Презентация, доклад по литературе Русское Просвещение /Русская литература XVIII века/ 9 класс

Презентация по литературе Русское Просвещение /Русская литература XVIII века/ 9 класс, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 26 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Русская литература  XVIII века Русское Просвещение
Текст слайда:

Русская литература XVIII века

Русское Просвещение


Слайд 2
Эпоха ПросвещенияВосемнадцатый век – один из самых
Текст слайда:

Эпоха Просвещения

Восемнадцатый век – один из самых интересных периодов в истории мировой культуры и литературы. Это Век Просвещения, век Разума, Век Галантный, век накануне Французской буржуазной революции.
XVIII в. называют началом Нового времени в русской истории и культуре и эпохой русского  Просвещения. Еще его называют эпохой Петра I: Петровские реформы - первые радикальные реформы в русской истории - открывают XVIII век…


Слайд 3
Петровские реформы носят характер настоящего переворота,
Текст слайда:

Петровские реформы

носят характер настоящего переворота,
качественного исторического скачка из Средневековья
в Новое время.
Д.С. Лихачев: «Петр «переодел армию, переодел народ, сменил столицу…сменил церковнославянский шрифт на гражданский, он демонстративно нарушил прежние представления о «благочестивейшем» царе…Он создал новые представления и о времени, и о пространстве. Он ходил быстро, ездил скоро и на большие расстояния, решал дела на ходу и в походах».

Изменения действительно затрагивали весь уклад повседневной жизни!


Слайд 4
Петровские реформы Введение нового летоисчисления /теперь от
Текст слайда:

Петровские реформы

Введение нового летоисчисления /теперь от Рождества Христова/ и календаря;
Устанавливается традиция встречи Нового года;
В повседневную жизнь входит традиция двуязычия: при Петре и Анне - немецкий язык, с Елизаветы - французский;
Происходят изменения в одежде (короткие немецкие кафтаны, узкое европейское платье);
Музицирование, обычно на клавесине, становится привычным в дворянских домах;
Принимаются европейские правила этикета и светские манеры поведения.


Слайд 5
Петровские реформы Вводится новая иерархия чинов, закрепленная
Текст слайда:

Петровские реформы

Вводится новая иерархия чинов, закрепленная «Табелью о рангах», и новая система орденов
Вместо боярской думы, в которой заседало до 190 человек, в 1711 г. появился Сенат, в составе которого было лишь 9 человек, - высший орган по делам законодательства и государственного управления;
Роль и место церкви в жизни общества были резко ограничены;
Были образованы высшие учебные заведения и в 1725 г. открыта Академия наук.
В России первой четверти XVIII в. значительно увеличился выпуск книг (за эти годы их было издано больше, чем за все предшествующие 150 лет с начала книгопечатания).
Появились библиотеки и государственные книжные лавки.
С XVIII в. связано начало русской журналистики.
В 1704 году вышла первая печатная газета «Ведомости»


Слайд 6
Русское просветительствоНа идеологической почве, подготовленной реформами Петра,
Текст слайда:

Русское просветительство

На идеологической почве, подготовленной реформами Петра, возникает русское просветительство с его понятием о гражданском долге и общественном благе.
Заметно возросла общественная роль литературы!
Важнейшей темой просветительской литературы была тема воспитания молодого дворянина и его служения Отечеству, а постоянным предметом осмеяния - невежество и бездумное подражание западным модам.
Но, по словам Д.С. Лихачева, Петровская эпоха с ее мощным и ускоренным развитием государственности и экономики - задержка в литературном развитии, «самая нелитературная эпоха» (!? Подумаем об этом!)
Ведущим стилем русского искусства XVIII в. был, несомненно,  классицизм.


Слайд 7
Классицизм в России В русской литературе XVIII
Текст слайда:

Классицизм в России

В русской литературе XVIII в. классицизм доминировал над всеми другими литературными направлениями.
Он складывался позднее, чем в Западной Европе, потому сразу же отличался целым рядом особенностей.

С одной стороны, российские поэты стремились к освоению норм и правил классицизма, с другой – продолжали традиции отечественной литературы, активно использовали древнерусские и народно-поэтические источники.


Слайд 8
Классицизм в РоссииРусский
Текст слайда:

Классицизм в России

Русский классицизм, как и появившийся на век раньше классицизм западноевропейский, связан с задачей создания общегосударственного, общенационального искусства.
Его центральная идея - культ государства и его слава, которой в жертву приносятся личные и частные стремления человека.
Классицизм, для которого характерны понятия дисциплины, нормы, системы, играет в культуре централизующую, «имперскую» роль. Он отразился в творчестве Кантемира и Тредиаковского, еще более в поэзии Ломоносова.
Русский классицизм отличали от западного две основные черты: его по преимуществу злободневный и сатирической характер и его близость к  фольклору, к народным истокам искусства.
Основными жанрами русского классицизма стали не трагедия и эпическая поэма, а ода, комедия и так называемая «ироикомическая поэма» ( «шутливая поэма»).


Слайд 9
Классицизм в РоссииОдна из самых важных для
Текст слайда:

Классицизм в России

Одна из самых важных для русского Просвещения фигур –
Василий Кириллович Тредиаковский 
(1703-1768).
Им руководила идея служения родной литературе и науке.
Его судьба характерна для времени, но и трагична: страстный искатель знания (учился в Москве в Славяно-греко-латинской академии, в Гааге, в Сорбонне), филолог-эрудит, активный переводчик, теоретик - создатель трактатов об орфографии и риторике, работ по теории и истории литературы, преобразователь русского стихосложения, создатель русского гекзаметра, он при жизни был мишенью эпиграмм и нападок, был страшно одинок в литературном кругу, после выхода в отставку влачил полунищенское существование и умер всеми забытым.


Слайд 10
Классицизм в России  В 1735 году
Текст слайда:

Классицизм в России

В 1735 году вышел трактат В. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний». С него и началась реформа российского стихосложения. В нём впервые в русской поэзии были даны образцы оды, сонета, мадригала.

Силлабо-тоническая система стихосложения - ?

Какое открытие в области стихосложения сделал Тредиаковский? /найдите информацию в учебнике на стр. 140/


Слайд 11
Классицизм в России
Текст слайда:

Классицизм в России

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения…»
(А.С. Пушкин)
Не было в истории русской культуры человека, деятельность которого была бы столь обширна, энциклопедична - он работал в области всех известных в его время наук - и значительна по отношению к будущему…
Замечательны работы Ломоносова по теории литературы и языкознанию. Из первых центральная -  «Риторика», из вторых - «Российская грамматика» - первое научное описание и систематическое изучение живого русского языка; она легла в основу всех дальнейших грамматических работ в России.

Михаил Васильевич
Ломоносов
/1711-1765/


Слайд 12
Михаил Васильевич Ломоносов Сын крестьянина-помора, он обучился
Текст слайда:

Михаил Васильевич
Ломоносов

Сын крестьянина-помора, он обучился грамоте
у сельского дьячка;
1730 г. – отправился в Москву и учился в Славяно-греко-латинской академии;
Переехал в Петербург, продолжил обучение в Академии наук и в 1736г. был командирован в Саксонию для изучения горного дела.
Круг наук был уже тогда необычайно широк : философия, физика, химия, математика, история, география.
В1739 году Ломоносов, познакомившись с трактатом В.К. Тредиаковского о стихосложении, прислал в Академию наук «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства». Здесь он выступил более последовательно, чем его оппонент, истинным реформатором русского стиха.
В чём Ломоносов оказался убедительнее Тредиаковского? (найдите информацию в учебнике стр140, 141)


Слайд 13
Михаил Васильевич Ломоносов После возвращения на родину
Текст слайда:

Михаил Васильевич
Ломоносов

После возвращения на родину Ломоносов до конца
жизни работал в Академии наук и помимо исследований в области естественных наук, он продолжал занятия поэзией и разработку теоретических проблем, связанных с развитием русского языка.
Но самой главной, имеющей основополагающее значение для проблемы литературного стиля и собственно языка литературы, была статья  «О пользе книг церковных в российском языке», в которой Ломоносов изложил свою знаменитую теорию «трех штилей».
Проблема выработки нового литературного языка была первостепенной для русской культуры этого времени. Ломоносов считал:  церковнославянский язык - историческая основа русской речи, язык древней культуры, который связывает нас с традициями античными и византийскими. Ломоносов включает церковнославянизмы в состав русского языка как его неотъемлемое достояние, исключая из него лишь обветшалые и уже непонятные для носителей языка церковнославянизмы («обаваю, свене, овогда»).


Слайд 14
Теория «трех штилей» Три класса «речений», т.е.
Текст слайда:

Теория «трех штилей»

Три класса «речений», т.е. стилистических пластов языка, Ломоносов связывает с тремя «штилями»: «высоким, посредственным и низким» и как бы «прикрепляет» их к определенным литературным жанрам.


Слайд 15
Михаил Васильевич Ломоносов Помимо похвальных од и
Текст слайда:

Михаил Васильевич
Ломоносов

Помимо похвальных од и духовных стихотворений ( «Утреннее размышление о Божием величестве» 1743 г., «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» 1743 г.), Ломоносов написал множество сатирических стихотворений, лирические стихотворения самого разного содержания.
Ломоносов считался человеком своего века не только потому, что был великим ученым. Поэзия для него была неотъемлемой частью просветительской деятельности, а литература - государственное дело, прямое продолжение дела Петра в культуре.


Слайд 16
Сатирическая журналистикаЗаметным явлением русской литературы
Текст слайда:

Сатирическая журналистика

Заметным явлением русской литературы XVIII века стали сатирические журналы.
Сама Екатерина II стала издателем сатирического журнала «Всякая всячина»/цель - «человеколюбивое, снисходительное высмеивание общечеловеческих недостатков»/.
Одним из выдающихся деятелей русского Просвещения во второй половине XVIII века был Николай Иванович Новиков (1744-1818) - издатель, журналист, педагог, автор первого в истории русской литературы «Опыта исторического словаря о российских писателях» /1772/, издатель первого журнала для детей и юношества «Детское чтение для сердца и разума»/1785-1789/.
Программа его сатирического журнала «Трутень»/1769-1770/ предполагала не «снисходительное высмеивание, а острую критику, беспощадную сатиру».
Традиция сатирической журналистики была продолжена в журналах «Смесь», «Адская почта», «Почта духов» (в 1789 г. его выпускал И.А. Крылов)


Слайд 17
Крупнейший комедиограф XVIII века Денис Иванович
Текст слайда:

Крупнейший комедиограф XVIII века

Денис Иванович
Фонвизин
(1744-1792)

«Друг свободы»,  «сатиры смелый властелин».
(А.С. Пушкин)

Родился в богатой дворянской семье, получил прекрасное образование;
Ранний интерес к словесным наукам, театру, сатире;
В 16 (!) лет издал перевод «Нравоучительных басен» датского поэта Л. Гольберга;
Известность в читательской среде получило его сатирическое стихотворение «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» - в форме живой, остроумной беседы;
Самые известные произведения драматурга – пьесы «Бригадир»(1769), «Недоросль» (1782).

Фонвизин - последовательный сатирик, убежденный в том, что политическое бытие России нуждается в решительном переустройстве.


Слайд 18
Комедия «Бригадир»В своей первой комедии  «Бригадир» он
Текст слайда:

Комедия «Бригадир»

В своей первой комедии  «Бригадир» он предал осмеянию варварство и тупоумие «дворянской черни», не просвещенной новой культурой, и ничтожество молодых модников-галломанов, презирающих свою родину и свой язык.
В этой комедии Фонвизину свойственны и неизбежные недостатки классицизма: характеры персонажей созданы по заранее данной и ограниченной схеме: Иванушка в «Бригадире» - только галломан, сам Бригадир - только солдафон, Советник - только сутяга. Фонвизин изображает не конкретных людей, их отношения, быт, а отдельные пороки или добродетели.
Люди в комедии статичны и не развиваются в дальнейшем;
Но в комедии ясно ощущается социальный принцип оценки человеческих действий и моральных категорий.


Слайд 19
Комедия «Недоросль» (1782)Эта комедия - вершина русской
Текст слайда:

Комедия «Недоросль» (1782)

Эта комедия - вершина русской драматургии XVIII века.
Фонвизин - просветитель, и потому важнейший вопрос для него - вопрос воспитания. Именно этот вопрос стоит в центре комедии  «Недоросль».
Но в этой пьесе автор показывает и столкновение двух противоположных взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Одни (подобно Простаковой), своеобразно толкующие указ «о вольности дворянской», допускают возможность безграничного произвола в отношениях с крепостными крестьянами. Другие же (как герой – резонёр Стародум) стремятся к искоренению «злонравия», к предотвращению всеобщего падения нравов скорейшими реформами.


Слайд 20
СентиментализмВ 70-е гг. в русскую литературу проникают
Текст слайда:

Сентиментализм

В 70-е гг. в русскую литературу проникают веяния нового стиля - сентиментализма, он станет ведущим направлением последнего десятилетия XVIII в. 
Главная черта сентиментализма - культ чувства; сердце, а не разум определяет теперь законы нравственности, становится мерилом добра и зла.
Жизнь человеческого сердца и есть главное содержание произведений сентиментализма
Полностью изменяется классицистическая концепция человека: из носителя «общественного» начала, подчиняющего свои частные «страсти» разуму, «долгу», он превращается в человека «чувствительного», определяющим качеством которого становится способность к эмоциональному переживанию.


Слайд 21
Николай Михайлович КарамзинГлавной фигурой нового направления, а
Текст слайда:

Николай Михайлович Карамзин

Главной фигурой нового направления, а вернее сказать, новой литературы стал прозаик, поэт, журналист и историк  Николай Михайлович Карамзин.

(1766-1826).

Крупнейший представитель и теоретик русского сентиментализма ;
Автор капитального труда «История государства Российского» (1816-1829);
Создатель литературно-политического журнала «Вестник Европы».
Главным в позиции Карамзина была уверенность, что путь цивилизации един для всего человечества и Россия идет по той же дороге просвещения, по которой движутся другие народы Европы; что прогресс осуществляется изменением людей при помощи искусства, и прежде всего литературы.


Слайд 22
Николай Михайлович КарамзинСамым, быть может, знаменитым
Текст слайда:

Николай Михайлович Карамзин

Самым, быть может, знаменитым произведением Карамзина (за исключением его «Истории государства Российского», созданного уже в XIX в.) была повесть  «Бедная Лиза».

Ее восторженно приняли первые читатели и несколько десятилетий она порождала многочисленные подражания, пруд у Симонова монастыря, в котором погибла Лиза, стал местом паломничества почитателей Карамзина.

Это было незамысловатое и трогательное повествование о любви между крестьянской девушкой Лизой и молодым дворянином Эрастом. 

Новый психологический метод Карамзина проявился более всего в сложной, неоднолинейной разработке характера Эраста - совсем не злодея, но слабохарактерного человека, не сумевшего противостоять жизненным испытаниям.


Слайд 23
Николай Михайлович КарамзинХудожественные приемы, которыми пользуется Карамзин:
Текст слайда:

Николай Михайлович Карамзин

Художественные приемы, которыми пользуется Карамзин: внутренние монологи героев, голос повествователя, пейзажные зарисовки, тональность которых созвучна происходящим событиям, - делают «Бедную Лизу» характернейшим произведением сентиментализма.

Особое место прозы Карамзина в истории русской литературы отмечал А.С. Пушкин: «Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе. Ответ - Карамзин».


Слайд 24
Вспомним оценку Петровской эпохи Д.С. ЛихачёвымСобственно Петровская
Текст слайда:

Вспомним оценку Петровской эпохи Д.С. Лихачёвым

Собственно Петровская эпоха с ее мощным и ускоренным развитием государственности и экономики - задержка в литературном развитии, «самая нелитературная эпоха», по словам  Д.С. Лихачева, за все время существования русской литературы; зато уже во второй трети века необычайно интенсивным становится формирование литературы нового типа. Ее появление связано с совокупностью причин - появлением в литературе книгопечатания, возникновением литературной периодики, развитием интеллигенции светского типа. «Новая словесность», говорил  Пушкин, была «плодом новообразованного общества».


Слайд 25
ЗаключениеXVIII в. нашел свое выражение в больших
Текст слайда:

Заключение

XVIII в. нашел свое выражение в больших стилях эпохи - в барокко, классицизме, сентиментализме; каждый из крупных писателей от Кантимира, Тредиаковского, Ломоносова до Карамзина и Фонвизина выразили его различные стороны.
Но ни в ком век не отразился с такой полнотой и яркостью, как в самом, может быть, великом в допушкинской литературе поэте - Гавриле Романовиче Державине (1743-1816). 
Белинский написал о нем: «Державин - это полное выражение, живая летопись, торжественный гимн, пламенный дифирамб века Екатерины… («Литературные мечтания»).
Но об этом поэте – отдельный разговор…


Слайд 26
Домашнее заданиеВыполните задание учебника №2 на стр.
Текст слайда:

Домашнее задание

Выполните задание учебника №2 на стр. 146 /письменно/.
Задание №3 /стр. 146/ - устно.
Подготовьтесь к проверочной работе по материалу учебника и урока…


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть