Презентация, доклад по литературе. Подготовка к итоговому сочинению по направлению Добро и зло (11 класс)

Комментарии ФИПИКонфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Добро  и   злоПодготовка к направлению итогового сочинения 2019-2020 Подготовила: Лунина Ольга Александровна,учитель русского
Текст слайда:



Добро и зло
Подготовка к направлению итогового сочинения 2019-2020


Подготовила: Лунина Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красноподгорная СОШ им. П. М. Волкова»


Слайд 2
Комментарии ФИПИКонфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях
Текст слайда:


Комментарии ФИПИ

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.


Слайд 3
Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.Делать добро
Текст слайда:

Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Делать добро – совершать добрые поступки сознательно, бескорыстно.


Слайд 4
Ожегов  С.И. дает такое определение:   Добрый – делающий добро другим людям, отзывчивый, а также выражающий
Текст слайда:

Ожегов  С.И. дает такое определение: Добрый – делающий добро другим людям, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Несущий благо, добро, благополучие. Синонимы: отзывчивый, честный, справедливый, гуманный, щедрый, веселый, вежливый, заботливый, спокойный, владеющий собой


Слайд 5
Глагольная сочетаемость:Дать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, быть не к добру, делать добро,
Текст слайда:

Глагольная сочетаемость:
Дать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, быть не к добру, делать добро, поминать добром...
Эпитеты:
Абсолютное, деятельное, объективное, нравственное, полезное, истинное, семейное, совершенное, мировое, малое, общественное, вечное, великое, божественное, чистое, моральное, всеобщее, человеческое.


Слайд 6
Добродетель мудрость, смелость, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь, милосердие, забота, толерантность, понимание, усердие, трудолюбие, честность, уважение,
Текст слайда:



Добродетель
мудрость, смелость, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь, милосердие, забота, толерантность, понимание, усердие, трудолюбие, честность, уважение, щедрость, скромность, отзывчивость, гуманность, ум, бескорыстие, дружелюбие, ответственность ,вежливость, альтруизм, надежность, искренность, совесть, долг, принципиальность, благодарность, чуткость.


Слайд 7
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между
Текст слайда:

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
В широком смысле зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Например, и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.





Слайд 8
Ожегов  С.И. дает такое определение: Злой – заключающий в себе зло. Полный злобы, злости. Синонимы: злой  
Текст слайда:

Ожегов  С.И. дает такое определение:


Злой – заключающий в себе зло. Полный злобы, злости.
Синонимы: злой   человек ,жадный, хитрый, жестокий, вспыльчивый, завистливый, мстительный, агрессивный, трусливый, хвастливый, лживый.

Пороки
враждебность, равнодушие, невежество, ненависть, зависть, мстительность, корысть, жестокость, гнев, алчность, жадность, ложь, нетерпимость, раздражительность, коварство, лень, гордыня, трусость, злопамятство, злословие, хамство, хвастливость, эгоизм, тщеславие, подхалимство, грубость, беспощадность, ханжество, надменность, двуличие, черствость, подлость, беспринципность, неблагодарность

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
Зло - беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 
Зло- Досада, злость.


Слайд 9
Глагольная сочетаемость:Делать зло, желать зла, зло берет, зло взяло, зло сделать, победить зло, причинять зло, противиться злу,
Текст слайда:

Глагольная сочетаемость:
Делать зло, желать зла, зло берет, зло взяло, зло сделать, победить зло, причинять зло, противиться злу, сделать зло, творить зло, укротилось всякое зло, уничтожить зло, хотеть зла
Эпитеты:
Абсолютное, большое, великое, огромное, воплощённое, меньшее, мировое, безусловное, необходимое, несомненное, страшное, очевидное, кажущееся, вопиющее, малое, главное, действительное, чистое, невидимое, бессмысленное, моральное, общественное, истинное, тяжкое, чужое, внутреннее, немалое, всеобщее, духовное, физическое.


Слайд 10
ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ1. Вступление  2. Тезис  3. Связка  4. Аргумент №1  5. Микровывод  6. Связка  7. Аргумент
Текст слайда:

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

1. Вступление  2. Тезис  3. Связка  4. Аргумент №1  5. Микровывод  6. Связка  7. Аргумент №2  8. Микровывод  9. Заключение  


Слайд 11
КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕНе стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Что такое добро? К чему приводит отказ от
Текст слайда:

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ

Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Что такое добро? К чему приводит отказ от следования по пути добра? Что значит быть по-настоящему добрым?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать 


Слайд 12
КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕЗаключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.Перед написанием заключения нужно
Текст слайда:

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно 
перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В заключении можно: - подвести итог всего рассуждения - использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения - дать краткий и точный ответ на вопрос темы.

Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.


Слайд 13
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИСФормулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.Если тема сочинения дана в виде вопроса, то тезис –
Текст слайда:

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС

Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.
Если тема сочинения дана в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос. 
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания. 
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить. 


Слайд 14
ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИАргумент должен подтверждать тезисКол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ
Текст слайда:

ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ

Аргумент должен подтверждать тезис
Кол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки, количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.
Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису.


Слайд 15
ОБРАЗЕЦ АРГУМЕНТАТЕМА: Какие жизненные впечатления помогают человеку поверить в добро? ТЕЗИС: С моей точки зрения, добро представляет
Текст слайда:

ОБРАЗЕЦ АРГУМЕНТА

ТЕМА: Какие жизненные впечатления помогают человеку поверить в добро?
ТЕЗИС: С моей точки зрения, добро представляет собой отсутствие злобы, неприязни, жестокости по отношению к другим людям или животным. Добрые люди никогда не пройдут мимо нуждающихся в их помощи и помогут им, ничего не требуя взамен. Следовательно, если человек видит, что окружающие бескорыстно заботятся о других или о нем самом, то это вселяет уверенность: добро существует в нашей жизни, а зло не является тотальным.
АРГУМЕНТ: Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». Епископ Мириэль, наделенный необычайной душевной чуткостью, почти все свое жалование раздает нищим и обездоленным, на собственные средства открывает и содержит больницу для бедных. Он безвозмездно предоставляет ночлег бывшему каторжнику Жану Вольжану, который провел в заключении 19 лет за хлеб, украденный им, чтобы спасти от голода детей своей сестры. Озлобленный на весь мир человек удивляется гостеприимству священника, который угощает его обедом и разрешает переночевать в одной из комнат своего дома. Жан крадет серебро. Вскоре вора приводят к священнику, но Мириэль заявляет, что подарил серебро Жану.



Слайд 16
На глазах удивленных жандармов священник преподносит бывшему каторжнику два серебряных подсвечника, которые, по его словам, забыл отдать
Текст слайда:

На глазах удивленных жандармов священник преподносит бывшему каторжнику два серебряных подсвечника, которые, по его словам, забыл отдать в прошлый раз. Как истинно великодушный человек, епископ не держит зла на Жана Вольжана, прощает его. Проявляя милосердие, он спасает его от новой каторги, так как относится к нему не как к преступнику, а как к несчастному, всеми презираемому человеку, нуждающемуся в моральной поддержке. Бывший каторжник, пораженный поступком епископа, духовно перерождается и становится честным человеком и верит в то, что добро эффективно и действенно, оно непременно спасет мир.


Слайд 17
ЧТО ТАКОЕ «СВЯЗКА» И «МИКРОВЫВОД»Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения
Текст слайда:

ЧТО ТАКОЕ «СВЯЗКА» И «МИКРОВЫВОД»

Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.

Микровывод – вывод после примера из литературы, в котором будет объяснено, как именно данный пример подтверждает тезис.


Слайд 18
Клише для вступления или для оформления тезисаКонечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать определение
Текст слайда:

Клише для вступления или для оформления тезиса
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать определение этим понятиям
Могу предположить, что …(тезис)
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу
Переход к основной части
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ...
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
Обратимся к произведениям художественной литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)
Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
Можно привести и другой пример.
В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
Эта же тема рассматривается и в произведении…
Заключение
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

Речевые клише


Слайд 19
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА О НАПРАВЛЕНИИ «ДОБРО И ЗЛО»М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» Ф.М. Достоевский «Преступление и
Текст слайда:

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА О НАПРАВЛЕНИИ «ДОБРО И ЗЛО»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон» Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души» А.Н. Островский «Гроза» А.Н. Карамзин «Бедная Лиза» М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» А.П. Чехов «Тоска», «Хамелеон» М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне» А.П. Платонов «Юшка» А.И. Солженицын «Матренин двор» В.Г. Распутин «Уроки французского» В.К. Железников «Чучело» Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»


Слайд 20
КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ О ДОБРЕ И ЗЛЕМ.Е. Салтыков-Щедрин«Добродетели и пороки» (сказка)   А.П. Платонов «Юшка»    Л. Андреев  «Кусака»
Текст слайда:

КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

М.Е. Салтыков-Щедрин
«Добродетели и пороки» (сказка)  А.П. Платонов
«Юшка»    Л. Андреев 
«Кусака»  А.И. Куприн 
«Синяя звезда» А.П. Платонов «Неизвестный цветок»
 К.Г. Паустовский «Телеграмма»  А.П. Чехов 
«Злоумышленник»,
«В аптеке»  А.И. Куприн 
«Изумруд»  В.Ф. Тендряков
«Хлеб для собаки»    В. Вересаев 
«Легенда»  А. Грин 
«Зеленая лампа» Г. Х. Андерсен
« Девочка со спичками» 


Слайд 21
Цитаты к направлению «добро и зло»Когда Добро бессильно, оно — Зло. О. УайльдВысшая мудрость — различать добро и зло. Сократ Искусство — одно
Текст слайда:

Цитаты к направлению «добро и зло»

Когда Добро бессильно, оно — Зло. О. Уайльд
Высшая мудрость — различать добро и зло. Сократ 
Искусство — одно из средств различения доброго от злого. Лев Николаевич Толстой 
Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели. 
Добро и зло — это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить. Пьер Буаст 
Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред. Микеланджело Буонарроти 
Враждуют друг с другом одни слова, в жизни добро и зло сплетаются. Антуан де Сент-Экзюпери 
Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого. Демокрит 
Крошечный добрый поступок лучше, чем самые торжественные обещания сделать невозможное. Т. Маколей 
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен 


Слайд 22
Примерные темы
Текст слайда:

Примерные темы "Добро и зло"
Что такое доброта?
Чем доброта отличается от милосердия?
Почему человек должен быть добрым?
Может ли доброта принести человеку разочарование?
Нужно ли сдерживать в себе доброту?
Как человек может воспитывать в себе доброту?
Кого можно назвать добрым человеком?
Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
Какими качествами обладает добрый человек?
Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
Доброта – это проявление силы или слабости?
Может ли доброта причинить вред человеку?
Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
Что может сделать человека добрее
Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?


Слайд 23
Пословицы и поговорки о добре и злеНе хвались серебром, а добром.  Делай добро и жди добра.
Текст слайда:

Пословицы и поговорки о добре и зле

Не хвались серебром, а добром. Делай добро и жди добра. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Мир строит, а война разрушает. Никакое худо до добра не доводит. Жизнь дана на добрые дела. Без худа добра не бывает.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть