Слайд 1Проект-исследование по литературе
на тему: «Остров сокровищ» - приключенческий роман»
Исследование проводилось
учениками 5-Б класса
МБОУ «Средняя школа № 20» г. Петропавловска-Камчатского.
Форма реализации проекта – читательская конференция.
Творческие группы:
- исследователи биографии Р.Л.Стивенсона
- исследователи творчества писателя
- лингвисты
- художники, костюмеры, мастера по реквизиту
- группа «Герои и прототипы»
- группа «Найди клад»
Руководитель проекта
учитель русского языка и литературы 1 категории
Тазетдинова Валентина Павловна
Слайд 2Цель работы: расширить читательский кругозор знакомством с самым популярным приключенческим
романом Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ»,
прививать любовь и интерес к чтению, развивать критическое мышление, умение работать с текстом, делать выводы.
Задачи работы: изучить биографию писателя , узнать историю создания романа, найти описание прототипов героев произведения, сравнить их судьбы и характеры , собрать материал к характеристике образов главных героев, описать законы и традиции пиратов 17-18 веков, поработать над лексикой героев, найти значения неизвестных слов, составить «пиратский словарь», инсценировать понравившиеся эпизоды, определить место романа в мировой литературе, провести опрос среди одноклассников на тему: «О чем меня заставила задуматься эта книга?»
Слайд 4ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ,
ПОСВЯЩЕННАЯ 135-ЛЕТИЮ РОМАНА
РОБЕРТА ЛЬЮИСА СТИВЕНСОНА «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
Слайд 5РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН
1850 - 1894
Слайд 6 «Будем учить народ радости
и будем помнить, что уроки
Эти должны звучать бодро и
Воодушевленно.
Должны укреплять в людях
Стойкость и мужество» Р.Л.Стивенсон
Свою любовь к жизни Стивенсон страстно желал передать подрастающему поколению, вселить в него радость новых открытий и стремление преодолевать трудности, встречающиеся на жизненном пути. Увлекательные приключения о морских странствиях, о коварных пиратах, о благородных рыцарях, о бесстрашных героях, бойцах за справедливость.
Слайд 9
Шотландец по происхождению. Родился Стивенсон 13 ноября 1850 в Эдинбурге, в
семье инженера. На третьем году жизни перенес болезнь бронхов, последствия которой мучили его потом всю жизнь. В 17 лет поступил на юридический факультет Эдинбургского университета.
Слайд 10 В сорок четыре года, написав множество произведений, из которых самым
известным заслуженно считают «Остров сокровищ», он умер от инсульта. На вершине горы, с которой во все стороны видно море, Стивенсон нашёл свой последний покой. На могильном камне выбиты его собственные строки, которые кончаются словами: «С моря вернулся моряк, и охотник вернулся с холмов».
Слайд 11Вот это стихотворение:
Под звездным небом, на ветру
Место последнее изберу.
Радостно жил я,
легко умру
И лечь в могилу готов.
На камне могильном напишете так:
"Здесь он хотел оставить знак,
С моря вернулся, пришел моряк,
И охотник вернулся с холмов».
Слайд 15История рождения самого знаменитого романа Стивенсона очень любопытна. Писатель любил географические
карты за их содержательность и за то, что их нескучно читать. Однажды летом 1881 года Стивенсон нарисовал разноцветную карту острова - на потеху одному мальчику, приехавшему домой на каникулы. Карта получилась красочной: на ней были обозначены холм Подзорной Трубы, остров Скелета, заливы и бухты. Посмотрев на нарисованный остров, Стивенсон вдруг четко представил себе картину: голубое небо, корабль с белыми парусами и сокровища. «Это должна быть книга для мальчиков!» - объявил писатель своим родным и попросил отца о помощи.
Слайд 16Старый мистер Томас Стивенсон был морским инженером. Именно он потратил целый
день, составляя список предметов, хранившихся в сундуке книжного пирата Билли Бонса. В этой описи Роберт Луис потом ничего не изменил. Он также вставил в роман и эпизод, который подсказал ему отец: юнга Джим Хокинс прячется на корабле в бочке с яблоками и подслушивает разговор пиратов об их коварных планах.
Изначально роман назывался «Корабельный повар», но в свет книга вышла в 1883 году под заглавием «Остров сокровищ».
«пиратский» словарь:
шхуна
юнга
фок-мачта
бизань-мачта
грот-мачта
пиастры
черная метка
сквайр
«веселый роджер»
йо-хо-хо
Слайд 22Как вы думаете, каким человеком вырастет Джим Хокинс?
Слайд 23
Джим вырастет честным, благородным человеком, уважающим себя и других .
Кроме
сокровищ, Джим Хоккинс нашел верных друзей, научился различать добро и зло, понял, что необходимо оставаться честным, порядочным человеком при любых обстоятельствах.
Надо брать пример именно с таких людей и выбирать именно таких друзей!
Слайд 24Викторина
по роману Р.Л.Стивенсона
«Остров сокровищ»
Слайд 25 Викторина для кладоискателей.
1. Вспомните имя главного героя книги
«Остров сокровищ».
2. Как назывался трактир родителей Джима?
3. Какими татуировками был «украшен» страшный постоялец трактира»?
4. Кого Билли Бонс больше всего опасался?
5. Вспомните почётный титул мистера Трелони Хоупа. /
6. Как назывался корабль, на котором герои книги отправились на остров?
7. Команда «Испаньолы» состояла из 26 человек. Каким было соотношение сил между честными людьми и пиратами? /
8. Какое название носил далёкий остров?
9. На Острове скелета было три горы: Фок-мачта, Грот-мачта и Бизань-мачта. Какую из них называли ещё Подзорной Трубой и почему?
10.Назовите имя пирата, чьи сокровища были спрятаны на острове.
11.Кто ещё носил это имя?
12.Какие слова умел произносить попугай?
13.А какие прозвища носил одноногий Сильвер?
14.Вспомните имя островитянина и расскажите, почему он оказался на острове?
15.Опишите пиратский флаг и вспомните, как он назывался.
16.А теперь исполните любимую песню капитана Флинта!
Пятнадцать человек на сундук мертвеца,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведёт до конца,
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Слайд 32
Домашнее задание:
ответить на вопрос:
«Кто из героев понравился больше всего»