Слайд 1Разработка раздела учебной программы
«Древнерусская литература»
(7 класс)
Выполнила Н.Г.Кузнецова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 98
Слайд 2Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи раздела «Древнерусская литература»
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и
освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Актуальность
Прогнозируемые результаты освоения раздела программы
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, задач, подходов к обучению. Система знаний и система деятельности
Тематическое планирование
Разработка урока
Слайд 3Цели и задачи изучения раздела
Формирование эстетического вкуса;
Осмысление литературы, как формы
культурной традиции;
Развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
Формирование теоретико-литературных понятий, анализа и оценки литературных произведений.
Слайд 4Возрастные особенности психологического развития в 12-13 лет
Чувство взрослости, потребность в признании
взрослыми их права на равноправный диалог (в том числе, учебный);
Склонность к фантазированию, не критическому планированию своего будущего;
Стремление экспериментировать со своими возможностями;
Развитие потребности в самостоятельности, интереса к своему «Я»;
Увлеченность интеллектуальным поиском;
В области морали – максимализм, интерес к глобальному в ущерб конкретному.
Слайд 5Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны знать: основные теоретико-литературные понятия (житие, сказание, летопись, повесть);
Авторов
и содержание изученных художественных произведений, понятие о теме и идее произведения.
Слайд 6Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны уметь: видеть своеобразие нравственных идеалов;
Различать особенности сюжета, характеров,
композиции, приёмов выражения авторской позиции, объяснять чувства возникающие при чтении произведений, находить примеры из жизни.
Сравнивать произведение и его экранизацию;
Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения.
Слайд 7Актуальность
Раздел программы «Древнерусская литература» позволяет решить не только учебную задачу, но
и воспитательную, что предусматривают новые ФГОС.
Ведущее направление работы школы – духовно-нравственное воспитание, данный раздел программы по литературе полностью соответствует этому направлению.
Слайд 8Применяемые технологии и методики при изучении данного раздела литературы.
Уровневая дифференциация;
Проблемное обучение;
ИКТ;
Здоровьесберегающие
технологии;
Коллективный способ обучения
Слайд 9Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемное изложение;
Частично-поисковый;
Исследовательский
Слайд 10Подходы к обучению
Компетентностный;
Личностно-ориентированный;
Деятельностный
Слайд 11Задачи обучения
Чтение и анализ произведений с привлечением литературоведческих понятий;
Устный пересказ (подробный,
сжатый, художественный, от другого лица);
Развёрнутый ответ на вопрос, характеристика героя;
Отзыв на прочитанное произведение.
Слайд 12Тематическое планирование
1.Нравственные заветы Древней Руси «Повесть временных лет», «Поучение
Владимира Мономаха» (комбинированный урок: понятие о летописи, поучении)
2-3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (комбинированные уроки: знакомство с новым произведением, викторина-игра, использование презентации к уроку, подготовка к сочинению)
Слайд 13Разработка урока
«Петр и Феврония Муромские – образец христианской семьи»
Урок с использованием
компьютерной презентации
Слайд 14Цели урока:
Познакомить с «Повестью о Петре и Февронии», помочь ввести в
мир древнерусской агиографии, понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков
Раскрыть авторское отношение к героям
Развить устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах)
Формировать навыки исследовательской работы
Воспитывать ответственное отношение к семье, такие нравственные качества, как преданность, ответственность, любомудрие.
Слайд 15Этапы урока:
Организационный момент. Обсуждение эпиграфа к уроку.
Создание «формулы счастливой семьи»(записываются все
мнения детей), оформление в тетради.
Сообщение о повести подготовленного ученика.
Показ презентации к уроку.
Деление класса на 3 группы и постановка проблемы «Христианское понимание семьи и брака»
Рефлексия.
Домашнее задание. Сочинение.
Слайд 16
Список литературы:
Учебник «Литература 7 класс» под редакцией В. Я. Коровиной
Библия
Н. В.
Давыдова «Евангелие и древнерусская литература»