Слайд 1 «Урок – ролевая игра. Литературный салон «Серебряный век русской поэзии».
Тема:
«Серебряный век русской поэзии».
Слайд 2Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о ведущих направлениях литературы рубежа
веков; воскресить атмосферу Серебряного века: представить эстетические и творческие концепции трех литературных течений – символизма, акмеизма и футуризма; определить их общие художественные принципы.
Слайд 3Основные понятия:
Серебряный век , модернизм,
Символизм,
акмеизм,
футуризм,
декаданс .
Слайд 4Эпиграф
Воплощение мечтаний ,
Жизни с грёзою игра,
Этот мир очарований ,
Этот
мир из серебра!
В.Брюсов.
Слайд 5Анна Андреевна Ахматова
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Слайд 6В это время жили и творили такие художники, как М. Врубель,
В. Борисов-Мусатов, Р. Фальк, А. Лентуллов, возникало множество творческих объединений художников.
.
Слайд 7В это время создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как И.
Стравинский, А. Скрябин, С. Рахманинов, Д. Шостакович.
Слайд 8Что в переводе обозначает данное течение?
Цель течения.
Основные темы.
Основные художественные средства, их
назначение.
Название статей-программ и их авторы.
Значение, смысл существования течения.
Представители течения.
Небольшой рассказ об одном из представителей течения.
Причина распада данного течения.
Слайд 9Блицтурнир
Течение, ставшее основой для образования всех последующих.
Что считали символисты объектом поклонения?
Каким
рабочим названием было названо объединение акмеистов, возглавляемое Гумилёвым?
Какие группы выделялись в символизме?
Кто придавал большое значение визуальному воздействию текста?
Представителям какого литературного направления свойственен образ поэта-хулигана?
Кто предлагал сбросить с Парохода Современности Пушкина, Достоевского, Толстого?
Чей стих назван «сладкозвучным»?
Кто не церемонился со словом, дробил и переиначивал его?
Течение, которое просуществовало около 2 лет?
Кому принадлежит лозунг «Искусство для искусства»?
Кем понималась поэзия как «волшебство»?
Значимость обыденной детали представлена кем?
Кто критиковал символистов за мистицизм, за увлечение «областью неведомого»?
Камыши
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
Слайд 11Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
- Оттого, что я
терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
Слайд 12Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший
жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
Слайд 27Сегодня я узнала…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научилась…
Я попробую…
Мне захотелось…
Сегодня я
смогу поставить себе за работу на уроке…
Рефлексия
Слайд 28Домашнее задание
Подготовить кроссворд
по литературным течениям
20 века.