Слайд 1Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»
Слайд 21) История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом
его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов X IX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма.
Слайд 4Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880—
1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.
Слайд 62) Особенности жанра.
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил» относится к жанру сатирической литературной сказки.
Литературная сказка — эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и отражает особенности его отношения к миру.
Слайд 7«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит
аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах.
Слайд 8Они написаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь
на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность народной речи.
Слайд 9Сатира — вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.
Сатирические приемы, которые
используются М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке:
Гротеск — предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.
Сарказм — едкое выражение насмешки.
Слайд 10Эзопов язык — особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё
отношение к изображаемому.
Аллегория — иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты.
Гипербола — сильное преувеличение.
Фантастика — способ изображения действительности в нереальном виде.
Ирония — способ выражения насмешки.
Слайд 113) Характеристика героев сказки.
Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя
облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях.
Слайд 13Так гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать
севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли».
Слайд 15Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать,
ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?» — вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер.
Слайд 17Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове
один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, — всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него.
Слайд 19Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым
так хорошо владели: «Спишь, лежебок! — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали... в казначейство и сколько тут денег загребли».
Слайд 21 -Как очутились два генерала на необитаемом острове?
- Дайте
краткую характеристику двум генералам.
«по щучьему велению, по моему хотению»
легкомысленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ничего не знают и не понимают
Слайд 22- Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на необитаемом острове?
- Что вызывает у генералов наибольшее удивление?
«они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»
«что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»
Слайд 23- Кого решили найти голодные генералы? (мужика)
Как повел себя мужик, увидев
генералов?
- Как генералы и мужик покинули необитаемый остров?
начал им прислуживать
мужик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова
Слайд 24- Как отблагодарили генералы мужика?
«выслали ему рюмку водки да пятак
серебра»
Слайд 25Образ мужика.
Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на
необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина».
Слайд 27Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на
необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием.
Слайд 29Герой даже сам плетёт для себя веревку, которой его потом генералы
привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов.
Слайд 31Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», «тунеядцем».
Сами мысли персонажа являются абсурдными: «...начал мужик на,бобах разводить, как бы ему своих Генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.
Слайд 324) Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке.
Сатирическая форма стала
для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм — для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала.
Слайд 33 Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по
моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену».
Слайд 35Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что
«булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились.
Слайд 36Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии,
откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому.
Слайд 37С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего,
«полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».
Слайд 38Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина является сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки
современной писателю действительности и человека.
Слайд 40"Самостоятельность как необходимое качество успешного..
Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е.
Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Докажите свою мысль
Слайд 41Написать сочинение –рассуждение на одну из тем:
"Самостоятельность как необходимое качество успешного…
Сказка
М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирическая или юмористическая?