Слайд 1Сопоставление образов Дон Кихота и Санчо Пансы.
.
Слайд 2
В 1604 г. выходит в свет первая часть романа
«Хитроумный идальго Дон
Кихот Ламанчский»,
имевшая громадный успех в Испании(в несколько недель разошлось 1-е изд. и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки).
Слайд 3
ДОН КИХОТ — герой романа великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса
Сааведры (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том — 1605 г., второй — 1615 г.); он же — Рыцарь Печального Образа; он же — Рыцарь Львов; он же — идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый.
Слайд 4
Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции
Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской.
Слайд 5
В оруженосцы идальго берёт хлебопашца Санчо Пансу и в первой части
романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.
Слайд 6
О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает скупо и только в самом
начале книги: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом». В своё время Александр Дюма так описал д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна пятидесяти лет, который устал от странствий и приключений, но всё ещё готов вступить в бой. К данному эскизу придётся добавить все те шишки и тумаки, которые судьба уготовила идальго в его странствиях: частый голод и отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра, выбитые зубы, помятые бока, нелепость рыцарской амуниции.
Слайд 7
Санчо Панса был простым крестьянином-хлебопашцем на землях Алонсо Кихано, был женат и
имел двоих детей. Завлечённый обещаниями Дон Кихота сделать его в будущем графом и губернатором острова, Санчо соглашается его сопровождать в качестве оруженосца. Не веря в мечтания и миражи Дон Кихота, Санчо часто проявляет в своих речах здравый смысл и пытается отговорить Дон Кихота от наиболее безрассудных подвигов. Тем не менее, он охотно пользуется преимуществами странствующего рыцарства. Он хитёр, и часто обманными путями пытается получить выгоду. Считая Дон Кихота не в себе, он тем не менее почитает его за ум и образованность.
Слайд 8Санчо ассоциируется с человеческими инстинктами, страстями, грехами и недостатками. Само его
имя напоминает о толстом брюхе, обычном атрибуте обжор. Он жалуется по любому поводу и всего боится. Любит комфорт и постоянно хочет есть. Ему не нравится работать, зато он с большим усердием предается отдыху и сну. Он мечтает о власти и богатстве и боится болезней и смерти. Потому-то Санчо и ему подобные различают только мельницы и стены там, где рыцари духа видят великанов гордыни.
Санчо Панса не менее важный персонаж романа, чем Дон Кихот. Эти герои дополняют друг друга: первый связан с земным и смертным в человеке, второй — с добродетелями, с божественным и бессмертным. Слова Сократа из «Федона» хорошо объясняют отношения между ними: «божественное создано для власти и руководительства, а смертное — для подчинения и рабства»
Санчо Панса — противоположность Дон Кихота
Слайд 9
Дон Кихот является персонификацией высшего начала в человеке, которое ясно знает,
чего хочет и что должно делать. Но его безграничная воля настолько чужда окружающим, что они принимают его за сумасшедшего. Он не мечтает ни о власти, ни о богатстве — а хочет обрести доблесть и воспитать в себе добродетель, хотя ему хорошо известно, сколько страданий ждет того, кто решится отведать этот экзотический плод. Как не одинакова цель этих героев, так различны и средства ее достижения: у Дон Кихота есть меч, у Санчо только камень и палка; рыцарь повинуется велениям воли, оруженосец — импульсам страсти. Но благодаря примеру своего господина, Санчо преодолевает свойственную ему вульгарность и начинает понимать то, что объясняет ему Дон Кихот
Слайд 10
Образы Дона Кихота и его оруженосца Санчо Пансы воплотили сложные противоречия
испанской действительности, трагедию большой эпохи Возрождения в истории человечества. И Дон Кихот, и Санчо Панса являют собой авторское понимание человеческой сущности — благородной, прекрасной, внутренне свободной, достойной захвата. Дон Кихот и Санчо — представители разных общественных слоев. Но оба они свободны от внешних авторитетов и запретов. Дон Кихот смело порывает со своим классом, с привычным образом жизни во имя большой цели служения человечеству. Он смело берется защищать обездоленных, потому что понимает, что Бог создал всех людей свободными. Даже служение мнимой Дульсинеи, олицетворением которой стала вульгарная Альдонса, для героя тоже является частью служения человечеству.
Слайд 11
Санчо Панса является своеобразным дополнением образа Дон Кихота. Во-первых, он представитель
народа. Во-вторых, он едет за Дон Кихотом не ради высокой цели. У него есть семья, и если он не получит от своего господина обещанный остров, то, по крайней мере, заработает денег. Общим для обоих персонажей Сервантеса является чувство собственного достоинства. Вот как об этом говорит Санчо: «Я хотя и нищий, но христианин чистокровный и никому ничего не должен. И я мечтаю об острове, а другие мечтают о кое-чем худшем, и все от человека зависит, выходит, если я человек, то могу стать папой, а не только губернатором острова».
Слайд 12
В конце произведения герои отличаются и мыслями, и поведением. Дон Кихот
перестает быть активным там, где обнаруживает активность Санчо. Но в течение всего произведения мы не перестаем удивляться большому гуманизму двух героев и гуманисту-писателю, который их создал.