Презентация, доклад по литературе Серебряный век русской поэзии, его новаторство и особенности (11 класс)

Основные художественные системы в литературе рубежа 19-20 ввРеализм и модернизм.

Слайд 1


Слайд 2Основные художественные системы в литературе рубежа 19-20 вв

Реализм и модернизм.

Основные художественные системы в литературе рубежа 19-20 ввРеализм и модернизм.

Слайд 3Реализм – направление в мировом искусстве, широкое распространенное во 2половине 19в., проявляющее

себя и в после­дующие эпохи культурного развития.

Для реализма характерно стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем сле­дования принципам социального, исторического и психологичес­кого детерминизма (обусловленности) образов. Реалисты пыта­лись представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным. Реализм стремится познать законы дей­ствительности для того, чтобы изменить ее к лучшему.

Искусство в реализме - средство познания человеком самого себя и окружающей действительности. Для реалистов не суще­ствует запретных тем, поскольку их основные требования к искус­ству — достоверность, точность, правдивость.

Народность и исто­ризм - важнейшие черта­ми реалистической эстетики. Герой в реалистическом произведении - это обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исто­рической эпохи, определенного социального круга. Поскольку ре­алисты стремятся к изображению жизни личности во всей ее це­лостности, величайшим открытием реализма становится психоло­гический анализ. Русский реализм начинается с творчества Пушкина. К концу 50-х гг. формируется специфическая особенность русско­го реализма, когда литература начинает осмысливаться как "учеб­ник жизни«, а русские реалисты искренне верят в то, что их открытия помогут людям стать лучше. Литература отражает злободневные проблемы. Для неореализма характерно следующее: выбор малых жанровых форм (рассказ, повесть, неб. пьесы); фрагментарность повествования, калейдоскопичность; процесс перетекания жанров (в краткую форму вкладывалось глубокое содержание – густота письма) Например – А. И. Куприн.
Реализм – направление в мировом искусстве, широкое распространенное во 2половине 19в., проявляющее себя и в после­дующие эпохи культурного

Слайд 4Модернизм - философско-художественная система, сложившаяся в культуре в конце XIX — начале

XX в., реализовавшаяся в таких направлениях, как сим­волизм, экспрессионизм, акмеизм. Ряд исследователей относят к модернизму и авангардные направления.

Философской основой модернизма стали концепции Ф. Ницше, А. Бергсона. 3. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и др.

Модернизм в своем развитии проходит ряд стадий: декадентство, собственно модер­низм, неомодернизм. Верхней хронологической границей модер­низма принято считать 60-е гг. XX в., когда на шкале культурно­го развития его сменяет постмодернизм.

Основными чертами фи­лософии и эстетики модернизма являются:

1) идеалистическая установка по отношению к реальности — сознание признается первичным;
2) стремление моделировать собственную реальность, а не описывать существующую;
3) основной категорией модер­низма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления "окуль­туренных" объектов, локализованных в текстах-предшественниках;
4) сверхценной для модернизма является идея построения текста как "путешествия" по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологически у характером;
5) технически усложненная манера письма.
Модернизм - философско-художественная система, сложившаяся в культуре в конце XIX — начале XX в., реализовавшаяся в таких направлениях,

Слайд 5Литература конца 19-начала 20 вв.  Литература Серебряного века. 

В литературе смена эпох вылилась

в формотворчество. С прошлым расставались без сожаления, радовались смене эпох. Появление новых направлений, течений в искусстве всегда связывалось с пониманием места и роли человека в мире, вселенной, с изменением самосознания человека.
Литература конца 19-начала 20 вв.  Литература Серебряного века. В литературе смена эпох вылилась в формотворчество. С прошлым расставались без

Слайд 7Декаданс - особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубе­же 19-20 вв.

и нашедший яркое и законченное воплощение в целом ряде фактов культуры этого периода.

Устойчивые черты:

чувство так называе­мой "рубежной усталости", вызываемое лично испытываемым по­чти физическим ощущением тяжести опыта предшествующих поко­лений; 

иррационализм и мистицизм в оценке явлений и событий; пессимизм по отношению к настоящему и особенно к будущему; 

апокалипсические ожидания;

восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может из­бавить только желанная смерть; 

подчеркнутый интерес к анормаль­ным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубий­ству), садомазохистскому комплексу и т. п.; 

аморализм, демонстра­тивное пренебрежение общепринятыми этическими нормами.
Декаданс - особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубе­же 19-20 вв. и нашедший яркое и законченное воплощение

Слайд 8Не являясь сам по себе течением или направлением в искусстве, дека­данс

обусловил как творчество отдельных авторов, так и практику целых художественных направлений. Одним из самых ранних про­явлений декадансных умонастроений стал французский символизм. В русской литературе под знаком декадансных установок развива­лись такие явления, как предсимволизм и старший символизм.
Не являясь сам по себе течением или направлением в искусстве, дека­данс обусловил как творчество отдельных авторов, так

Слайд 9Символизм - первое литера­турно-художественное направление модернизма, возникшее во Фран­ции в 60-е годы

XIX в., характерна предельная субъек­тивность по отношению к миру, порожденное кризисом позитивизма и реализма (П. Верлен, А. Рембо, О. Уайльд и др.). Фил-я основа- идеализм, в частно­сти, его установка на дуальность мира: параллельное существова­ние прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реаль­ных вещей. Свои теор-е представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в творчестве Р. Вагнера. На основании этого форм-ся общий миф симво­лизма - искусство есть высшая реальность, - т.к. только посредством искусства чел-к способен приблизиться к высшей истине, прозреть истинную сущность окружающих его явлений пу­тем установления аналогий между реальными вещами и совершен­ными идеями. Средством постижения этой сущности становится символ.

Русский символизм прошел в развитии 3 стадии:

предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Ме­режковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.). Наиболее оригиналь­ным, не имеющим аналогов в европейской традиции, явлением в составе русского символизма представляется младосимволизм, ба­зировавшийся на философских идеях В. Соловьева.

Характерными чертами символизма являются: тенденция к жизнестроительству (пе­реживание жизни как художественного текста), неомифологизация, подчеркнутая реминисценционность текстов. Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма: мистическое содержание, символизация и "изощренный импрессионизм" в области формы.
Символизм - первое литера­турно-художественное направление модернизма, возникшее во Фран­ции в 60-е годы XIX в., характерна предельная субъек­тивность по

Слайд 10Акмеизм - русская поэтическая школа модернистской ориентации, возникшая в 10-е гг. XX

в., во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. В качестве основного принципа изображения мира акмеизм декларировал осознание ценности всех элементов его составляющих, от самых "высоких" до самых "низ­ких": "все явления — братья" (Н. Гумилев). Высшей целью сво­его творчества акмеисты провозглашали возвращение современ­ному человеку утраченного "праздника миросозерцания". Акме­изм проповедовал конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", в реалиях которого можно прозреть ту самую "недости­жимую" истину, к познанию которой тщетно стремились симво­листы. Наиболее яркими представителями акмеизма были Гумилев, Городецкий, Ахматова. Мандельштам.
Акмеизм - русская поэтическая школа модернистской ориентации, возникшая в 10-е гг. XX в., во многом явившаяся реакцией на

Слайд 11Футуризм - направление аван­гардного искусства, возникшее в начале XX в., наиболее широко

распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти.

С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения пе­редать динамику мирового процесса, поэтому старые формы ка­зались им непригодными.

Футуристы стремились осуществить реформу поэтического языка посредством введения "свободного" синтаксиса, звукоподражания, словотворчества, актуализации ассоциативной природы образа. Излюбленными темами футури­стов были технократические, урбанистические, милитаристичес­кие темы. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием "человека толпы".

Авангард­ная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий харак­тер его искусства. Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: "Гилея" (кубофутуристы В.В. Ма­яковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Круче­ных и др.), "Ассоциация эгофутуризма" (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), "Центрифуга" (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), "Мезонин поэзии" (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.).
Футуризм - направление аван­гардного искусства, возникшее в начале XX в., наиболее широко распространенное в Италии и России. Теоретическая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть