Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов – «отец русской поэзии» (В.
Г. Белинский)
(1711-1765)
Автор: учитель литературы
МБОУ г. Мурманска Гимназия №3
Ермакова Елена Михайловна
Слайд 2
Имя основателя и отца русской литературы и поэзии
по праву принадлежит
этому великому человеку. Натура по
преимуществу практическая, он был рожден реформатором и основателем.
В. Г. Белинский
Слайд 3Почему Белинский назвал Ломоносова отцом русской поэзии?
Каков вклад М. В. Ломоносова
в развитие русского языка и литературы?
Слайд 5 Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.
Заложил
основы русского литературного языка.
Цель преобразований:
1) упорядочить письменную речь (деловую, научную, художественную);
2) Сделать книгу понятной широкому кругу читателей.
Слайд 6
Автор теории «трёх штилей».
Автор первой в России «Грамматики» и «Риторики»
Слайд 7
Разработал силлабо –тоническую (слог, ударение) систему стихосложения, предложенную В. Тредиаковским.
В «Письме
о правилах российского стихотворства» (1739) он доказал, что русский язык даёт возможность писать как двусложными, так и трёхсложными размерами.
Ямб _/ _
Хорей _/ _
Дактиль _/ _ _
Амфибрахий _ _/ _
Анапест _ _ _/
Слайд 8
Создатель русской торжественной оды.
Ода – (от греч. oide - песня) –
жанр лирики, торжественное стихотворение
восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.
Слайд 9Писались оды по строгим правилам:
посвящалась важным событиям;
выражался восторг автора;
тон торжественный, близкий
к ораторской речи;
использовались имена греческих богов и героев, сохранялась традиционная композиция: приступ, изложение, заключение.
Слайд 10 «Ода на день восшествия на Всероссийский престол
императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г ».
Портрет Елизаветы Петровны.
С гравюры Чемесова Е.П.
Слайд 11
Вступление.
Прославление тишины и её защитницы Елизаветы.
Главная часть. Величие России, её
процветание:
А) хвала щедротам Елизаветы;
Б) прославление Петра, наказ идти его дорогой;
В) прославление Родины, её богатств, необходимость их разработки;
Г) обращение к российской молодежи;
Д) прославление науки.
Заключение.
Обращение к Елизавете, традиционная благодарность за деяние на благо Родине.
Слайд 12Художественные особенности оды
усеченные формы слов («лира восхищенна», «главу венчанну», «Россию попранну»,
«Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);
славянизмы («хощет» - хочет, «тщание» - усердие, «зря меч в руках» - видя, «зиждет» - созидает, «сия» - это, «класы» — колосья, «зиждитель — Бог, «дщерь» — дочь, «воззри» — посмотри);
инверсия («где мерзлыми Борей крылами»), (Борей — северный ветер)
Слайд 13
риторических вопросов, восклицаний и обращений («Какая светлость окружает в толикой горести
Парнас?»; «О, ваши дни благословенны!»; «Но ах! жестокая судьбина!»
сравнения, метафоры и олицетворения (“Лена, как Нил, народы напояет”); «Вы, наглы вихри, не дерзайте, ренветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).
размер:
четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).
Слайд 14Нетрадиционное в оде
Расширяет тематику оды:
тема мира
тема Родины
тема науки
Слайд 15
Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том,
что нужно было для блага его Родины. Он хотел служить не чистой науке, а только Отечеству.
Н. Г. Чернышевский
Слайд 16Каков вклад М. В. Ломоносова в развитие русского языка и литературы?
Заложил
основы русского литературного языка.
Автор теории «трёх штилей».
Автор первой в России «Грамматики» и «Риторики».
Разработал силлабо –тоническую систему стихосложения.
Расширяет тематику оды.
Определил гражданственность поэзии.
Прославил Родину и науку.