Презентация, доклад по литературе Романтизм. Признаки романтизма в рассказах М. Горького (11 класс)

Содержание

Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол! М. Горький

Слайд 1Романтизм. Признаки романтизма в рассказах М.Горького
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МБОУ

СШ с.Таремское
Попович О.Г.
Романтизм. Признаки романтизма  в рассказах М.ГорькогоПодготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СШ с.Таремское Попович О.Г.

Слайд 2Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо

иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол! М. Горький
Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо иди. Может, и не загинешь

Слайд 3I. Интеллектуальная разминка:
Романтизм
идейное и художественное направление в культуре конца

XVIII века  — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовной -как творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

I. Интеллектуальная разминка: Романтизм идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века  — первой половины XIX

Слайд 4Причины возникновения романтизма.
Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и


немотивированный (ни на чем не основанный ) оптимизм классицизма
( разочарование в идеях Просвещения).

Известные личности.

В России романтизм
впервые появился
в творчестве В.А.Жуковского

Вершина русского
романтизма –
Поэзия М.Ю.Лермонтова

Ранняя поэзия
А.С.Пушкина

Причины возникновения романтизма.Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный

Слайд 5Основные черты романтизма:
провозглашение человеческой личности, сложной,
глубокой;
утверждение внутренней

бесконечности человеческой
индивидуальности;
взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому,
возвышенному;
тяготение к фантастике, условности форм, смешению
низкого и высокого, комического и трагического,
обыденного и необычного;
мучительное переживание разлада с действительностью;
отказ от обыденного;
стремление личности к абсолютной свободе, к духовному
совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с
пониманием несовершенства мира.
Основные черты романтизма: провозглашение человеческой личности, сложной,   глубокой;утверждение внутренней бесконечности человеческой   индивидуальности;взгляд на

Слайд 9II. Концепция романтизма.
Постарайтесь нарисовать портрет романтического героя, только сделайте это без

кисти и красок, а при помощи слов.
Будут ли похожи на него Мцыри, Макар Чудра и Лойко Зобар?

III. Работа в парах:
Определите особенности портрета Радды и Лойко.
- Каковы они?
- Каковы жизненные ценности героев легенды?

Вывод: Портреты могут быть разными, но вот сходство между героями действительно поразительное. Каждый из них превыше всего на свете ценит свободу; к деньгам они относятся как к последней ниточке , которая заставляет их хотя бы на время соприкасаться с человеческим обществом.

II. Концепция романтизма.Постарайтесь нарисовать портрет романтического героя, только сделайте это без кисти и красок, а при помощи

Слайд 10Образ Лойко Зобара
«Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного

– нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли...»
Образ Лойко Зобара«Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он

Слайд 11«Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще

я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»
«Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко,

Слайд 12Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только

так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – покориться любимому человеку никто не захотел.

В чем конфликт произведения? Как он разрешается?

Авторская позиция – восхищение силой, красотой , поэтичностью, гордостью героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств.

Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий

Слайд 13Прочитайте начало рассказа «Макар Чудра».
«С моря дул влажный холодный ветер,

разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

Какова позиция главного героя рассказа?

Чем необычна картина, нарисованная художником?
Как создает Горький романтический характер?
Найдите детали романтического пейзажа.
Какова роль пейзажа ?

Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»
Рассказанная легенда – противоположность, идеал.

Прочитайте начало рассказа «Макар Чудра». «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска

Слайд 14«Легенда о Данко»
«Легенда о Ларре»

«Легенда о Данко»«Легенда о Ларре»

Слайд 16

Чайки стонут перед бурей, —
стонут, мечутся над морем и на
дно его готовы спрятать ужас свой
пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах...
Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

«Песня о Буревестнике»


Слайд 17Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно

в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

«Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились. «В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни: „Безумству храбрых поем мы славу! „Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! „Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! „Безумству храбрых поем мы песню!..“

«Песня о Соколе»

Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.

Слайд 18Аллегория
Образ УЖА
Образ СОКОЛА

АллегорияОбраз УЖАОбраз СОКОЛА

Слайд 19IV. Подведение итогов.

IV. Подведение итогов.

Слайд 20V. Домашнее задание.
Ответьте на один из вопросов.

1. Как вы понимаете принцип

«романтического двоемирия»
в творчестве М.Горького? Обоснуйте ответ.
2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах
М.Горького. Какова роль пейзажа?
3. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха
Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
4. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах
М.Горького?
5. В чем вы видите особенности романтизма Горького?
6. Как вы понимаете слова Макара Чудры: «Идешь ты, ну и иди
своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо иди. Может, и не
загинешь даром. Вот и все, сокол!»
7. Согласны ли вы с мыслью о том, что «в жизни всегда есть
место подвигу»?
V. Домашнее задание.Ответьте на один из вопросов.1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия»    в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть