Салтыков-Щедрин ставил перед собой принципиально новую творческую задачу: выследить, разоблачить и уничтожить.
В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве писателя, называл его юмор «грозным и открытым, желчным, ядовитым, беспощадным».
И. С. Тургенев говорил : «Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе. Публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое».
1.Нравственный террор
2. Разгром народничества
3. Полицейское преследование интеллигенции
Все это не позволило напрямую подвергнуть критике существующие порядки, поэтому автор прибегает к жанру сказки
Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу и соответствует публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.
Писатель, по существу, создал новый жанр - политическую сказку.
Язык всех сказок Салтыкова-Щедрина отличается особой афористичностью. Писатель не только активно использует элементы фольклора (пословицы, поговорки), уже устоявшиеся в языке, но и сам привносит в него новые выражения, например: “Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности”, “собственно не был зол, а так, скотина”.
Гротеск, как излюбленное средство сатиры Салтыкова-Щедрина, выражается уже в самом факте, что животные действуют в качестве людей, в специфических ситуациях, чаще всего связанных с идеологическими спорами
Салтыков-Щедрин широко использует в своих произведениях прием иносказания(аллегории)
Сказка «Дикий помещик»
-Какие политические реалии нашли отражение в сказке?
В сказке «Дикий помещик», написанной в 1869 году, М.Е. Салтыков-Щедрин обобщает свои мысли о реформе «освобождения» крестьян.. Он ставит необычайно остро проблему послереформенных взаимоотношений дворян-крепостников и разоренного реформой крестьянства, эксплуатации мужика.
-Какие фольклорные элементы присутствуют в сказке?
Произведение начинается, как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался».
Животные говорят и действуют наравне с человеком.
-Какие языковые средства использует автор?
Постоянные эпитеты «рассыпчатое тело», «худое житье», «пряник печатный», «звери дикие»), метафора («огненный шар» - солнце) и сравнение («словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»).
-Какова мораль сказки?
-Какая важная философская проблема лежит в основе сказки?
В произведении писатель ставит важные философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека.
-Что означает эпитет «премудрый»?
Синонимами к нему являются слова «умный», «рассудительный».
-Действительно, таковым предстает перед нами пескарь?
Ирония выявляет всю никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.
«И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто». Лишь один раз в жизни решает пескарь вылезти из норы, да «гоголем по всей реке проплыть!», но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит.
-Какие приемы использует автор?
В основе сказки лежат излюбленные приемы сатирика - гротеск и гипербола. Используя гротеск, Салтыков-Щедрин доводит до абсурда мысль об убожестве одинокого, эгоистичного существования и о подавляющем все остальные чувства страхе за свою жизнь. А приемом гиперболизации сатирик подчеркивает отрицательные качества пескаря: трусость, глупость, ограниченность и непомерное для мелкой рыбешки самомнение.
-Что помогло автору обмануть царскую цензуру?
Обмануть царскую цензуру и создать резко отрицательный, отталкивающий образ сатирику помогают иносказание (аллегория) . Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора: «Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари».
-Назовите фольклорные элементы, используемые в этой сказке.
Щедрин употребляет обычный сказочный зачин («жил-был пескарь»), распространенные сказочные обороты («ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать», «хлеб-соль»), народные выражения («ума палата», «откуда ни возьмись»), просторечия («распостылая жизнь», «погублять», «приголубить»)
«Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?» На все эти вопросы звучит один ответ - никого, никому, никаких.
-Для чего эти вопросы введены в сказку?
Эти вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и задумался о смысле своей жизни.
-Какова центральная тема сказки?
-Каким показан народ в сказке?
Простой народ в произведении показан неоднозначно. С одной стороны – он способен на бунт, что отражено во второй части сказки. С другой – в «Медведе на воеводстве» есть и образ народа-раба.
-В каких эпизодах автор использует иронию?
У Льва за мудреца слыл Осел. За счет иронии автору удается подчеркнуть глупость обоих персонажей.
- Что подразумевается под лесом?
Российская империя
-Какой жизненный принцип проповедует вобла?
Став вяленой, вобла начала проповедовать собственные взгляды на жизнь. Ее теория хорошо описывается одной фразой: «Уши выше лба не растут». Из этой формулы она выводит простой принцип: «Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет».
По сути своей все речи «воблушки» - пустая болтовня, от которой на практике нет проку, так как плана действий у воблы нет, какое нужно дело делать, она не знает. Зато ей хорошо удается оправдывать существование трусов, старающихся лишний раз не высовываться, - этаких «премудрых пескарей».
-Что представляют собой речи воблы?
- С чем можно сравнить бескрайнее поле, на котором трудятся люди и Коняга?
Поле, на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бесконечна их работа и значение для государства.
-Кто скрывается под образом Пустопляса?
В образах Пустоплясов заключены все высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет впроголодь
-Докажите актуальность сказки.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть