Презентация, доклад по литературе Система интегрированных уроков по литературе в 5 классе

Актуальность темыАктуальность темы. Проблема воспитания и обучения школьников, построения конструктивного взаимодействия между педагогами и учащимися является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется

Слайд 1Система интегрированных уроков по литературе в 5 классе

Система интегрированных уроков по литературе в 5 классе

Слайд 2Актуальность темы
Актуальность темы. Проблема воспитания и обучения школьников, построения конструктивного взаимодействия

между педагогами и учащимися является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения.
Литература занимает особое место в системе школьного образования.
Современное российское общество переживает глубокий кризис духовности и нравственности.

Проблематика исследования. На уроках русского языка и литературы основным средством воспитания нравственности, моральных и духовных ценностей становятся произведения художественной литературы.
Тем не менее, сегодня отмечается снижение интереса школьников к изучению литературных произведений, чтению.
Культура чтения сегодня находится на низком уровне [4].
Поэтому применение инновационных форм и методов работы, нетрадиционных форм и технологий проведения уроков, приобретает огромную значимость.
Одной из эффективнейших форм организации занятия является внедрение в педагогическую практику интегративных уроков.

Актуальность темыАктуальность темы. Проблема воспитания и обучения школьников, построения конструктивного взаимодействия между педагогами и учащимися является одной

Слайд 3Организация исследования
Цель исследования – оценить образовательный потенциал интегрированных уроков на примере

урока литературного чтения по изучению повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" и фильма К.Г Муратовой "Среди серых камней".
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные методы и технологии обучения, применяемые в ходе проведения современного урока, в том числе, интегрированного.
2. Изучить состояние заинтересованности младших школьников в изучении художественной литературы на уроках литературного чтения.
3. Обобщить педагогический опыт по мотивации школьников и повышению их заинтересованности в изучении литературных произведений.
4. Оценить эффективность описанного педагогического опыта.
5. Сформулировать выводы и обобщения, определить перспективы дальнейшего исследования.

Новизна исследования. В ходе исследования обобщили имеющийся педагогический опыт по мотивации учащихся младшего школьного возраста и повышению их заинтересованности в изучении художественной литературы. Впервые разработали интегрированный урок по изучению повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" и фильма К.Г Муратовой "Среди серых камней".
Практическая значимость. Результаты исследования будут использованы для составления методических рекомендаций, учебных пособий для студентов, практикующих педагогов, школьников. Могут быть полезны при разработке уроков литературы. Результаты могут использоваться для организации урочной и внеурочной деятельности, самостоятельной работы учащихся.

Организация исследованияЦель исследования – оценить образовательный потенциал интегрированных уроков на примере урока литературного чтения по изучению повести

Слайд 4Планирование и разработка уроков
Конспект урока №1.
Урок литературного чтения в форме

конференции, посвященной обсуждению вопросов и проблем творчества повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" и фильму К.Г Муратовой "Среди серых камней".
Занятие групповое. Задание на занятие дается заранее. В группе выбирается 5-7 докладчиков, которые делают доклад по заданной теме. Рекомендуется подготовить презентацию, которая будет последовательно раскрывать все вопросы, вынесенные на обсуждение. Время выступления для каждого докладчика – 5-7 минут. Остальные участники выступают в роли слушателей [5].
Один из учащихся выступает в роли принимающей стороны на конференции. Ему предоставляется приветственное слово в начале занятия. Он произносит приветственное слово, а также кратко очерчивает проблематику конференции.
После этого слово предоставляется первому докладчику. Ведущий конференции его представляет. Предлагается вопросный план, который должен раскрыть каждый из докладчиков.
Участники конференции вправе записывать важную информацию, задавать вопросы докладчику, вести дискуссию, высказывать сове мнение по поводу обсуждаемой темы.
После окончания официальной части конференции, обсуждение переходит в режим «круглого стола». Вниманию участников конференции предлагается просмотр фильма К.Г Муратовой "Среди серых камней". После окончания просмотра ведется дискуссия, обсуждается предоставленная на заслушивание информация. Каждый из участников должен высказать свое мнение.
Затем группа переходит к обсуждению проблемной ситуации. Слово предоставляется ведущему конференции, который описывает проблемную ситуацию и выдвигает вопросы для обсуждения. До донца занятия участники конференции должны прийти к консенсусу [6-8].

Планирование и разработка уроков Конспект урока №1. Урок литературного чтения в форме конференции, посвященной обсуждению вопросов и

Слайд 5Конспект урока №2
ХОД УРОКА
1.Оргмомент.
II. Проверка и актуализация знаний умений и

навыков по теме «Аленький цветочек»
Сообщение (доклад) учащихся по самостоятельно подготовленной теме.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА К.Г. МУРАТОВОЙ «СРЕДИ СЕРЫХ КАМНЕЙ».
III. Обобщение темы
(Работа в парах. Выполнение задания, ответы на тестовые вопросы дети записывают на лепестках цветка).
(Дети распределяют между собой роли, приступают к чтению по ролям. Дополнительно берется один учащийся, которые читает слова автора. Также берут 3 экспертов, которые внимательно слушают и оценивают чтение).
(Работа в небольших группах, выступление по результатам).
Работа с толковыми словарями
IV. Контроль усвоения темы
Запишите в дневники домашнее задание (написать сочинение по произведению).
V. «Рефлексия»
Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя

Конспект урока №2ХОД УРОКА1.Оргмомент. II. Проверка и актуализация знаний умений и навыков по теме «Аленький цветочек»Сообщение (доклад)

Слайд 6Конспект урока №3
Тема: «Листая страницы повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Ход урока
1.Сообщение

темы и цели урока.
Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Сегодня мы с вами полистаем страницы повести «В дурном обществе», выявим нравственные убеждения писателя и поделимся своими впечатлениями от произведения и его героев.
2. Выявление читательских восприятий учеников:
3. Анализ названия повести и эпиграфа.
4. Просмотр фрагментов фильма Киры Муратовой «Среди серых камней»
- Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?
Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень (серый, жесткий, холодный…)
- Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?
- Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.
- Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце?
ВЫВОД
Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью. Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны.

Конспект урока №3Тема: «Листая страницы повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».Ход урока1.Сообщение темы и цели урока.Читая художественное произведение,

Слайд 7Аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта
Констатирующий этап
Контрольный этап
В ходе наблюдения

установили, что учащиеся задают достаточно небольшое количество вопросов, касающихся темы урока, проявляют низкую степень активности.
Недостаточно владеют как теоретическими, так и фактическими знаниями и навыками.
Действия учащихся в большинстве случаев не имеют целенаправленного характера, ученики не стремятся принимать активное участие в обсуждении, поиске путей решения проблемной ситуации.
Самостоятельно решить проблему не стремятся, в основном ожидают подсказок со стороны учителя, ожидают предложенного пути решения.
Часто задают вопросы, направленные только на теоретические аспекты, не проявляя при этом стремления к практическим действиям по решению проблемы.
Отвлекаемость и активность соотносятся примерно одинаково.
При предоставлении учащемуся задания на самостоятельное выполнение, степень отвлекаемости возрастает еще больше, учащиеся советуются, ждут подсказки со стороны коллектива или учителя.
Однако, учащиеся ожидают подсказки и помощи, что позволяет говорить о положительном отношении к процессу обучения в целом [7].

В ходе наблюдения установили, что уровень вовлеченности и заинтересованности существенно повысился по сравнению с констатирующем этапом эксперимента.
Заметили, что учащиеся стали задавать большое количество вопросов, касающихся темы урока, проявляют высокую степень активности.
Существенно возрос уровень владения, как теоретическими знаниями, так и практическими аспектами их реализации в ходе решения задач.
Действия учащихся обрели целенаправленный характер, ученики стали проявлять заинтересованность, высокую мотивацию, стремятся принимать активное участие в обсуждении, поиске путей решения задач.
В ходе урока дети сосредоточены, почти не отвлекаются на посторонние факторы и действия.
Многие ученики, в особенности те, которые изначально обладали средним и высоким уровнем заинтересованности, стали чаще задавать вопросы, направленные не только на теоретические аспекты решаемой задачи, но на практические аспекты, проявляя при этом стремление к практическим действиям.
Все это свидетельствует об эффективности разработанной программы.

Аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта Констатирующий этапКонтрольный этапВ ходе наблюдения установили, что учащиеся задают достаточно

Слайд 8Заключение
В ходе исследования нами было установлено, что художественные произведения, изучаемые на

уроках русского языка и литературы, являются основным средством воспитания нравственности, моральных и духовных ценностей подрастающего поколения.
Установлено, что сегодня отмечается снижение интереса школьников к изучению литературных произведений, чтению. Культура чтения сегодня находится на низком уровне.
Поэтому применение инновационных форм и методов работы, нетрадиционных форм и технологий проведения уроков, приобретает огромную значимость.
Одной из эффективнейших форм организации занятия является внедрение в педагогическую практику интегрированных уроков. Нами был разработан интегрированный урок по изучению повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" и фильма К.Г Муратовой "Среди серых камней".
Полученные результаты исследования свидетельствует об эффективности разработки.

ЗаключениеВ ходе исследования нами было установлено, что художественные произведения, изучаемые на уроках русского языка и литературы, являются

Слайд 9Способы распространения опыта и определение перспектив
Полученный опыт может быть распространен путем

внедрения в образовательные программы школ, гимназий.
Результаты могут применяться для организации урочной, внеурочной деятельности.

Перспективы дальнейших исследований видим в организации дискуссионных клубов, проектной деятельности учащихся по исследуемой тематике.

Способы распространения опыта и определение перспективПолученный опыт может быть распространен путем внедрения в образовательные программы школ, гимназий.

Слайд 10

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть