Презентация, доклад по литературе Русская басня. И. Дмитриев Муха (6 класс)

Содержание

РУССКАЯ БАСНЯ

Слайд 1Мозговой штурм
Установите соответствие между жанрами произведений. (ЦИФРА - БУКВА)
1. «Ворона и

лисица»
2. «Ночь перед Рождеством»
3. «Казачья колыбельная»
4. «Добрыня и Змей»
А) песня
Б) былина
В) повесть
Г) басня

1) г; 2) в 3) а; 4) б.

Мозговой штурмУстановите соответствие между жанрами произведений. (ЦИФРА - БУКВА) 1. «Ворона и лисица»2. «Ночь перед Рождеством»3. «Казачья

Слайд 2
РУССКАЯ БАСНЯ

РУССКАЯ БАСНЯ

Слайд 3Русская басня.
И.И. Дмитриев
«Муха»



Русская басня.И.И. Дмитриев«Муха»

Слайд 4Цели:
дать понятие басни;
познакомить с историей развития жанра басни;
вывести художественные особенности басни

как эпического жанра;
подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в басне.
Цели:дать понятие басни;познакомить с историей развития жанра басни;вывести художественные особенности басни как эпического жанра;подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности,

Слайд 5
Басня выросла из фольклора, имеет прочные корни в сказках, пословицах, поговорках.


Басня выросла из фольклора, имеет прочные корни в сказках, пословицах, поговорках.

Слайд 6Басня
Басня - литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме,

сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.
Основные черты басни:
Герои- обычно животные.
Построена как диалог.
Краткость (лаконизм).
Афористичность языка.(Афоризм – четкое, легко запоминающееся точное краткое выражение определенной законченности мысли)
Использование просторечной речи.
Изобразительно- выразительные приёмы: аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение.
БасняБасня - литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Слайд 8Мораль.
Мораль- краткое заключение, в котором разъяснена её основная поучительная мысль.

Иногда она

находится в начале басни.
Мораль.Мораль- краткое заключение, в котором разъяснена её основная поучительная мысль.Иногда она находится в начале басни.

Слайд 9
Басня высмеивает недостатки и человеческие пороки: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность,

лень.
Басня высмеивает недостатки и человеческие пороки: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень.

Слайд 10Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый

горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции

Слайд 11 Древнегреческий баснописец

ЭЗОП





Древнегреческий баснописец

Слайд 13
Русская басня насчитывает более двух столетий. Первый баснописец Руси Антиох Кантемир.


Русская басня насчитывает более двух столетий. Первый баснописец Руси Антиох Кантемир.

Слайд 14

Самый известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов

Самый известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов

Слайд 15И.И. Дмитриев 1760-1837
Поэт, баснописец ( написал 80 басен) и государственный деятель (министр

юстиции)
И.И. Дмитриев 1760-1837Поэт, баснописец ( написал 80 басен) и государственный деятель (министр юстиции)

Слайд 16Проверим домашнее задание
Расскажите о баснописце.

Проверим домашнее заданиеРасскажите о баснописце.

Слайд 17Большой
популярностью
пользовались
его лирические
песни.
(слушаем песню «Стонет сизый голубочек»)

Большойпопулярностьюпользовалисьего лирическиепесни.(слушаем песню «Стонет сизый голубочек»)

Слайд 18Муха
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него

сидела на рогах,
И Муху же они дорОгой повстречали.
«Откуда ты, сестра?»- от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда?- Мы ПАХАЛИ!»…
МухаБык с плугом на покой тащился по трудах;А Муха у него сидела на рогах,И Муху же они

Слайд 19Муха
Сюжет взял из крестьянской сельской жизни. Тяжёл труд в деревне, а

пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках.
- Прочитаем ещё раз басню и найдём слово, с помощью которого баснописец говорит о том, что бык действительно очень устал.

(тащился)

МухаСюжет взял из крестьянской сельской жизни. Тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне

Слайд 20Муха
- На рогах у быка сидела муха, которая, конечно же, ничего

не делала, но видела, как тяжело приходится быку вскапывать землю. Но именно муха приписывает себе равные с быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований.
- Прочитаем басню ещё раз и найдём слова, которые подчёркивают хвастовство мухи.

( поднявши нос)

Муха- На рогах у быка сидела муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело

Слайд 21Муха
- Слова мухи «Мы пахали» стали крылатыми и вошли в нашу

речь: так стали говорить о всяком человеке, который…

стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды.

Муха- Слова мухи «Мы пахали» стали крылатыми и вошли в нашу речь: так стали говорить о всяком

Слайд 22Вывод
- И хоть басня о физическом (крестьянском) труде, она имеет в

виду всякую трудовую деятельность – физическую или умственную.
- В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.
Вывод- И хоть басня о физическом (крестьянском) труде, она имеет в виду всякую трудовую деятельность – физическую

Слайд 23Мораль басни «Муха»
Муха представляется большой зазнайкой, которая рассуждает о том, как

она УСТАЛА, при этом НИЧЕГО НЕ СДАЛАЛА.
Мораль басни:
Есть люди, которые не сделав ничего стоящего и полезного, рассуждают о том, сколько сил и времени они потратили. Наблюдая за работой других, они верят, что сами работают и при этом очень устали.
Мораль басни «Муха»Муха представляется большой зазнайкой, которая рассуждает о том, как она УСТАЛА, при этом НИЧЕГО НЕ

Слайд 24Особенности языка 18 века
Замените выражения И. Дмитриева:
«тащился по трудах»-____________________
«завсегда дойдёшь до

были»-_____________
Особенности языка 18 векаЗамените выражения И. Дмитриева:«тащился по трудах»-____________________«завсегда дойдёшь до были»-_____________

Слайд 25Домашнее задание:
1. Выучить басню «Муха» наизусть
2. с.31-33-читать, задание на с.34-устно

Домашнее задание:1. Выучить басню «Муха» наизусть2. с.31-33-читать, задание на с.34-устно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть