Слайд 1Урок развития речи.
Сочинение по теме:
«Нужны ли в жизни сочувствие и
сострадание?» (по произведениям писателей 20 века)
7 класс
литература
Слайд 2 Сочинение-вопрос, на который необходимо дать ответ в работе,
проиллюстрировав его примерами из произведений:
Леонида Андреева «Кусака»,
В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»,
Андрея Платонова «Юшка».
Слайд 3Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека.
Сочувствие
– отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание;
- одобрительное отношение к чьему-либо начинанию, чувству, личности и настроению. Признание и поддержка кого-либо и чего-либо, чувство солидарности.
Слайд 4Сочинение-рассуждение
РАССУЖДЕНИЕ — тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие,
подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.
Слайд 5Сочинение-рассуждение
Часть 1. Вступление.
Тезис:
Сочувствие и сострадание необходимо.
ТЕЗИС (греч. thesis — положение,
утверждение) — утверждение, подлежащее доказательству.
Слайд 6Часть 2. Основная часть.
Доказательства ( ряд аргументов):
Тема, объединяющая
эти произведения, имеет нравственный аспект. Авторы поднимают вопрос жестокости окружающего мира, равнодушия людей. В своих произведениях они заставляют задуматься о человечном отношении ко всем: людям, животным, растениям.
Слайд 7Часть 2. Основная часть.
Цитаты — это слова из какого-либо произведения,
теста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.
Слайд 8Рассказ Л. Андреева «Кусака»
Одиночество собаки, жестокое отношение окружающих:
Обида на людей,
недоверие, озлобленность;
Когда дачники приютили собаку, она привыкала к новой жизни;
Доброе отношение людей преобразило собаку;
Самый трагический момент рассказа наступает, когда дачники бросили Кусаку. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки.
Слайд 9Рассказ «Кусака»
Чему же учит рассказ «Кусака»?
Слайд 10Стихотворение В. Маяковского
«Хорошее отношение к лошадям»
Тема стихотворения?
Попытка философского осмысления человеческой
жизни.
Задача автора - подчеркнуть, что и он, и лошадь одиноки, а мир вокруг полон равнодушия и жестокости.
Слайд 11А. Платонов «Юшка»
отношение детей к герою;
жестокое и равнодушное отношение взрослых;
насколько
добр Юшка.
Слайд 12Часть 3. Выводы.
Возвращаемся к тезису.
Вариант 1.
Чему научили вас прочитанные произведения?
Помогает
ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие?
Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему?
Слайд 13Часть 3. Выводы.
Вариант 2 (авторитеты- высказывания известных людей)
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Но нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.И. Тютчев.
Слайд 14Часть 3. Выводы.
Вариант 2 (авторитеты- высказывания известных людей)
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак
Слайд 15Часть 3. Выводы.
Вариант 2 (авторитеты- высказывания известных людей)
«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (доктор Гааз)
Слайд 16Вывод: отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным.
Андрей Платонов: «Любовь
одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию»
Слайд 17План:
1. ВСТУПЛЕНИЕ. Сочувствие и сострадание необходимы.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Что происходит в
жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?
К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?
3. ВЫВОД. Что чувствует живое существо, лишенное любви, сострадания, поддержки?