Презентация, доклад по литературе по теме: Вся моя жизнь-роман

Содержание

26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея Изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.. «Мама и папа были совершенно

Слайд 1Вся моя жизнь – роман с собственной душой
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали

листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Вся моя жизнь – роман  с собственной душойКрасною кистью Рябина зажглась.Падали листья,Я родилась.Спорили сотни Колоколов.День был

Слайд 2 26 сентября 1892 года в семье Ивана

Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея Изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина..

«Мама и папа были совершенно непохожие. У каждого своя рана в сердце. У мамы – музыка, стихи, тоска, у папы – наука».

26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора

Слайд 3Лучшие годы своей жизни (12 лет) отдал отец музею, в котором

разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных фигур, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры

Лучшие годы своей жизни (12 лет) отдал отец музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков –

Слайд 4Известный филолог и искусствовед, он познакомил Марину с историей и культурой

Эллады, с её мифами и легендами, нравами и обычаями, с поэзией Гомера и Гесиода, Анакреона и Сапфо, трагедиями Софокла и Эврипида.
Известный филолог и искусствовед, он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её мифами и легендами,

Слайд 5 «Когда вместо желанного, почти приказанного сына Александра родилась

всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и отчётливо произнесённым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же взялась учить меня музыке. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку. Музыка полнила дом радостью».
Прекрасная пианистка, которая на рояле могла всё, мать привила дочери любовь к Шуману, Бетховену, Моцарту, Чайковскому, Шопену.
«Когда вместо желанного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По

Слайд 6 Шло время, и Марина из круглолицей девочки

с глазами цвета крыжовника, превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника, превратилась в

Слайд 7Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и

сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Кто создан из камня, кто создан из глины,-А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело - измена, мне имя

Слайд 8 Интерес к музыке постепенно угасает, особенно после смерти матери.

У неё появилась более глубокая страсть – книги. «Музыка обернулась лирикой».
С 6 лет Марина писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
Интерес к музыке постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть

Слайд 9 Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл

Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Великому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи Пушкину» (более 20 стихотворений), эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой

Слайд 10            * * *
Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя

хоронили: То зубы царёвы над мертвым певцом Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, что ближайшим друзьям - Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева — ручищи по швам  —  Жандармские груди и рожи.
Не диво ли — и на тишайшем из лож Пребыть поднадзорным мальчишкой? На что-то, на что-то, на что-то похож Почет сей, почетно — да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, Монарх о поэте печется! Почетно — почетно — почетно — архи- почетно, — почетно — до черту!
Кого ж это так — точно воры вора Пристреленного — выносили? Изменника? Нет. С проходного двора  —  Умнейшего мужа России.
 

            * * *Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над

Слайд 11Другим поэтическим кумиром Цветаевой стал Блок.

Имя твое — птица в руке, Имя

твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим — сон глубок.

Другим поэтическим кумиром Цветаевой стал Блок.Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке.

Слайд 12Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама

по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса хорошо была знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой. Им она посвящала свои стихи.
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех

Слайд 13 В 1911 году Марина знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном,

ставшим её мужем, отцом троих её детей.


Всё было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьёз?): если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за него замуж.
Через полгода Марина и Сергей поженились. Марина даёт себе слово: никогда не расставаться с мужем, что бы ни случилось.
Именно ему будут посвящены лучшие стихи.
«Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне… Он блестяще одарён, умён, благороден. Душой, манерами, лицом – весь в мать. А мать его была красавицей и героиней…»

В 1911 году Марина знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим её мужем, отцом троих её

Слайд 14Я с вызовом ношу его кольцо! — Да, в Вечности — жена,

не на бумаге! — Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза — прекрасно-бесполезны! — Под крыльями раскинутых бровей — Две бездны.
В его лице я рыцарству верна, — Всем вам, кто жил и умирал без страху! — Такие — в роковые времена — Слагают стансы — и идут на плаху.

Я с вызовом ношу его кольцо! — Да, в Вечности — жена, не на бумаге! — Чрезмерно

Слайд 151913 год. Коктебель. Рядом с Мариной её друзья, крохотная дочурка Аля

(Ариадна).


«Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её во внутреннем».
(Анастасия Цветаева)

1913 год. Коктебель. Рядом с Мариной её друзья, крохотная дочурка Аля (Ариадна).    «Это было

Слайд 16В далёкие 1912-1916 годы Сергею и Марине хотелось «Любови вечной на

земле», верилось в это чудо, потому что всё было «как будто на века». Именно тогда с гениальной лёгкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения.

В далёкие 1912-1916 годы Сергею и Марине хотелось «Любови вечной на земле», верилось в это чудо, потому

Слайд 17 Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что

я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, — Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам Где их никто не брал и не берет, Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Коктебель, 13 мая 1913

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как

Слайд 18 Удачный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – всё, что

так или иначе составляло радость бытия, неожиданно подверглось нападению демонических сил. 1914 год. Империалистическая война. Уход мужа на фронт. Предчувствие близких перемен, без понимания к лучшему они или к худшему. Потом революция: муж с белыми, она – в красной столице, где её духовное одиночество становится невыносимым. Безысходность, неизвестность. О днях, месяцах, проведённых без Сергея Эфрона рассказывают её дневники, письма, стихи.



Удачный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – всё, что так или иначе составляло радость бытия,

Слайд 19 Быт Цветаевой, её внешняя жизнь, изменённые революцией, гражданской

войной и разрухой, с тех пор уже никогда не были устроенными. Самая большая трагедия – смерть младшей дочери Ирины.

Две руки, легко опущенные  На младенческую голову!  Были — по одной на каждую —  Две головки мне дарованы.  Но обеими — зажатыми —  Яростными — как могла! —  Старшую у тьмы выхватывая —  Младшей не уберегла.  Две руки — ласкать — разглаживать  Нежные головки пышные.  Две руки — и вот одна из них  За ночь оказалась лишняя.  Светлая — на шейке тоненькой —  Одуванчик на стебле!  Мной еще совсем непонято,  Что дитя мое в земле. 

Первая половина апреля 1920

Быт Цветаевой, её внешняя жизнь, изменённые революцией, гражданской войной и разрухой, с тех пор

Слайд 20И вот финал «Вечера поэтесс». Декабрь 1920 года. Переполненный зал Политехнического

музея. Одна за другой поднимаются на сцену московские поэтессы, читают свои стихотворения. Зал заметно скучает.
И вот финал «Вечера поэтесс». Декабрь 1920 года. Переполненный зал Политехнического музея. Одна за другой поднимаются на

Слайд 21Я расскажу тебе — про великий обман: Я расскажу тебе, как ниспадает

туман На молодые деревья, на старые пни. Я расскажу тебе, как погасают огни В низких домах, как — пришелец египетских стран — В узкую дудку под деревом дует цыган.
Я расскажу тебе — про великую ложь: Я расскажу тебе, как зажимается нож В узкой руке, — как вздымаются ветром веков Кудри у юных — и бороды у стариков.
Рокот веков. Топот подков. 4 июня 1918

И вдруг… словно из темноты студёной ночи, явилась настороженно притихшему залу женщина в чёрном, похожем на облачение монахини, платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым.

Я расскажу тебе — про великий обман: Я расскажу тебе, как ниспадает туман На молодые деревья, на

Слайд 22Это была Марина Цветаева, поэтесса, которую стала уже забывать литературная Москва.

Её появление было своего рода вызовом по отношению к происходящему. Многие знали, что революция не вдохновила её. Она не хотела и не могла смириться с насилием, террором, не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения, разгула ненависти, ужасов гражданской войны. Жила в полном отчуждении. И вот итог:

Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеёю в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой Причастницы перед причастьем. Что не моя вина, что я с рукой По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё моё добро, Скажите — или я ослепла? Где золото моё? Где серебро? В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой Я выпросила у счастливых. И это всё, что я возьму с собой В край целований молчаливых.

Политехнический музей негодовал, не соглашался, молча сочувствовал… и преклонялся перед силой духа и талантом поэтессы.

Это была Марина Цветаева, поэтесса, которую стала уже забывать литературная Москва. Её появление было своего рода вызовом

Слайд 23В мае 1922 года Цветаева вместе с дочерью покинула Россию, направившись

в Прагу, где находился Сергей Эфрон, порвавший с белыми и ставший студентом университета. Начались долгие годы эмиграции. Берлин, Прага, Париж…

В мае 1922 года Цветаева вместе с дочерью покинула Россию, направившись в Прагу, где находился Сергей Эфрон,

Слайд 24Эмигрантская интеллигенция, встретившая Цветаеву сначала с распростёртыми объятиями, как единомышленницу, вскоре

отшатнулась от поэтессы. Духовное одиночество, частичная изоляция, трудное, а порой полунищенское существование не сломили Цветаеву. Гораздо тяжелее было переносить тоску по Родине.

Эмигрантская интеллигенция, встретившая Цветаеву сначала с распростёртыми объятиями, как единомышленницу, вскоре отшатнулась от поэтессы. Духовное одиночество, частичная

Слайд 25Русской ржи от меня поклон, Полю, где баба застится... Друг! Дожди за моим

окном, Беды и блажи на сердце...

Ты в погудке дождей и бед — То ж, что Гомер в гекзаметре. Дай мне руку — на весь тот свет! Здесь мои — обе заняты.
Русской ржи от меня поклон, Полю, где баба застится... Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи

Слайд 26РАС-СТОЯНИЕ: ВЕРСТЫ, МИЛИ...
Б. Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы

тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили... Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!
24 марта 1925
РАС-СТОЯНИЕ: ВЕРСТЫ, МИЛИ...Б. Пастернаку Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным

Слайд 27Только в 1939 году Цветаева с сыном возвращается в Россию (муж

и дочь уже были на Родине).

Поздний ответ.
Ахматова - Цветаевой
Невидимка, двойник, пересмешник…
Что ты прячешься в чёрных кустах?
То забьёшься в дырявый скворешник,
То блеснёшь на погибших крестах…
То кричишь из Маринкиной башни:
«Я сегодня вернулась домой,
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной!..

Только в 1939 году Цветаева с сыном возвращается в Россию (муж и дочь уже были на Родине).Поздний

Слайд 28На родине тяжёлые удары судьбы вновь обрушились на поэтессу: арест мужа,

постоянная тревога за жизнь близких ей людей, атмосфера страха и лжи, царившая в стране, начало войны, полная духовная изоляция. Это было пределом человеческих возможностей.

«Москва меня не вмещает. Мне некого за это винить. И себя не виню. Хорошо, не я одна, но я не могу, не кривя душой отождествлять себя с любым колхозником, любым одесситом, на которого тоже не нашлось места в Москве. Я не могу вытравить из себя чувства права… Мой отец основал Музей изящных искусств, один на всю страну… О себе говорить не буду, нет, всё-таки скажу, - словами Шенье, - однако там что-то есть.
Сегодня Иван Богослов. – Мне 48 лет. Поздравляю себя, тьфу-тьфу-тьфу, с уцелением, а может, с 48 годами непрерывной души».

На родине тяжёлые удары судьбы вновь обрушились на поэтессу: арест мужа, постоянная тревога за жизнь близких ей

Слайд 29Настанет день — печальный, говорят! Отцарствуют, отплачут, отгорят, — Остужены чужими пятаками— Мои глаза, подвижные, как пламя. И—двойника нащупавший

двойник— Сквозь легкое лицо проступит лик. О, наконец тебя я удостоюсь, Благообразия прекрасный пояс! А издали — завижу ли и Вас? — Потянется, растерянно крестясь, Паломничество по дорожке черной К моей руке, которой не отдерну, К моей руке, с которой снят запрет, К моей руке, которой больше нет. На ваши поцелуи, о, живые, Я ничего не возражу — впервые. Меня окутал с головы до пят Благообразия прекрасный плат. Ничто меня уже не вгонит в краску, Святая у меня сегодня Пасха. По улицам оставленной Москвы Поеду — я, и побредете — вы. И не один дорогою отстанет, И первый ком о крышку гроба грянет, И наконец-то будет разрешен Себялюбивый, одинокий сон. И ничего не надобно отныне Новопреставленной боярыне Марине.
Настанет день — печальный, говорят! Отцарствуют, отплачут, отгорят, — Остужены чужими пятаками— Мои глаза, подвижные, как пламя. И—двойника нащупавший двойник— Сквозь

Слайд 30Но не Москва прощалась с Цветаевой. Последним её пристанищем стала Елабуга.

31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой, находясь в состоянии тяжёлой духовной депрессии и полного одиночества.

Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой,
Миска - плоской.
Через край - и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.

Но не Москва прощалась с Цветаевой. Последним её пристанищем стала Елабуга. 31 августа 1941 года Цветаева покончила

Слайд 31Только в 1943 году сестра Цветаевой узнала о её гибели. «Марина

погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля.Зина».
Только в 1943 году сестра Цветаевой узнала о её гибели.  «Марина погибла два года назад, 31

Слайд 33


Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда

и я исчезну С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все — как будто бы под небом И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине, И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще, И колокол в селе… — Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле!



К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,                                         Чужие и свои?! — Я обращаюсь с требованьем веры И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно: За правду да и нет, За то, что мне так часто — слишком грустно И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность — Прощение обид, За всю мою безудержную нежность И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий, За правду, за игру… — Послушайте! — Еще меня любите За то, что я умру.
8 декабря 1913

Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть