Презентация, доклад по литературе Пушкин. Повести Белкина

Содержание

Цель:исследование принципов циклизации в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина. Эта общая цель предполагает решение следующих задач:1) изучить научную литературу, посвящённую данному вопросу. Дать рабочее определение литературного цикла ;2) рассмотреть функцию рассказчиков и образа Белкина в

Слайд 1Богатство образов и характеров «Повестей Белкина»

Богатство образов и характеров «Повестей Белкина»

Слайд 2Цель:
исследование принципов циклизации в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина. Эта общая цель предполагает

решение следующих задач:

1) изучить научную литературу, посвящённую данному вопросу. Дать рабочее определение литературного цикла ;

2) рассмотреть функцию рассказчиков и образа Белкина в циклообразовании «Повестей»;

3) проанализировать основные жанровые модели, используемые А.С.Пушкиным в произведении.

Цель:исследование принципов циклизации в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина. Эта общая цель предполагает решение следующих задач:1) изучить научную литературу,

Слайд 3Актуальность
исследования обусловлена тем, что может дать представление о процессе формирования «крупной»

повествовательной формы.
«Повести Белкина» – это один из этапов развития русской реалистической прозы, определявшейся движением от повести к роману. В этом процессе авторская циклизация занимает одно из ведущих мест.
Актуальностьисследования обусловлена тем, что может дать представление о процессе формирования «крупной» повествовательной формы.  «Повести Белкина» –

Слайд 4Определение литературного цикла
Проблемой циклизации занимались многие учёные (В.В. Виноградов,


В.А. Сапогов, И.В. Фоменко, Л.Е. Ляпина, М.Н.Дарвин и др.).

Общепринятым определением литературного цикла является следующее: литературный цикл – это группа произведений, составленная и объединённая самим автором и представляющая собой художественное целое.

Определение литературного цикла  Проблемой циклизации занимались многие учёные (В.В. Виноградов,  В.А. Сапогов, И.В. Фоменко, Л.Е.

Слайд 5Основные признаки циклизации:
1) авторское заглавие;
2) устойчивость текста;
3) целостность

произведения.


Обратимся к «Повестям Белкина».
Основные признаки циклизации: 1) авторское заглавие; 2) устойчивость текста; 3) целостность произведения. Обратимся к «Повестям Белкина».

Слайд 6В состав повестей входят следующие произведения:
«Гробовщик»
- 9 сентября 1830 г
«Станционный

..смотритель»

- 14 сентября

«Барышня-крестьянка»

- 20 сентября

«Выстрел»

- 14 октября

«Метель»

- 20 октября

Обратите внимание, что время создания отдельных повестей не совпадает с принципом их расположения в конечном издании.

В состав повестей входят следующие произведения:«Гробовщик» - 9 сентября 1830 г«Станционный

Слайд 7Нельзя не заметить, что произведение представляет в начале цикла двух авторов:

биографического и вымышленного. Кроме того, в отдельных повестях имеется сложная система рассказчиков: от участника событий – к рассказчику, затем от рассказчика – к Ивану Петровичу Белкину – от Белкина к «издателю» А.П., от него – к Пушкину. Роль Белкина, таким образом, можно рассматривать по аналогии с ролью рассказчика, замещающего настоящего автора.

Система рассказчиков

Нельзя не заметить, что произведение представляет в начале цикла двух авторов: биографического и вымышленного. Кроме того, в

Слайд 8Иван Петрович Белкин
Издатель А.П. счёл необходимым сообщить читателю некоторые

факты его биографии. Все они (рождение «в не богатой семье», «первоначальное образование от деревенского дьячка», «служба в пехотном егерском полку», «жизнь самая умеренная») свидетельствуют о том, что Иван Петрович – человек самый обыкновенный. Отнюдь не случайно, что даже детали портрета представляют человека вполне обычного. Он «имел средний рост, глаза серые, волосы русые, нос прямой; лицом был бел и худощав».
Иван Петрович Белкин Издатель А.П. счёл необходимым сообщить читателю некоторые факты его биографии. Все они (рождение «в

Слайд 9«Повести» открывает эпиграф из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: «То, мой батюшка, он

ещё сызмала к историям охотник». Белкин является именно таким «охотником» за историями, которые не вписываются в привычный для Ивана Петровича уклад жизни. Его многое связывает с рассказчиками, которые сообщили ему эти «случаи». Они, как и Белкин, были поражены удивительным стечением обстоятельств в той или иной ситуации. В их рассказах доминируют интонации и стилистика устной речи. Но есть и отличия от них. Белкин как будто коллекционирует поразившие его воображение случаи из жизни. И эпиграф подчёркивает эту его особенность.
«Повести» открывает эпиграф из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: «То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник». Белкин

Слайд 10«Выстрел»
В повести «Выстрел» -
центральное

сюжетное событие – дуэль. Кроме участников дуэли, третьем действующим лицом является рассказчик – отставной подполковник. Герои воспринимаются нами сквозь призму взгляда рассказчика. Эта повесть была рассказана Белкину подполковником И.Л.П.
«Выстрел»В повести «Выстрел» -   центральное

Слайд 11«Метель»
В «Метели» повествование объективированное. Повествователь использует форму третьего лица множественного числа:

«Мы уже сказывали…», «Но возвратимся к добрым Ненарадовским помещикам…». Рассказчик выступает в роли очевидца, но не участника событий. Это приятель, который сообщил Белкину данную историю. В этой повести рассказчиком также является один из главных персонажей – Бурмин, сообщивший Марье Гавриловне историю своего «ветреного поступка». Повесть Белкину была «поведана» девицею К.И.Т.
«Метель»В «Метели» повествование объективированное. Повествователь использует форму третьего лица множественного числа: «Мы уже сказывали…», «Но возвратимся к

Слайд 12АРТЕМИЗА — царица Галикарнасская. Памятник, воздвигнутый ею на могиле ее мужа

Мавзола (IV в. до н. э.), считался одним из семи чудес света (мавзолей), а само имя А. стало символом женской верности и постоянства чувств.
АРТЕМИЗА — царица Галикарнасская. Памятник, воздвигнутый ею на могиле ее мужа Мавзола (IV в. до н. э.), считался одним

Слайд 13Иллюстрации к повести «Метель».

Иллюстрации к повести «Метель».

Слайд 14 «Гробовщик»
В «Гробовщике», как

и в «Метели», повествование объективированное и повествователь использует форму третьего лица множественного числа. Повесть была рассказана Белкину приказчиком Б.В.


«Гробовщик»  В «Гробовщике», как и в «Метели», повествование объективированное и

Слайд 15«Станционный смотритель»
представляет сложную структуру повествования, включающую в себя повествование проезжающего и

обширный монолог Самсона Вырина.

Таким образом, смотритель также является рассказчиком. Поведана «история» Белкину титулярным советником А.Г.

«Станционный смотритель»представляет сложную структуру повествования, включающую в себя повествование проезжающего и обширный монолог Самсона Вырина. Таким образом,

Слайд 16Иллюстрация к повести «Станционный смотритель».

Иллюстрация к повести «Станционный смотритель».

Слайд 17«Барышня-крестьянка»
Эта повесть была поведана Белкину девицею К.И.Т.

«Барышня-крестьянка»  Эта повесть была поведана Белкину девицею К.И.Т.

Слайд 18Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка».

Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка».

Слайд 19Общие выводы в целом по работе
Многоступенчатая система рассказчиков: от

неизвестных очевидцев и участников «историй», к Белкину, от него к издателю А.П. и к Пушкину придают единство произведению, состоящему из пяти повестей , каждая из которых имеет свой круг действующих лиц. Объединяющим звеном является Иван Петрович Белкин. Каждый из рассказчиков осознаёт «поведанную» историю как случайное стечение обстоятельств.
Общие выводы в целом по   работеМногоступенчатая система рассказчиков: от неизвестных очевидцев и участников «историй», к

Слайд 20Белкин – собиратель этих необыкновенных историй, которые были «слышны им от

разных особ». Момент двойного авторства и вытекающего отсюда единства всего текста «Повестей» Пушкиным подчёркнут и полным названием произведения, и финальной его ремаркой («Конец повестям И.П.Белкина»), и системой эпиграфов. Там, где Белкин видит пять творений, Пушкин – одно. Там, где Белкин усматривает разрешение конфликта, исчерпанность темы , Пушкин видит незавершённость, а потому обращается к очередной «повести», освещающей предыдущую по принципу художественного «монтажа».
Белкин – собиратель этих необыкновенных историй, которые были «слышны им от разных особ». Момент двойного авторства и

Слайд 21Пушкин как автор, который придумал и Белкина, и всех рассказчиков, и,

мы помним, он расположил все повести не в той последовательности, в какой были они написаны, включает все события, произошедшие с главными персонажами «белкинских» историй в контекст «большой» истории - от Отечественной Войны 1812 года до 1825 года. Это придаёт другое измерение тексту и нашему восприятию его. Мы воспринимаем все повести как целостный текст, реалистическую картину жизни.
Пушкинское произведение побуждает читателя задуматься о таких философских понятиях, как случайность и закономерность, судьба и воля отдельного человека.



Пушкин как автор, который придумал и Белкина, и всех рассказчиков, и, мы помним, он расположил все повести

Слайд 22Одним из доминантных и сквозных мотивов в циклическом произведении Пушкина является

мотив выбора. Оказавшись в сложной, исключительной ситуации, герои «Повестей Белкина» должны совершить выбор, служащий показателем их нравственных возможностей.
«Повести Белкина» - особое жанровое образование, своего рода «эскиз романа». Они значимы для русской литературы не только в качестве одного из своеобразных её творений, но и как опыт на пути к жанру романа, который станет ведущим жанром во второй половине XIX в.
Одним из доминантных и сквозных мотивов в циклическом произведении Пушкина является мотив выбора. Оказавшись в сложной, исключительной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть