Слайд 2Основные художественные системы в литературе рубежа 19-20 вв
Реализм и модернизм.
Слайд 3Реализм – направление в мировом искусстве, широкое распространенное во 2половине 19в., проявляющее
себя и в последующие эпохи культурного развития.
Для реализма характерно стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем следования принципам социального, исторического и психологического детерминизма (обусловленности) образов. Реалисты пытались представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным. Реализм стремится познать законы действительности для того, чтобы изменить ее к лучшему.
Искусство в реализме - средство познания человеком самого себя и окружающей действительности. Для реалистов не существует запретных тем, поскольку их основные требования к искусству — достоверность, точность, правдивость.
Народность и историзм - важнейшие чертами реалистической эстетики. Герой в реалистическом произведении - это обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга. Поскольку реалисты стремятся к изображению жизни личности во всей ее целостности, величайшим открытием реализма становится психологический анализ. Русский реализм начинается с творчества Пушкина. К концу 50-х гг. формируется специфическая особенность русского реализма, когда литература начинает осмысливаться как "учебник жизни«, а русские реалисты искренне верят в то, что их открытия помогут людям стать лучше. Литература отражает злободневные проблемы. Для неореализма характерно следующее: выбор малых жанровых форм (рассказ, повесть, неб. пьесы); фрагментарность повествования, калейдоскопичность; процесс перетекания жанров (в краткую форму вкладывалось глубокое содержание – густота письма) Например – А. И. Куприн.
Слайд 4Модернизм - философско-художественная система, сложившаяся в культуре в конце XIX — начале
XX в., реализовавшаяся в таких направлениях, как символизм, экспрессионизм, акмеизм. Ряд исследователей относят к модернизму и авангардные направления.
Философской основой модернизма стали концепции Ф. Ницше, А. Бергсона. 3. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и др.
Модернизм в своем развитии проходит ряд стадий: декадентство, собственно модернизм, неомодернизм. Верхней хронологической границей модернизма принято считать 60-е гг. XX в., когда на шкале культурного развития его сменяет постмодернизм.
Основными чертами философии и эстетики модернизма являются:
1) идеалистическая установка по отношению к реальности — сознание признается первичным;
2) стремление моделировать собственную реальность, а не описывать существующую;
3) основной категорией модернизма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления "окультуренных" объектов, локализованных в текстах-предшественниках;
4) сверхценной для модернизма является идея построения текста как "путешествия" по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологически у характером;
5) технически усложненная манера письма.
Слайд 5Литература конца 19-начала 20 вв. Литература Серебряного века.
В литературе смена эпох вылилась
в формотворчество. С прошлым расставались без сожаления, радовались смене эпох. Появление новых направлений, течений в искусстве всегда связывалось с пониманием места и роли человека в мире, вселенной, с изменением самосознания человека.
Слайд 7Декаданс - особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубеже 19-20 вв.
и нашедший яркое и законченное воплощение в целом ряде фактов культуры этого периода.
Устойчивые черты:
чувство так называемой "рубежной усталости", вызываемое лично испытываемым почти физическим ощущением тяжести опыта предшествующих поколений;
иррационализм и мистицизм в оценке явлений и событий; пессимизм по отношению к настоящему и особенно к будущему;
апокалипсические ожидания;
восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть;
подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), садомазохистскому комплексу и т. п.;
аморализм, демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами.
Слайд 8Не являясь сам по себе течением или направлением в искусстве, декаданс
обусловил как творчество отдельных авторов, так и практику целых художественных направлений. Одним из самых ранних проявлений декадансных умонастроений стал французский символизм. В русской литературе под знаком декадансных установок развивались такие явления, как предсимволизм и старший символизм.
Слайд 9Символизм - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы
XIX в., характерна предельная субъективность по отношению к миру, порожденное кризисом позитивизма и реализма (П. Верлен, А. Рембо, О. Уайльд и др.). Фил-я основа- идеализм, в частности, его установка на дуальность мира: параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей. Свои теор-е представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в творчестве Р. Вагнера. На основании этого форм-ся общий миф символизма - искусство есть высшая реальность, - т.к. только посредством искусства чел-к способен приблизиться к высшей истине, прозреть истинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями. Средством постижения этой сущности становится символ.
Русский символизм прошел в развитии 3 стадии:
предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.). Наиболее оригинальным, не имеющим аналогов в европейской традиции, явлением в составе русского символизма представляется младосимволизм, базировавшийся на философских идеях В. Соловьева.
Характерными чертами символизма являются: тенденция к жизнестроительству (переживание жизни как художественного текста), неомифологизация, подчеркнутая реминисценционность текстов. Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма: мистическое содержание, символизация и "изощренный импрессионизм" в области формы.
Слайд 10Акмеизм - русская поэтическая школа модернистской ориентации, возникшая в 10-е гг. XX
в., во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. В качестве основного принципа изображения мира акмеизм декларировал осознание ценности всех элементов его составляющих, от самых "высоких" до самых "низких": "все явления — братья" (Н. Гумилев). Высшей целью своего творчества акмеисты провозглашали возвращение современному человеку утраченного "праздника миросозерцания". Акмеизм проповедовал конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", в реалиях которого можно прозреть ту самую "недостижимую" истину, к познанию которой тщетно стремились символисты. Наиболее яркими представителями акмеизма были Гумилев, Городецкий, Ахматова. Мандельштам.
Слайд 11Футуризм - направление авангардного искусства, возникшее в начале XX в., наиболее широко
распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти.
С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения передать динамику мирового процесса, поэтому старые формы казались им непригодными.
Футуристы стремились осуществить реформу поэтического языка посредством введения "свободного" синтаксиса, звукоподражания, словотворчества, актуализации ассоциативной природы образа. Излюбленными темами футуристов были технократические, урбанистические, милитаристические темы. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием "человека толпы".
Авангардная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий характер его искусства. Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: "Гилея" (кубофутуристы В.В. Маяковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых и др.), "Ассоциация эгофутуризма" (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), "Центрифуга" (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), "Мезонин поэзии" (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.).