Презентация, доклад по литературе Серебряный век русской поэзии 11 класс

Всю вторую половину 19-го века в нашей литературе царили реализм и проза. Точней – грандиозный реалистический роман, посильный гигантам: Толстому и Достоевскому… Потом в литературу приходит А.П.Чехов и

Слайд 1Серебряный век
русской поэзии

Серебряный век       русской поэзии

Слайд 2 Всю вторую половину

19-го века в нашей литературе царили реализм и проза. Точней – грандиозный реалистический роман, посильный гигантам: Толстому и Достоевскому…
Потом в литературу приходит А.П.Чехов и делает несколько открытий: 1) отбор деталей вместо описательного нагромождения слов - и содержание романа в небольшом очень емком рассказе; 2) в повествовательную прозу (эпос) вносится настроение (лирика). Деталь и лирика – это совсем другая техника работы со словом!
Вслед за Чеховым в литературу входят младшие реалисты. Рассказчики, усвоившие чеховские уроки, – И.А. Бунин, А. Куприн, Б. Зайцев, Л. Андреев, И. Шмелев…

Но Серебряный век ассоциируется теперь не с ними, а с художниками совсем другого толка - с «представителями нереалистических течений»…
Всю вторую половину 19-го века в нашей литературе царили реализм и проза. Точней

Слайд 3Осмысливаем понятия…
Модернизм -
направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим

историческим опытом художественного творчества. В литературе - отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм.

Декаданс/декадентство/ - тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, погружение в смутные бессознательные глубины и тоска по чему-то одухотворенному…


модерн начинается как декаданс…

«Сейчас можно определенно сказать, что начало 20 века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры…
(Н. Бердяев)

Определённый взгляд на мир…

Осмысливаем понятия…Модернизм -направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества. В литературе

Слайд 4Как всё это начиналось…
Д.С. Мережковский

(лекции в Петербургском университете) - «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892 год).
Что вас слегка удивляет?
«…причины упадка». Какого упадка? Толстой жив, Чехов на подъеме (?!)
Мережковский убеждён, что русская культура с легкой руки шестидесятников (Некрасов, Чернышевский и т.п.) занялась не своим делом: все стали гражданами и пытались решать в поэзии (и прозе) какие-то больные общественные проблемы, которых у нас всегда было много.
Мережковский решительно заявил: это не дело искусства: поэзия (литература) должна решать другие задачи: развивать восприимчивость читателей к надмирной красоте, учить улавливать ее отблески – потому что источник красоты и ее полное воплощение находятся за пределами земного бытия…
Как всё это начиналось…      Д.С. Мережковский (лекции в Петербургском университете) - «О

Слайд 5 Цикл лекций

Мережковского - это теоретическое обоснование символизма, первого из модернистских течений. Однако обоснование-то появилось, но самих «новых течений» в 1892 году еще толком и не было(!)
Русский символизм всерьез начался с выходки Валерия Брюсова, тогда еще студента МГУ. Прекрасный организатор, обладающий большим вкусом и умением привлекать для работы разных авторов, Брюсов в 1894-1895 годах издает три выпуска сборника "Русские символисты", которые стали первой декларацией модернизма в России. Составитель, издатель и в большей степени - автор, он собрал в книге различные образцы поэзии символизма. На участников сборника обрушился поток жесточайшей критики…
«Теперь все нас (символистов) знают…»

Как всё это начиналось…

Цикл лекций Мережковского - это теоретическое обоснование символизма, первого

Слайд 6
Серебряный век

В эти годы России было послано много даров... Н.А. Бердяев


эпоха развития
русской литературы
с 1892 по 1917 г. …1921

Это не только хронологический период.
И это не сумма литературных течений. 
 Скорее это понятие ближе к образу мышления.


Серебряный век         В эти годы России было

Слайд 7
Серебряный век
/литературные течения и объединения/

Серебряный век /литературные течения и объединения/

Слайд 8Первое и самое значительное из модернистских течений в русской поэзии рубежа

веков; согласно теории символизма, поэзия должна подходить к действительности через тонкие намёки и полутона:
«Никаких цветов: ничего, кроме нюансов» (Поль Верлен). Красота и истина должны постигаться не рассудком, а интуицией.
Символ для символистов – необщепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что предает не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире. Это представление порой неопределённое и смутное…

Символизм (1890-1910)


Первое и самое значительное из модернистских течений в русской поэзии рубежа веков; согласно теории символизма, поэзия должна

Слайд 9*

Поэты - символисты
Печатные издания :

журналы «Аполлон», «Весы», «Золотое руно».
*      Поэты - символистыПечатные издания : журналы «Аполлон», «Весы», «Золотое руно».

Слайд 10Не стремился быть общепонятным;
Обращался к «посвящённым» - читателю-творцу, читателю-соавтору.
Стихотворение должно помогать

читателю в духовном восхождении, в постижении «высшей реальности»/символистская лирика обостряла и утончала восприятие читателя, развивала художественную интуицию/
Поэты-символисты максимально использовали ассоциативные возможности слова и обращались к греческой и римской мифологии.
Символисты придали поэтическому слову удивительную подвижность и многозначность.
Удивительные открытия в сфере поэтической фонетики.

Поэт - символист

Не стремился быть общепонятным;Обращался к «посвящённым» - читателю-творцу, читателю-соавтору.Стихотворение должно помогать читателю в духовном восхождении, в постижении

Слайд 11 Символисты на заре нового века по-новому

поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей…
Читаем стихи И. Анненского* «Снег», «Мучительный сонет», «Среди миров»; К. Бальмонта «Камыши», «Безглагольность», «Я - изысканность русской медлительной речи»; В. Брюсова «Люблю одно», «Певцу «Слова» , «Юному поэту» …

Главная заслуга символизма

Символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника,

Слайд 12 Новое литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в

начале XX века в России. Акмеúзм (от греч.  άκμη — чего-либо)

Акмеизм (1910, 1912-1914)

19 декабря 1912 года - впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.

М. Кузмин - статья «О прекрасной ясности»:
«кларизм»*

логичность художественного замысла;
стройность композиции…




Неприязнь к метафизическим абстракциям /пора перестать заигрывать с трансцендентным (непознаваемым)/, верность земному миру, неприемлемость многозначности поэтического образа.
Главное открытие а. – тонкие способы передачи внутреннего мира через детали мира предметного…

Литературное объединение «Цех поэтов»

Новое литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеúзм (от греч.  άκμη — чего-либо)Акмеизм (1910, 1912-1914)19

Слайд 13* Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его конкретности,

звучности, красочности;
* Предметность и чёткость образов, отточенность деталей, тяготение к сюжету и диалогу;
* Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре» /О.Мандельштам/.
И как следствие:
«Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.
Простота и ясность поэтического языка.
Строгость, чёткость композиции произведений.


Итак, основные принципы акмеизма:

* Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его конкретности, звучности, красочности;* Предметность и чёткость образов,

Слайд 14М. Кузмин
Н. Гумилёв
А. Ахматова
О. Мандельштам
С. Городецкий
Поэты - акмеисты
Читаем стихи Н. Гумилёва

«На полярных морях и на южных…» /из цикла «Капитаны»/, «Жираф», «Заблудившийся трамвай».

М. КузминН. ГумилёвА. АхматоваО. МандельштамС. ГородецкийПоэты - акмеистыЧитаем стихи Н. Гумилёва «На полярных морях и на южных…»

Слайд 15Футуризм /1910 –1917 г./
* Авангардистское течение начала 20 века;
Основные признаки футуризма:
*

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
* отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
* бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация произносимый стих, лозунг, плакат.
Поиски «раскрепощённого», «самовитого» слова, эксперимент по созданию «заумного» языка.
«Боюсь, что здесь больше хамства, чем чего-нибудь другого…» /А.Блок/
Футуризм /1910 –1917 г./* Авангардистское течение начала 20 века;Основные признаки футуризма:* бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений

Слайд 16Эпатаж как форма существования творчества

сборник «Пощёчина общественному вкусу» 1912г.

манифест футуристов


Футуризм



Эпатаж как форма существования творчествасборник «Пощёчина общественному вкусу» 1912г.      манифест футуристов

Слайд 17

Футуристы

Индивидуальное изобретение И. Северянина


Слайд 18Были святки кострами согреты. И валились с мостов кареты, И весь траурный город

плыл По неведомому назначенью По Неве, иль против теченья, -- Только прочь от своих могил. В Летнем тонко пела флюгарка И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…
И всегда в духоте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул,
Но тогда он был слышен глуше,
Он почти не тревожил души
И в сугробах невских тонул.
Словно в зеркале страшной ночи
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек,
А по набережной легендарной
Приближался не календарный –
Настоящий Двадцатый Век.
А. Ахматова
«Поэма без героя» 1940

Серебряный век русской поэзии…

Были святки кострами согреты. И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть