Презентация, доклад по литературе Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина (10 класс)

Содержание

Цель урока: раскрыть идейную направленность и художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина; продолжить работу учащихся с понятиями «эзопов язык», «аллегория»; развивать умение строить монологическую речь, высказывать свою точку зрения; пользоваться литературоведческими терминами.

Слайд 1Сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина
Глухова Марина Владимировна – учитель русского

языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край
Сказки М. Е. Салтыкова - ЩедринаГлухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №

Слайд 2Цель урока: раскрыть идейную направленность и художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина; продолжить

работу учащихся с понятиями «эзопов язык», «аллегория»; развивать умение строить монологическую речь, высказывать свою точку зрения; пользоваться литературоведческими терминами.
Цель урока: раскрыть идейную направленность и художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина; продолжить работу учащихся с понятиями «эзопов язык»,

Слайд 3Каждую вещь следует называть её настоящим именем, и если боятся это

делать в действительной жизни,
то пусть не боятся этого хоть в сказке.

Г.Х Андерсен
Каждую вещь следует называть её настоящим именем, и если боятся это делать в действительной жизни,то пусть не

Слайд 4

История создания «Сказок»
М.Е. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Д.И.Фонвизина, А.С. Грибоедова и Н.В.Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни.
Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, большинство из них – в 80-е годы 19 века.

Салтыков-Щедрин ставил перед собой принципиально новую творческую задачу: выследить, разоблачить и уничтожить.

В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве писателя, называл его юмор «грозным и открытым, желчным, ядовитым, беспощадным».

И. С. Тургенев говорил : «Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе. Публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое».


Слайд 5М.Е.Салтыков-Щедрин по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского

общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и социальных групп общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
М.Е.Салтыков-Щедрин по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась

Слайд 6

Причины для написания сказок

1.Нравственный террор
2. Разгром народничества
3. Полицейское преследование интеллигенции

Все это не позволило напрямую подвергнуть критике существующие порядки, поэтому автор прибегает к жанру сказки

Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу и соответствует публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

Писатель, по существу, создал новый жанр - политическую сказку.

Причины

Слайд 7

Основные темы

1.Сатира на нерадивые правительственные верхи и эксплуататоров разного рода,
2.Изображение жизни русского народа,
3.Обличение поведения и психологии обывателей и либеральной интеллигенции,
4.Разоблачение индивидуалистической морали, пропаганда новой нравственности.

Слайд 8 Фольклорные традиции в сказках Салтыкова

-Щедрина

Использование традиционного “жил-был”, которое является в сказке зачином.
Писатель также употребляет присказки (“По щучьему велению, по моему хотению...”).
Автор обращается к народным изречениям, поданным в социально-политическом истолковании.
4. В сказках добро противостоит злу, хорошее — плохому.

Однако привычные грани между этими двумя понятиями стираются, и даже положительные персонажи оказываются наделенными негативными чертами, которые потом высмеиваются самим автором.
Фольклорные традиции в сказках Салтыкова -Щедрина Использование традиционного “жил-был”, которое является

Слайд 9

Особенности творческой манеры писателя

1.Укрупненное, заострённое изображение действительности, обнажающее скрытые «механизмы» жизни;

2. Единство обыденного и чудесного, социального и фантастического;

3. Ироническое повествование, окрашенное сердечной болью и гневом
Особенности

Слайд 10
Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в

сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), в них отсутствует образ положительного героя.
Во всех сказках Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика всегда основана на реальных событиях.

Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои

Слайд 11Очень активно использует Щедрин гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов

чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варил суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден своего приятеля.
Салтыков-Щедрин использует антитезу (противопоставление). Это можно увидеть на примере “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Генералы столько “денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать”, а мужик получил “рюмку водки да пятак серебра”.
Важной в понимании сказки является авторская ирония, благодаря которой раскрывается позиция автора. Ирония прослеживается во всех образах, присутствующих в сказках. Например, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” учитель каллиграфии не может различить сторон света.

Язык всех сказок Салтыкова-Щедрина отличается особой афористичностью. Писатель не только активно использует элементы фольклора (пословицы, поговорки), уже устоявшиеся в языке, но и сам привносит в него новые выражения, например: “Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности”, “собственно не был зол, а так, скотина”.

Гротеск, как излюбленное средство сатиры Салтыкова-Щедрина, выражается уже в самом факте, что животные действуют в качестве людей, в специфических ситуациях, чаще всего связанных с идеологическими спорами


Салтыков-Щедрин широко использует в своих произведениях прием иносказания(аллегории)

Очень активно использует Щедрин гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варил суп

Слайд 12Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши

дни, потому что в них затрагиваются вечные проблемы, они заставляют читателя задуматься над собственной жизненной позицией, оценить свои поступки и, возможно, прийти к выводу, что большинство из нас не так уж сильно отличаются от героев его произведений. А осознав это, человек получает шанс измениться и начать жить по-новому.
Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши дни, потому что в них затрагиваются

Слайд 13

Анализ сказок

Сказка «Дикий помещик»

-Какие политические реалии нашли отражение в сказке?

В сказке «Дикий помещик», написанной в 1869 году, М.Е. Салтыков-Щедрин обобщает свои мысли о реформе «освобождения» крестьян.. Он ставит необычайно остро проблему послереформенных взаимоотношений дворян-крепостников и разоренного реформой крестьянства, эксплуатации мужика.

-Какие фольклорные элементы присутствуют в сказке?

Произведение начинается, как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался».
Животные говорят и действуют наравне с человеком.

-Какие языковые средства использует автор?

Постоянные эпитеты «рассыпчатое тело», «худое житье», «пряник печатный», «звери дикие»), метафора («огненный шар» - солнце) и сравнение («словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»).


Слайд 14-В каких эпизодах мы наблюдаем использование автором гротеска?
-Когда помещик вновь приобретает

человеческий облик?

-Какова мораль сказки?

-В каких эпизодах мы наблюдаем использование автором гротеска?-Когда помещик вновь приобретает человеческий облик?-Какова мораль сказки?

Слайд 15Сказка «Премудрый пескарь»
-Кого обличает автор в этой сказке?
В центре сказки «Премудрый

пескарь» судьба трусливого обывателя, человека, лишенного общественного кругозора, с мещанскими запросами. Образ мелкой беспомощной и трусливой рыбешки как нельзя лучше характеризует этого дрожащего обывателя.

-Какая важная философская проблема лежит в основе сказки?

В произведении писатель ставит важные философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека.

-Что означает эпитет «премудрый»?

Синонимами к нему являются слова «умный», «рассудительный».

-Действительно, таковым предстает перед нами пескарь?

Ирония выявляет всю никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.

Сказка «Премудрый пескарь»-Кого обличает автор в этой сказке?В центре сказки «Премудрый пескарь» судьба трусливого обывателя, человека, лишенного

Слайд 16-Какой наказ дают родители ему, следует ли герой ему?

Умирая, завещали

ему жить, глядя в оба.

«И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто». Лишь один раз в жизни решает пескарь вылезти из норы, да «гоголем по всей реке проплыть!», но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит.

-Какие приемы использует автор?

В основе сказки лежат излюбленные приемы сатирика - гротеск и гипербола. Используя гротеск, Салтыков-Щедрин доводит до абсурда мысль об убожестве одинокого, эгоистичного существования и о подавляющем все остальные чувства страхе за свою жизнь. А приемом гиперболизации сатирик подчеркивает отрицательные качества пескаря: трусость, глупость, ограниченность и непомерное для мелкой рыбешки самомнение.

-Какой наказ дают родители ему, следует ли герой ему? Умирая, завещали ему жить, глядя в оба. «И

Слайд 17-Что обличает в сказке автор?
Автор в сказке обличает трусость, умственную ограниченность,

жизненную несостоятельность обывателя.

-Что помогло автору обмануть царскую цензуру?

Обмануть царскую цензуру и создать резко отрицательный, отталкивающий образ сатирику помогают иносказание (аллегория) . Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора: «Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари».

-Назовите фольклорные элементы, используемые в этой сказке.

Щедрин употребляет обычный сказочный зачин («жил-был пескарь»), распространенные сказочные обороты («ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать», «хлеб-соль»), народные выражения («ума палата», «откуда ни возьмись»), просторечия («распостылая жизнь», «погублять», «приголубить»)

-Что обличает в сказке автор?Автор в сказке обличает трусость, умственную ограниченность, жизненную несостоятельность обывателя. -Что помогло автору

Слайд 18-Какие вопросы задает сам себе пескарь перед смертью и как на

них отвечает?

«Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?» На все эти вопросы звучит один ответ - никого, никому, никаких.

-Для чего эти вопросы введены в сказку?

Эти вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и задумался о смысле своей жизни.

-Какие вопросы задает сам себе пескарь перед смертью и как на них отвечает?«Какие были у него радости?

Слайд 19Сказка «Медведь на воеводстве»
Центральная тема сказки «Медведь на воеводстве» -

взаимодействие власти и народа. Представители власти в произведении – царь зверей Лев, его помощник Осел и трое медведей.

-Какова центральная тема сказки?

-Каким показан народ в сказке?

Простой народ в произведении показан неоднозначно. С одной стороны – он способен на бунт, что отражено во второй части сказки. С другой – в «Медведе на воеводстве» есть и образ народа-раба.

-В каких эпизодах автор использует иронию?

У Льва за мудреца слыл Осел. За счет иронии автору удается подчеркнуть глупость обоих персонажей.

- Что подразумевается под лесом?

Российская империя

Сказка «Медведь на воеводстве» Центральная тема сказки «Медведь на воеводстве» - взаимодействие власти и народа. Представители власти

Слайд 20 Сказка «Вяленая вобла»
-Какой рисует автор главную героиню?
В самом начале она

предстает перед читателями висящей на солнце с вычищенными внутренностями. Вобла такому положению очень рада, ведь у нее больше нет «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести».

-Какой жизненный принцип проповедует вобла?

Став вяленой, вобла начала проповедовать собственные взгляды на жизнь. Ее теория хорошо описывается одной фразой: «Уши выше лба не растут». Из этой формулы она выводит простой принцип: «Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет».

По сути своей все речи «воблушки» - пустая болтовня, от которой на практике нет проку, так как плана действий у воблы нет, какое нужно дело делать, она не знает. Зато ей хорошо удается оправдывать существование трусов, старающихся лишний раз не высовываться, - этаких «премудрых пескарей».

-Что представляют собой речи воблы?

Сказка «Вяленая вобла»-Какой рисует автор главную героиню?В самом начале она предстает перед читателями висящей на солнце

Слайд 21«Вяленая вобла» - яркая демонстрация процесса «омертвления и оподления душ, покорившихся

злу и насилию».
Благодаря сказке Салтыкова-Щедрина словосочетание вяленая вобла стало часто использоваться в разговорной речи в переносном значении. Так и сегодня принято называть человека апатичного, бездеятельного, у которого отсутствует собственное мнение и нет твердых убеждений.
«Вяленая вобла» - яркая демонстрация процесса «омертвления и оподления душ, покорившихся злу и насилию». Благодаря сказке Салтыкова-Щедрина

Слайд 22Сказка «Коняга»
- Кто подразумевается под Конягой?
Коняга – простой люд, крестьяне, которые

работают на благо всего государства, которые своим трудом способны прокормить всех жителей России. Образ Коняги пропитан болью и усталостью, которые дарит ему тяжелое дело.

- С чем можно сравнить бескрайнее поле, на котором трудятся люди и Коняга?

Поле, на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бесконечна их работа и значение для государства.

-Кто скрывается под образом Пустопляса?

В образах Пустоплясов заключены все высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет впроголодь

Сказка «Коняга»- Кто подразумевается под Конягой?Коняга – простой люд, крестьяне, которые работают на благо всего государства, которые

Слайд 23-К чему призывает Салтыков – Щедрин в этой сказке?
Салтыков-Щедрин призывает задуматься

над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое.

-Докажите актуальность сказки.

-К чему призывает Салтыков – Щедрин в этой сказке?Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд

Слайд 24

Домашнее задание

Развернутый ответ «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Домашнее заданиеРазвернутый

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть