Презентация, доклад по литературе Русская литература рубежа XIX—XX веков

Содержание

Трагическая эпоха рубежа XIX—XX веков истории РоссииРусско-японская война 1904-1905 гг.Кровавое воскресенье 9 января 1905 годаФевральская, Октябрьская революции 1917 г.Гражданская война 1917—1922/1923 гг. Трагические события эпохи волновали писателей и подсказывали необходимость поисков выхода.

Слайд 1Русская литература рубежа XIX—XX веков

Русская литература рубежа XIX—XX веков

Слайд 2Трагическая эпоха рубежа XIX—XX веков истории России
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Кровавое воскресенье

9 января 1905 года
Февральская, Октябрьская революции 1917 г.
Гражданская война 1917—1922/1923 гг.

Трагические события эпохи волновали писателей и подсказывали необходимость поисков выхода.
Трагическая эпоха рубежа XIX—XX веков истории РоссииРусско-японская война 1904-1905 гг.Кровавое воскресенье 9 января 1905 годаФевральская, Октябрьская революции

Слайд 3Судьбы реализма
Как литературное направление реализм продолжал свое развитие на рубеже Х1Х—XX

веков.
Одна из ведущих идей реализма — идея свободы личности и всеобщего социального равенства — неразрывно связана с обличением. Отсюда термин «критический реализм», который в конце XIX века предложил Горький.
К этому периоду относится творчество А.П.Чехова, М. Горького, В. Короленко,
И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева,
И. Шмелева и т.д.
В эти годы была велика роль прозы, роман вытеснялся повестью и рассказом, увеличивались роль и место очерка.
Судьбы реализмаКак литературное направление реализм продолжал свое развитие на рубеже Х1Х—XX веков.Одна из ведущих идей реализма —

Слайд 4Судьбы реализма
Художественный текст отличался психологизмом.
Открытые формы психологизма: авторское сообщение о внутреннем

мире героя, высказывания героев, внутренняя речь, сны-видения.
Скрытые формы психологизма: психологический пейзаж, психологический портрет, психологическая деталь, прием умолчания, мимика, жесты, поступки.

Судьбы реализмаХудожественный текст отличался психологизмом.Открытые формы психологизма: авторское сообщение о внутреннем мире героя, высказывания героев, внутренняя речь,

Слайд 5Реализм к.XIX – н.XX в.в..
И.А.Бунин «Господин
из Сан - Франциско»
А.П.Чехов «Человек

в футляре»

А.П.Чехов «Ионыч»


М.
Г
О
Р
Ь
К
И
Й

С
Т
А
Р
У
Х
А

И
З
Е
Р
Г
И
Л
Ь

Н
А

Д
Н
е

А.
К
У
П
Р
И
Н

М.Горький. «Старуха Изергиль».

М.Горький. «На дне»

Реализм к.XIX – н.XX в.в..И.А.Бунин «Господин из Сан - Франциско»А.П.Чехов «Человек в футляре»А.П.Чехов «Ионыч»М.  ГОРЬКИЙСТАРУХА ИЗЕРГИЛЬНАДНеА.КУПРИНМ.Горький.

Слайд 6Судьбы реализма в русской литературе
Век Л. Н. Толстого и А. П.

Чехова еще длился.

На подступах к XX веку и в его начале реализм противостоял огромному количеству новых течений, которые получили суммарное название модернизм.
Судьбы реализма в русской литературеВек Л. Н. Толстого и А. П. Чехова еще длился.На подступах к XX

Слайд 7Перечень произведений, опубликованных в те годы (издания, связанные с модернизмом, даны

курсивом)

1891 г.
Сборник «Помощь голодающим» (В. Г. Короленко. «Река играет», Л. Н. Толстой. «Сказка», А. П. Чехов. «Беглые на Сахалине»).
Стихотворения К. Бальмонта, Д. Мережковского.
Первая книга И. А. Бунина «Стихотворения».

Перечень произведений, опубликованных в те годы  (издания, связанные с модернизмом, даны курсивом)1891 г.Сборник «Помощь голодающим» (В.

Слайд 8 1900 г.
П. Чехов. «На святках», «В овраге».
М. Горький.

«Пузыри»; повесть «Трое». 4 тома сочинений. Тираж каж­дого тома 12 000 экз.
К. Бальмонт. Сборник «Горящие здания. Лирика со­временной души». Тираж 1200 экз.
З. Гиппиус. Роман «Сумерки духа».
К. М. Фофанов. «Иллюзии. Стихотворения».
Брюсов. «Теrtia vigilia. Книга новых стихов. 1897— 1900». Тираж 600 экз.
Н. Минский. Цикл стихов «Сухие листья».
Исследование Д. С. Мережковского «Лев Толстой и До­стоевский». Роман «Воскресшие боги (Леонардо да Вин­чи)».
Андреевич (Е. А. Соловьев). «Книга о Максиме Горьком и А. П. Чехове».
И. А. Бунин. «Листопад», «Антоновские яблоки».

1900 г.П. Чехов. «На святках», «В овраге».М. Горький. «Пузыри»; повесть «Трое». 4 тома сочинений.

Слайд 9Перечень произведений и их тиражи убеждают в том, что реализм еще

жив

Тиражи, которыми изданы названные книги, говорят об их востребованности читателями.
Хотя модернизм был модой, читательская масса оставалась за реалистами.
Сам В. Брюсов считал, что в годы популярности у него было всего около одной тысячи читателей.

Перечень произведений и их тиражи убеждают в том, что реализм еще жив Тиражи, которыми изданы названные книги,

Слайд 11Модернизм в русской литературе (Серебряный век русской поэзии: символизм, акмеизм, футуризм)
Обилие

свершений в родной литературе было чрезвычайным. Являлись новые имена и новые
литературные течения. Различные литературные школы, группы и направления стремились самоопределиться и обозначить свое место в жизни страны.
Модернизм в русской литературе (Серебряный век русской поэзии: символизм, акмеизм, футуризм)Обилие свершений в родной литературе было чрезвычайным.

Слайд 12Модернизм - направление в искусстве конца XIX — начала XX века,

характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм

Символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. А. Блок, Андрей Белый...
Акмеисты: Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова,
О.Э. Мандельштам, Г. Иванов,
С.Городецкий...
Футуристы: В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Д. Бурлюк, И. Северянин...
Имажинисты: С. Есенин, А. Мариенгоф...

Модернизм - направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом

Слайд 13Символизм (1870-1910гг.)
Выражение идей посредством символов.
«Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления.

Заслуги: Символисты

придали поэтическому слову многозначность, расширили ритмические возможности русского стиха, обогатили поэтическую фонетику.

Символизм (1870-1910гг.)Выражение идей посредством символов.«Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления.Заслуги: Символисты придали поэтическому слову многозначность, расширили ритмические

Слайд 14Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт- поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской

поэзии Серебряного века


***
Бог создал мир из ничего.
Учись художник у него, —
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой Бежит по бездне голубой.

Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт- поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века***Бог создал мир из

Слайд 15Акмеизм
Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным.
Возврат слову

его изначального, не символического смысла.

Мир творческих свершений акмеистов богат художественными находками

Акмеизм Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным.Возврат слову его изначального, не символического смысла.Мир творческих

Слайд 16А́нна Андре́евна Ахма́това, русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик и переводчик,

одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый -
И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

А́нна Андре́евна Ахма́това, русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик и переводчик, одна из наиболее значимых фигур русской

Слайд 17Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее). Авангардное

течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.
Создание «заумного языка», игра слов и букв.
Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

Футуризм

Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

Слайд 18Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский, русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX

века

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский, русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX векаА ВЫ МОГЛИ БЫ?Я сразу смазал

Слайд 19«Это время -Серебряный век – выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости,

остроте видения жизни и одухотворённости чувства... Они во многом проделали работу, которая была необходима России для её самопознания в наступивший переломный момент истории»
Л.Б. Воронин

Литература начала XX века

«Это время -Серебряный век – выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости, остроте видения жизни и одухотворённости чувства...

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть