Презентация, доклад по литературе странные люди (образ маленького человека в русской литературе)

Содержание

Героями русской литературы с давних времён были некие персонажи, которых называли «дураками», «странными», «чудиками». Кто-то из них вызывал смех, критику, для большинства эти персонажи остаются скучными хрестоматийными персонажами с ненастоящей судьбой и придуманными чувствами, очень далёкими

Слайд 1 Бутягина Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы.

«Я странен

, а не странен кто ж?...» (по страницам русской литературы) презентация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №3».

Бутягина Надежда   Александровна,учитель русского языка и литературы.«Я странен , а не странен

Слайд 2Героями русской литературы с давних времён были некие персонажи, которых называли

«дураками», «странными», «чудиками». Кто-то из них вызывал смех, критику, для большинства эти персонажи остаются скучными хрестоматийными персонажами с ненастоящей судьбой и придуманными чувствами, очень далёкими от их собственной реальной жизни. Но интересно, что просто от прикосновения к сердцу «странного человека», даже через книгу, в душе нашей что-то нежное просыпается, доброе.
Героями русской литературы с давних времён были некие персонажи, которых называли «дураками», «странными», «чудиками». Кто-то из них

Слайд 3Проблема и актуальность исследовательской работы
Проблема: неумение общества понять «странного» человека, его

характер, стремления и мечты.

Актуальность
Данная проблема несомненно является актуальной, поскольку современное общество так и не научилось понимать «странного» человека. Слишком часто он сталкивается с жестокостью и насмешками, ведь люди не видят чистоту его души, в которой нет места зависти, грубости и злости.
Литература же дает возможность каждому увидеть мир глазами «странного» человека, понять его внутренний мир.

Проблема и актуальность исследовательской работыПроблема: неумение общества понять «странного» человека, его характер, стремления и мечты.АктуальностьДанная проблема несомненно

Слайд 4Цель и задачи исследовательской работы
Цель исследования - доказать необходимость изменения стереотипного

отношения к «чудикам», «странным», «маленьким» людям – персонажам произведений русской литературы. Раскрыть в них богатство души, широту взглядов, огромный диапазон чувств.

Задачи исследования.
1.Изучить историю появления образа «странного» человека в русской литературе.
2.Изучить героев, имеющих странности в поведении и характере, по страницам разных русских писателей.
3.Оценить отношение учеников к «странным» персонажам книг на основе данных анкетирования.
4. Оценить роль «странного» человека в обществе, выявить его связь с проблемами морали и нравственности.

Цель и задачи исследовательской работыЦель исследования - доказать необходимость изменения стереотипного отношения к «чудикам», «странным», «маленьким» людям

Слайд 5





«Странные» герои традиционны для русской литературы. Корнями своими уходят они в

фольклор, где один из главных персонажей – дурак-мудрец, который в силу своей простоты и наивности, доброты и беззлобности выходит победителем в борьбе со злом.

Предпосылки появления «странного» героя в произведениях русских писателей.

«Странные» герои традиционны для русской литературы. Корнями своими уходят они в фольклор, где один из главных персонажей –

Слайд 6«Странный» герой на страницах произведений Н.В.Гоголя
В мире Гоголя «пошлости пошлых людей»

всегда противостоит светлая мечта наивного человека. Он мелок и смешон в глазах обывателей, но он превосходит их своей естественной душевностью, и на его фоне мелкими и смешными становятся уже они.
«Странный» герой на страницах произведений Н.В.ГоголяВ мире Гоголя «пошлости пошлых людей» всегда противостоит светлая мечта наивного человека.

Слайд 7Повесть «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин

Повесть «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин

Слайд 8Повесть «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачков
Гоголь показывает, что главный герой не желает никому

зла, он не ничтожен,но он тоже имеет право на личное счастье. 
Повесть «Шинель». Акакий Акакиевич БашмачковГоголь показывает, что главный герой не желает никому зла, он не ничтожен,но он

Слайд 9Поэма «Мертвые души». Манилов.
Черты характера:
-мечтательность.
-бесхарактерность.
-сентиментальность.
-бесхозяйственность.
-прожектерство
(увлечение
несбыточными
проектами).


Поэма «Мертвые души». Манилов.Черты характера:-мечтательность.-бесхарактерность.-сентиментальность.-бесхозяйственность.-прожектерство(увлечениенесбыточнымипроектами).

Слайд 10«Странный» герой в творчестве И.А.Гончарова.
«Странный» человек у Гончарова –
это искрящаяся душа,
наполненная

гуманизмом ,
мягкостью и верой в человека.
«Странный» герой в творчестве  И.А.Гончарова.«Странный» человек у Гончарова –это искрящаяся душа,наполненная гуманизмом ,мягкостью и верой в

Слайд 11Роман «Обломов» Илья Ильич Обломов.
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью,

как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.»
Роман «Обломов» Илья Ильич Обломов.«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как

Слайд 12Роман «Обломов» Илья Ильич Обломов.
  Внешний мир холоден и враждебен, в нем мало

искренних человеческих эмоций, добра и любви. А Обломов, основу натуры которого составляют именно эти чувства, не может общаться с «холодным» миром. Именно поэтому он, в какой-то степени, сознательно ушел от мира, надел на себя маску затворника.
Роман «Обломов» Илья Ильич Обломов.  Внешний мир холоден и враждебен, в нем мало искренних человеческих эмоций, добра и

Слайд 13«Странный» человек Ф.М.Достоевского.
«Для Достоевского не было ни слишком низкого, ни слишком

высокого. Он прошел весь путь — от пропасти к звездам. И как жаль, что мы никогда уже не увидим этого человека, сумевшего дойти до самой сердцевины тайны и вспышками своего таланта осветившего глубину и огромность тьмы». Генри Миллер
«Странный» человек Ф.М.Достоевского.«Для Достоевского не было ни слишком низкого, ни слишком высокого. Он прошел весь путь —

Слайд 14Роман «Идиот» Князь Мышкин.
"...не люблю быть со взрослыми, с людьми, с большими,

— и это я давно заметил, — не люблю, потому что не умею..." (Мышкин о себе)

"...совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, бог любит!.." (Рогожин)

Роман «Идиот» Князь Мышкин.

Слайд 15«Странный» человек Л.Н. Толстого.
«Безумец — это прежде всего человек, которого не понимают»
Лев

Николаевич Толстой
«Странный» человек Л.Н. Толстого.«Безумец — это прежде всего человек, которого не понимают»Лев Николаевич Толстой

Слайд 16Роман «Война и мир» Пьер Безухов.
Его поступки своей детской наивностью забавны для

окружающих и порой нелепы, но в то же время, обусловленные жаждой справедливости и добра, они величественны и чудесны, то есть способны преобразить мир к лучшему, утвердив в нем правду. И хотя Безухову истина не известна, он все время ее ищет.
Роман «Война и мир» Пьер Безухов.Его поступки своей детской наивностью забавны для окружающих и порой нелепы, но

Слайд 17Роман «Война и мир» Капитан Тушин.
Будучи истинным героем, «маленький грязный худой артиллерийский

офицер с большими, умными и добрыми глазами» капитан Тушин, вызывающий у штабных офицеров насмешку, в бою совершенно изменяется, представляя себя героем фантастической картины, богатырем, швыряющим в неприятеля ядрами.
Роман «Война и мир» Капитан Тушин.Будучи истинным героем, «маленький грязный худой артиллерийский офицер с большими, умными и

Слайд 18«Странный» человек А.Платонова.
А. Платонов, продолжая традиции народно-смеховой культуры, создал целую галерею чудаков

и полоумных, близких фольклорным дуракам, шутам, плутам, основная функция которых – обличение, предупреждение, внутренний протест и даже пророчество.
«Странный» человек А.Платонова.А. Платонов, продолжая традиции народно-смеховой культуры, создал целую галерею чудаков и полоумных, близких фольклорным дуракам,

Слайд 19Рассказ «Юшка» Юшка.
Юшка своим мудрым сердцем понял, как тяжко жить людям, убеждённым

в полезности и нужности своего существования, но где-то в самых глубинных тайниках своей души чувствующим, что они разменяли, растратили данный им чудный дар и оттого никогда не ощутят всей полноты радости и счастья.
Рассказ «Юшка» Юшка.Юшка своим мудрым сердцем понял, как тяжко жить людям, убеждённым в полезности и нужности своего

Слайд 20Опытно-экспериментальная часть. Опрос учеников.
Данный пункт моей научно-исследовательской работы представляет собой опрос

учеников 11 класса нашей школы. Ниже будут представлены вопросы, задаваемые обучающимся, на которые нужно было ответить кратко: «да» или «нет».
Это анкетирование проводилось с целью узнать, как относятся ученики к «странным» героям из изучаемых ими произведений. Итоги опроса будут представлены в таблице.
Итак, вот перечень вопросов, на которые отвечали ученики (каждому задавался вопрос лично):
Считаешь ли ты литературных персонажей - Обломова, Башмачкина Акакия Акакиевича, Пьера Бузухова - «странными» личностями?
Вызывают ли данные герои у тебя чувство сострадания и сочувствия?
Ты бы смог(-ла) ,встретив в жизни человека, похожего на одного из этих героев, высмеять его, оскорбить ?
Считаешь ли ты, что предложенные мною герои способны на жестокие поступки,ложь?
Согласен(-сна) ли ты ,что эти герои учат нас милосердию и состраданию?

Опытно-экспериментальная часть. Опрос учеников. Данный пункт моей научно-исследовательской работы представляет собой опрос учеников 11 класса нашей школы.

Слайд 21 Таблица результатов.

Таблица результатов.

Слайд 22Теперь, когда результаты анкетирования проанализированы, можно подвести итоги:

1.Большая часть одиннадцатиклассников считает

предложенных героев «странными» в поведении и характере.
2.Многие ученики действительно сопереживают нелегкой судьбе персонажей.
3.Несмотря на толерантность одиннадцатиклассников к «странным» людям, порой, они позволяют себе пустить шутку в их адрес.
4.Незначительное число учеников всё же посчитало, что «странные» герои способны на злоумышленные поступки.
5.Большая часть опрошенных подтвердила, что ,читая о судьбах этих героев,
они учатся быть сострадательными и милосердными.


Итак, не только я считаю, что, общество должно изменить свое отношение к «странному» человеку и научиться понимать его, но и ученики 11 класса нашей школы разделяют мое мнение.

Итоги.

Теперь, когда результаты анкетирования проанализированы, можно подвести итоги:1.Большая часть одиннадцатиклассников считает предложенных героев «странными» в поведении и

Слайд 233. Выводы.
Передо мной стояла непростая задача: доказать необходимость изменения стереотипного отношения

к «чудикам», «странным», «маленьким» людям – персонажам произведений русской литературы; раскрыть в них богатство души, широту взглядов, огромный диапазон чувств. Ну что ж? Подведем итоги моей научно-исследовательской работы:
1.Было выявлено, что образ «странного» человека в литературе берет свое начало в еще фольклорных произведениях и затем часто встречается у писателей последующих эпох.
2.Учитывая рассмотренные мною произведения, можно сделать вывод, что «странный» человек у каждого автора своеобразен, но неизменным остается, то что это всегда добрая, светлая и мечтательная личность.
3.Ученики 11 класса нашей школы разделяют мое мнение, что общество должно изменить свое отношение к «странному» человеку и научиться понимать его.
4. «Странные» люди несут в общество лишь тепло и любовь, открытость и доброту, часто ценою собственного счастья.
 

3. Выводы. Передо мной стояла непростая задача: доказать необходимость изменения стереотипного отношения к «чудикам», «странным», «маленьким» людям

Слайд 24Феномен «странного» героя связан, прежде всего, с проблемами морали и нравственности.

Нелогичность и нелепость поведения и поступков «странных» героев обусловлены тем, что в мире, регулируемом четкими нормами и правилами, придуманными людьми, они живут по законам мира высшего. Именно этим и мотивированы все их поступки, которые согласно обывательской логике противоречат здравому смыслу, но для самих чудаков каждое их действие исполнено глубокого смысла, позволяющего проникнуть в духовную реальность, постигнуть истину и, возможно, возвестить ее миру.
Передо мной стояла единственная цель – доказать, что необходимо пересмотреть отношение к «странным» людям и необходимо понять, что они несут в себе лишь добро и любовь. Они полно отрешены от житейских проблем, от внешней суеты и оттого живут в полном согласии с Богом, с собою, с людьми. В их душе нет страха, алчности, зависти. Она раскрепощена и свободна и оттого способна любить радостно и легко.
К сожалению, мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И всё-таки, пока они ещё есть и в нашей жизни, и в нашей литературе, для нас не всё потеряно.
Хорошо и отрадно становится на душе, от того, что до сих пор живут на нашей планете люди, согревающие нас своей теплотой и любовью, странные люди…

Заключение.

Феномен «странного» героя связан, прежде всего, с проблемами морали и нравственности. Нелогичность и нелепость поведения и поступков

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть