Слайд 1Итоговое сочинение по литературе 2017-2018
5 направление
«Человек и общество»
Цели: готовимся к
написанию сочинения по направлению «Человек и общество» и повторяем материал по 4 направлениям
Слайд 2Направления тем итогового сочинения 2017-2018 учебного года
1. “Верность и измена” — эти
противоположные проявления человеческой личности предложено рассмотреть с философских, этических и психологических позиций, опираясь на примеры из литературы, когда герой совершает тот или иной нравственный выбор на эту тему.
Слайд 3Список литературы к теме «Верность и измена»
А.Н.Островский «Гроза» (Катерина-Тихон-Борис)
Л.Н.Толстой «Война и
мир»(Наташа-Анатоль Курагин-Андрей Болконский)
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (Тарас Бульба-Остап-Андрий)
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Гринёв-Швабрин)
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина-муж-Евгений Онегин)
И.А.Бунин «Солнечный удар»
Слайд 4“Равнодушие и отзывчивость”
2. “Равнодушие и отзывчивость” — другой контраст, который
может существовать в отношении людей к происходящему вокруг них. Также опираясь на литературу, выпускники смогут рассуждать о том, как одни люди безразлично смотрят на проблемы и беды других, а другие — посвящают свою жизнь борьбе с несправедливостью.
Слайд 5Список литературы к теме «Равнодушие и отзывчивость»
В.Распутин «Последний срок», «Уроки французского»
К.Г.Паустовский «Телеграмма» !!!
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
А.П.Чехов «Вишнёвый сад»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
А.Н.Островский «Гроза»
В.П.Астафьев «Людочка»
М.Горький «На дне», «Старуха Изергиль»( Легенда о Данко»)
Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
А.И.Куприн «Чудесный доктор»!!!
В.Железников «Чучело»
Н.С.Лесков «Левша»
А.Лиханов «Последние холода»
В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки»!!!
Слайд 6“Цели и средства”
3. “Цели и средства” — в рамках этого направления можно
рассмотреть соотношение целей и средств их достижения, порассуждать о том, как благие цели всего лишь служат прикрытием для низменных человеческих проявлений, а также о последствиях неправильно выбранных средств для самой цели.
Слайд 7Список литературы к теме «Цели и средства»
Л.Н.Толстой «Война и мир» (Борьба
за наследство)
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
А.Н.Грибоедов «Горе от ума»
Н.С.Лесков «Старый гений»
А.П.Чехов «Анна на шее»
А.И.Куприн «Старый гений»
В.Быков «Сотников», «Обелиск»
В.Железников «Чучело»
Н.А.Некрасов «Железная дорога»
Слайд 8“Смелость и трусость”
4. “Смелость и трусость” — вновь противоположные проявления человеческого характера,
которые можно проанализировать на основе классической и современной литературы.
Слайд 9Произведения к теме «Смелость и трусость»
Л.Н.Толстой «Война и мир» (Батарея Тушина,
Андрей Болконский»)
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»)
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
В. Тендряков «Весенние перевёртыши»
В.Железников «Чучело»
Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
Слайд 10“Человек и общество”
5. “Человек и общество” — на основе литературы выпускники могут
сделать рассуждение о том, как общество влияет на личность, а личность — на само общество. Человек может жить как в гармонии с обществом, так и находиться в конфликте с ним. Этому посвящено множество литературных произведений, поэтому база для хорошего сочинения у школьников будет огромной.
Слайд 11Произведения к теме «Человек и общество»
И.А.Гончаров «Обломов»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
А.С. Грибоедов
«Горе от ума»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
М.Шолохов «Тихий Дон»
Б.Пастернак «Доктор Живаго»
Г.Уэллс «Человек-невидимка»
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»
М.Булгаков «Собачье сердце»
А.Рыбаков «Дети Арбата»
Слайд 12
А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть
чиновника», «Вишневый сад»
Ж. Верн «Таинственный остров»
С. Коллинз «Голодный игры»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»
М. Горький «На дне», «Бывшие люди»
А. Камю «Постороний»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Слайд 13
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Дневник лишнего человека»
Л.Н. Толстой «Война
и мир»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Д. Лондон «Мартин Иден»
В. Гюго «Отверженные»
М. Митчелл «Унесенные ветром»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала», «Анна Каренина»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
Слайд 14
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
М.А. Булгаков
«Собачье сердце»
А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
Э. Фромм «Бегство от свободы»
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
Ф. Кафка «Процесс»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
Слайд 15Примеры аргументов из литературы 19 века
А. С. Пушкин. Роман в стихах
«Евгений Онегин»
Евгений Онегин боялся мнения общества, поэтому принес ему в жертву свои отношения с Татьяной, пошел на дуэль с другом, которого сам подвел.
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»
В "Муму" Герасим полностью подчиняется требованиям общества и топит собачку, в которой мог бы найти радость и утешение в своей одинокой жизни.
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
Герой произведения Грибоедова "Горе от ума" Чацкий нигде не служит, потому что не хочет "прислуживаться" и прогибаться перед руководством. Он не читает глупых книг, столь популярных в обществе. Чацкий горд, либерален и вольнодумен. У него на всё есть своё мнение. За это Фамусовское общество считает Чацкого опасным человеком. В итоге общество признает Чацкого сумасшедшим: "...Безумным вы меня прославили всем хором»
Слайд 16“Человек и общество”
Итак, давайте попробуем разобраться, с каких позиций можно рассматривать
эти два понятия. 1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии). В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах: Человек как часть общества. Невозможность существования человека вне социума. Независимость суждения отдельно взятого индивидума. Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию. Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности. Желание человека стать особенным, оригинальным. Противопоставление интересов человека и интересов общества. Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия. Влияние личности на общество. Место человека в обществе. Отношение человека к обществу, себе подобным.
Слайд 17
“Человек и общество”
2. Общественные нормы и законы, мораль. Ответственность человека перед
обществом и общества перед человеком за все происходящее и будущее. Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы.
3. Человек и общество в историческом, государственном плане. Роль личности в истории. Связь между временем и обществом. Эволюция общества.
Слайд 18“Человек и общество”
4.Человек и общество в тоталитарном государстве. Стирание индивидуальности в
обществе. Равнодушие общества к своему будущему и яркая личность, способная бороться с системой. Противопоставление «толпы» и «личности» в тоталитарном режиме. Болезни общества. Алкоголизм, наркомания, отсутствие толерантности, жестокость и преступления
Слайд 19
“Человек и общество”
ЧЕЛОВЕК — термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом
и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле. В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек - элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности.
Слайд 20человек
Синонимы: лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое
существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.
Слайд 21общество
ОБЩЕСТВО — в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо
единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см. Формация общественно-экономическая) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).
Слайд 22общество
Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне
усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития. Синонимы: социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, братия, ватага, группа.
Слайд 23Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Человек и общество".
Человек становится
человеком только среди людей. (И. Бехер)
Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество; и поэтому самая высшая сфера прекрасного – человеческое общество. (Н. Г. Чернышевский)
Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
Люди рождены друг для друга. (М. Аврелий)
Слайд 24Темы по направлению
«Человек и общество»
В чем проявляется конфликт между человеком
и обществом?
Согласны ли вы с утверждением Плавта: «Человек человеку — волк»?
Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
Может ли человек существовать вне общества?
Может ли человек изменить общество? Как общество влияет на человека?
Несет ли общество ответственность за каждого человека?
Как общество влияет на мнение личности?
Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей».
Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
Что такое толерантность?
Почему важно сохранять индивидуальность?
Слайд 25Темы по направлению
«Человек и общество»
Можно ли нарушать общественные нормы?
Как человек
может изменить историю?
Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
Что происходит с человеком, оторванным от общества?
Почему общество должно помогать обездоленным?
Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»
В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?
Какова роль личности в истории?
Как социум влияет на решения человека?
Подтвердите или опровергните утверждение И .Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».
Слайд 26Источники
Источник: http://rustutors.ru/primernie-obschestvo.html
Referatwork.ru: http://referatwork.ru/sochineniaya_na_svobodnie_temi/chelovek_i_obshestvo_sochinenie.html