма кончается. И ее конец — удачней всего в ней. Только тут голос поэта приобретает полноту и силу... и только тут создана картина, убедительная и величественная... Блок, идя в ногу со второй революцией, не изменил себе самому ни в чем. Это большая победа. И если он, всё видевший, мог сказать, что Христос идет впереди "двенадцати", он исполнил свой долг поэта — и в самом страшном находит прекрасное.
И он исполнил свой долг гражданина — всем ослепшим от бед показать выход и дать исцеление...
С. Городецкий (1884—1967), русский поэт.
Образом Христа, идущего впереди красногвардейцев, поэма кончается. И ее конец

Слайд 17 Предельная искренность и душевная честность Блока —

вне сомнений. А если это так, кощунственная, прославляющая октябрьский переворот поэма "Двенадцать" не только была создана им во имя "добра и света", но она и есть по существу проявление света и добра, обернувшееся страшной ошибкой.
Георгий Иванов (1894 — 1958), русский поэт-эмигрант.
Предельная искренность и душевная честность Блока — вне сомнений. А если это так,

Слайд 18 Блок честно и восторженно подошел

к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять ее тяжелые, реальнейшие, грубейшие образы <...> Блок надорвался.
Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок <...>
Спрашиваю: "Нравится?" - "Хорошо", — сказал Блок, а потом прибавил: «У меня в деревне библиотеку сожгли».
Вот это "хорошо" и это "библиотеку сожгли" было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме "Двенадцать". Одни прочитали в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей.
Поэмой зачитывались белые, забыв, что "хорошо", поэмой зачитывались красные, забыв проклятье тому, что "библиотека сгорела".
<...> Славить ли это "хорошо" или стенать над пожарищем,- Блок в своей поэзии не выбрал.
В. Маяковский. В статье «Умер Александр Блок». 1921


Блок честно и восторженно подошел к нашей великой революции, но тонким,

Слайд 19 «Никому и ничему не было проклятья.

На разгром родовой усадьбы Шахматова была такая реакция Блока:Так и надо. Поэт ничего не должен иметь».
А.Якобсон. «Конец трагедии». 1992.

«Никому и ничему не было проклятья. На разгром родовой усадьбы Шахматова была

Слайд 22Блок ввел образ Христа не как образ церковной традиции,
а как образ

народный, не замутненный церковью и государством,
несущий представления о бесхитростной Божьей правде.

Блок ввел образ Христа не как образ церковной традиции,а как образ народный, не замутненный церковью и государством,несущий

Слайд 23Последние годы жизни
« Блок будто впустил в себя

революционную улицу, и она разорвала его изнутри.»
После «Двенадцати» были написаны «Скифы», а потом за 3 года – почти ничего. Поэт жаловался: «…все звуки прекратились».

Последние годы жизни   « Блок будто впустил в себя революционную улицу, и она разорвала его

Слайд 24 Он почувствовал, что революционный дух начинает

угасать, что желанного преображения жизни и человека так и не произошло. Наступил тяжкий кризис веры, который Блок не смог преодолеть. Он, однако, работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов. В 1920—1921 гг. Блок несколько раз выступает с чтением своих стихов в Москве.

Он почувствовал, что революционный дух начинает угасать, что желанного преображения жизни и

Слайд 25 «Покой и воля необходимы поэту для освобождения

гармонии. Но покой и волю тоже отнимают … творческую волю, - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем. Жизнь потеряла смысл…»-говорил Блок в речи, посвященной 84-й годовщине смерти Пушкина.
Блок физически ощущал удушье. «Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди», - записал он 18 июня 1921 года.
А 7 августа 1921 года Александр Блок умер.
Замолчал «трагический тенор эпохи».
«Покой и воля необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже

Слайд 27«Трагический тенор эпохи» А. Ахматова
А. Блок
(1880 – 1921)
Надгробие на могиле А.А.

Блока. Санкт-Петербург, Волково кладбище, Литераторские мостки
«Трагический тенор эпохи» А. АхматоваА. Блок (1880 – 1921)Надгробие на могиле А.А. Блока. Санкт-Петербург, Волково кладбище, Литераторские

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть