Презентация, доклад по литературе: Тема отцов и детей в повести А.С.Пушкина Станционный смотритель (7 класс)

Содержание

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Религиозные сюжетыПочитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.Пятая библейская заповедь.Теория литературы. ЭПИГРАФЭпиграф (от греч. (от греч. — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к

Слайд 1ЧОУ Немецкая гимназия «Петершуле» Урок по литературе в 7 классе

Тема «отцов» и

«детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Учитель русского языка и литературы
Рогова Татьяна Ивановна


ЧОУ Немецкая гимназия «Петершуле»  Урок по литературе в 7 классеТема «отцов» и «детей» в повести А.С.Пушкина

Слайд 2
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Религиозные сюжеты


Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились

дни твои на земле.
Пятая библейская заповедь.

Теория литературы. ЭПИГРАФ

Эпиграф (от греч. (от греч. — «надпись») — цитата, помещаемая во главе
сочинения или его части с целью указать его дух,
его смысл, отношение к нему автора

2

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Религиозные сюжетыПочитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.Пятая библейская заповедь.Теория

Слайд 3
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Религиозные сюжеты
Теория литературы. ПРИТЧА
Притча — маленькая нравоучительная история
вроде

басни, но без морали, без прямого поучения.
Мораль каждый должен извлечь из нее сам. 

Рембрандт (1606-1669).
Возвращение блудного сына, 1669

Великий голландский художник XVII в. Рембрандт
Пишет свою знаменитую картину по сюжету
евангельской притчи о «блудном сыне»

3

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Религиозные сюжетыТеория литературы. ПРИТЧАПритча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого

Слайд 4
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Из зарубежной литературы
Теория литературы.
ЯПОНСКОЕ ХОККУ
Тиё,
поэтесса XVIII в.

«Вспоминаю


умершего
ребенка»




Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!

Традиционное японское жилище . Реконструкция

- Скажите, о чём это стихотворение? 
- Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах? 
- Странно, почему же, когда окна целы, стало вдруг очень холодно? 

Хокку (хайку) – трёхстишие,
лирическое стихотворение,
отличается предельной
краткостью и своеобразной
поэтикой

4

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Из зарубежной литературыТеория литературы. ЯПОНСКОЕ ХОККУТиё, поэтесса XVIII в.«Вспоминаю умершего ребенка»Больше некому сталоДелать дырки в

Слайд 5
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Из русской литературы XIX века

Теория литературы. ПОВЕСТЬ
Повесть – произведение

эпической прозы,
тяготеющее к последовательному
изложению сюжета,
ограниченное минимумом сюжетных линий.

А.С. Пушкин (1799-1837)

5

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Из русской литературы XIX века Теория литературы. ПОВЕСТЬПовесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению

Слайд 6
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА


.

«Почитай отца твоего и мать твою»
Притча о блудном сыне
Японское

хокку Тиё

Повесть «Станционный смотритель»

Теория литературы. ПРОБЛЕМА

Проблема – сложный вопрос,
требующий исследования,
разрешения.

6

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА.«Почитай отца твоего и мать твою»Притча о блудном сынеЯпонское хокку ТиёПовесть «Станционный смотритель»Теория литературы. ПРОБЛЕМАПроблема

Слайд 7
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА


.

Проблема «отцов» и «детей»
7

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА.Проблема «отцов» и «детей»7

Слайд 8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Тема нашего сегодняшнего урока:


Проблема «отцов» и

«детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 


8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА Тема нашего сегодняшнего урока:Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 8

Слайд 9
УРОК ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Цель На примере повести А.С. Пушкина «Станционный

смотритель» изучить нравственную проблему взаимоотношений «отцов и детей» XIX века, их образов и характеров в противоречивом воспитательном процессе.

Задачи
- проанализировать текст повести;
выявить основную идею литературного произведения, главную авторскую проблему;
сопоставить сюжет повести с библейской притчей о блудном сыне;
рассмотреть образы главных героев, проанализировать их характеры в сюжетной линии повествования;
на примере одного из сюжетов (Приезд Дуни) и фрагмента к/ф изучить и обсудить нравственную проблему ответственности детей за свои поступки;
рассмотреть образ «маленького человека» в повести, его положение в обществе, его морально-нравственный ориентир;
осмыслить актуальность рассмотренной темы взаимоотношений «отцов и детей» в современном жизненном пространстве.

9

УРОК ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Цель На примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» изучить нравственную проблему взаимоотношений «отцов и

Слайд 10
УРОК СООБЩЕНИЯ И УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Планируемые результаты

Предметные: Научиться понимать,

выразительно читать текст и вы­полнять устное ре­цензирование выразительного чтения. Научиться аргумен­тировать свою точку зрения. Обобщить и си­стематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. Закрепить знания по теории литературы и терминологическому ряду: эпиграф, притча, хокку, повесть, проблема, нравственность и др.

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления аргументированного ответа; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт; уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других, формирование понятий «ошибка», «раскаяние», способности признания своих ошибок; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей.  Формирова­ние мотивации к обучению и самосовершенство­ванию. Выработка навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

10

УРОК СООБЩЕНИЯ И УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ Планируемые результатыПредметные: Научиться понимать, выразительно читать текст и вы­полнять устное

Слайд 11Нравственность: лексическое значение
и двойственность подходов

Нравственность -это система правил поведения человека,


в основе которой человеколюбие и бережное отношение
к окружающему миру;

Нравственность - это компонент культуры, содержанием
которого выступают этические ценности, составляющие
основу сознания.

Нравственность- это способность человека действовать,
думать и чувствовать в соответствии со
своим духовным началом, это способы и приемы передачи
вовне своего внутреннего духовного мира.
Нравственность это понятие, которое является синонимом
морали, хотя в теории этики существуют
и различные трактовки этих терминов.

Светский подход

Религиозный подход

В православном, христианском
понимании нравственность синонимична
духовности. И, прежде всего ,
связана с понятием о Святом Духе.
Духовность – это способность жить так,
чтобы вся жизнь была пронизана
присутствием Святого Духа,
чтобы Святой Дух действовал в человеке.

2. Вера в бога приравнивает такого
человека к нравственному образу.

3. Десять заповедей – как морально-
нравственный Кодекс человека и его
отношения ко всем окружающим.

11

Нравственность: лексическое значение и двойственность подходовНравственность -это система правил поведения человека, в основе которой человеколюбие и бережное

Слайд 12
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: содержание произведения



Как вы понимаете смысл названия?


Что такое станция во времена Пушкина? 

станция

смотритель

Кого называли смотрителем ? 

Почему автор называет станционного
смотрителя «сущим мучеником»? 

Почему автор называет смотрителя
«..маленьким, бессильным человеком»? 

12

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: содержание произведения Как вы понимаете смысл названия? Что такое станция во времена Пушкина? 

Слайд 13
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: содержание произведения



13

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: содержание произведения 13

Слайд 14
Расставьте картинки в хронологической последовательности



1
2
8
3
4
5
6
7
9
10
14

Расставьте картинки в хронологической последовательности 1283456791014

Слайд 15
Сюжет повести в хронологической последовательности



1
2
8
3
4
5
6
7
9
10
10

8

6

5
2
9
7
4
1
3















15

Сюжет повести в хронологической последовательности 128345679101086529741315

Слайд 16
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: развязка. фрагмент фильма
Трогательная история о святости родительской

любви и обманутых надеждах: юная Дуняша
вопреки воле отца уезжает из дома с молодым
повесой. Жизнь старика разрушена, да и дочь,
ослушавшаяся родителя, несчастна…

В 1972 году на экраны вышел художественный
фильм киностудии «Мосфильм» режиссёра
С.Соловьёва с одноимённым названием
«Станционный смотритель» (его экранизация).
В кадрах фильма «оживают» главные герои.
Посмотрим финальный фрагмент этой работы.


РАЗВЯЗКА повести заставляет поразмыслить
и обсудить с Вами ряд вопросов

16

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: развязка. фрагмент фильмаТрогательная история о святости родительской любви и обманутых надеждах: юная Дуняша

Слайд 17
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: развязка. Творческое задание №2
1. Почему А.С. Пушкин

заканчивает повесть именно так?

2. О чём, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца?

3. Как, по-вашему, должна была поступить Дуня, чтобы отец не чувствовал
себя брошенным?

4. Виноваты ли герои А.С. Пушкина друг перед другом? Если да, то в чём?

5. Согласуется ли это с содержанием известной притчи? Как?

17

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: развязка. Творческое задание №21. Почему А.С. Пушкин заканчивает повесть именно так?2. О чём,

Слайд 18
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание №3



Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Иллюстрация

худ. Д. Шмаринова к повести

Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни.
В предложенном задании заполните пропуски

18

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание №3 Рембрандт «Возвращение блудного сына»Иллюстрация худ. Д. Шмаринова к повести Сопоставьте

Слайд 19
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание



Сопоставьте историю блудного сына и

историю Дуни.
В предложенном задании заполните пропуски

19

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни.В предложенном задании заполните пропуски

Слайд 20
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание



Сопоставьте историю блудного сына и

историю Дуни.
В предложенном задании заполните пропуски

20

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: творческое задание Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни.В предложенном задании заполните пропуски

Слайд 21
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: интересный факт.



Ленинградская область,
Гатчинский р-н,
дер.

Выра.

21

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: интересный факт. Ленинградская область, Гатчинский р-н, дер. Выра. 21

Слайд 22
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: итоги урока



Нравственная проблема взаимоотношений «отцов» и

«детей» выступает ключевой
темой повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (1831)

2. Сюжет повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» тесно связан с библейской
притчей о блудном сыне

3. Трогательная история о святости родительской любви и обманутых надеждах: юная
Дуняша вопреки воле отца уезжает из дома с молодым повесой. Жизнь старика разрушена,
да и дочь, ослушавшаяся родителя, несчастна…

4. Фрагмент х/фильма «Станционный смотритель» 1972 г. заставляет задуматься о
поступках детей по отношению к своим родителям. Нельзя допустить, чтобы они
оказались забытыми, без внимания и средств к существованию

5. Уроки повести полезны всем нам, современным читателям.

6. Образ станционного смотрителя Самсона Вырина увековечен в гатчинском р-оне,
Ленинградской области в деревне Выра в литературно-мемориальном музее.

22

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: итоги урока Нравственная проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» выступает ключевойтемой повести А.С. Пушкина

Слайд 23
А.С. ПУШКИН «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»: РЕФЛЕКСИЯ

Урок заставил меня задуматься….

Я понял(а), что……

После этого

урока мне захотелось……
 
В зависимости от того на сколько вам сегодня было
комфортно на уроке, выберите соответствующего
смайлика.

РЕФЛЕКСИЯ

Продолжите предложения:

1

2

3

23

А.С. ПУШКИН «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»: РЕФЛЕКСИЯУрок заставил меня задуматься….Я понял(а), что……После этого урока мне захотелось…… В зависимости от того

Слайд 24
Домашнее задание (дифференцированное)




Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к

своим родителям?» 
(за основу взять Вам уже известную форму написания «Поучения»Владимира Мономаха
( см. стр. 54 учебника п.3.)

2. Написать рассказ – предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?» 

На выбор

24

Домашнее задание (дифференцированное) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» (за основу взять Вам уже

Слайд 25 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ



Спасибо за урок!

БЛАГОДАРЮ ЗА  ВНИМАНИЕСпасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть