Слайд 1Иллюстрации художника
Сергея Чайкуна
к
поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Слайд 2Биография Сергея Чайкуна
Родился в 1954 году в Москве.
В 1971 году после
окончания средней школы поступил в Московский Архитектурный институт.
В 1977 году закончил Московский Архитектурный институт.
Член МОСХ и Международного художественного фонда.
Сергей Чайкун известен как художник-иллюстратор, на счету которого больше 100 проиллюстрированных книг: Шекспир, Гоголь, Сартр, Фицджеральд, Гофман, Томас Манн, Андерсен и другие.
Слайд 3
Сергей Чайкун сотрудничал с известными московскими издательствами«АПН», «Правда»,
«АСТ», «Оникс», «Вагриус», популярными журналами в Москве и за рубежом.
Последние время работает с издательством «Vita Nova», по заказу которого он сделал цикл иллюстраций к произведениям Шекспира.
С 1991 года участвовал более чем в 20 престижных профессиональных художественных выставках в России и за рубежом.
Работы Сергея Чайкуна находятся в частных коллекциях и галереях России, Украины, Англии, США, Швейцарии, Испании, Германии, Японии.
Слайд 4
В 2009 году Чайкун создал иллюстрации
к подарочному изданию «Мертвых душ»
Гоголя, приуроченных к 200-летию
Н.В. Гоголя (по заказу Федерального
агентства по печати и массовым
коммуникациям РФ).
Это полноразмерные иллюстрации-картины, выполненные маслом на холсте (25 иллюстраций).
Слайд 5«Для меня Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Я «заболел» Гоголем
еще в школе... Позже, в студенческие годы, планомерно и жадно поглощая всего Гоголя, каждое его произведение, читанное и перечитанное, меня ошеломляло, как и при первом знакомстве».
(Сергей Чайкун об увлечении
Н.В. Гоголем)
Слайд 6Иллюстрации к поэме выполнены в классической манере с использованием приёмов сюрреализма
Слайд 7Что такое сюрреализм?
Сюрреализм как направление в искусстве сформировался в 20-х годах
XX века. Сюрреализм в живописи исследует подсознание человеческого разума и, соответственно, утверждает, что познать правду мира можно именно через подсознание, а не через логическое восприятие действительности.
Среди особенностей стиля сюрреализм выделяют следующие:
алогизм;
иррациональность;
переменчивость образов;
фантасмагоричность сюжетов;
парадоксальность сочетаний и форм;
использование символов.
Слайд 8На этой картине мы видим
Чичикова, сидящего в бричке, но видим
не прямо, а через колесо этой самой брички. Колесо символизирует замкнутость, невозможность что-либо изменить, бесконечность и повторяемость событий. Все это напрямую связано с Чичиковым, его судьбой, жизненным путём.
Слайд 10«В одной из лавочек помещался сбитенщик с самоваром из красной меди
и лицом таким же красным, как самовар».
Слайд 11«Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть губернский город».
Слайд 12Манилов Чичикову:
«А вот вы наконец и удостоили нас своим посещением.
Уж такое, право, доставили наслаждение».
Слайд 13Семейство Маниловых.
«Словом, они были то, что говорится, счастливы».
Слайд 14«На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы,
расставленные не без старания очень красивыми рядками».
Слайд 15«Манилов вынул бумагу, свёрнутую в трубочку и связанную розовою ленточкой.
Это что?
Мужички».
Слайд 16«Проснулся Чичиков уже довольно поздним утром в доме Коробочки».
Слайд 18«Коробочка видела, что дело, точно, выгодно, да только уж слишком новое
и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул её этот перекупщик».
Слайд 19-Вот на этом поле русаков такая гибель, что земли не видно;
я сам своими руками поймал одного за задние ноги. (Ноздрёв)
Слайд 20«Чичиков глядел очень внимательно на хорошенькую незнакомку. «Ведь если, положим ,
этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выдти очень, очень лакомый кусочек».
Слайд 21«Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу».
Слайд 22«Просто приятная дама и дама приятная во всех отношениях»
Слайд 23«Всё тащил к себе и складывал в кучу Плюшкин».
Слайд 24«Плюшкин принял деньги в обе руки и понёс их к бюро
с такою же осторожностью, как будто бы нёс какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её».
Слайд 25«Размер каков: генерал-аншеф и какой-нибудь капитан Копейкин! Девяносто рублей и нуль!»
Слайд 26«Главная досада была не на бал, а на то, что случилось
ему оборваться, что он вдруг оказался перед всеми бог знает в каком виде, что сыграл какую-то странную, двусмысленную роль».
Слайд 27«Чичиков имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в
чемодане всё уложено».
Слайд 28Чичиков сидел в своей бричке, катившейся по столбовой дороге
Слайд 29«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?
Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ?»
Слайд 32 Натэлла Войскунская,
искусствовед,
ответственный секретарь журнала
«Третьяковская галерея»
Живопись Сергея Чайкуна справедливо
трактуется критиками как сюрреалистическая. В своём творчестве художник как бы ставит себя на место писателя: каждое полотно становится рассказом или романом, написанным воображением художника, и каждая деталь порой играет роль отдельной главы, а композиция в целом создаёт интригу повествования. Это повествование притягивает зрителя, заставляет его душу и его зрение работать в попытке расшифровать значение образов-метафор, далеко не сразу осваивая язык художника, логику его мышления, душевный настрой и мелодику цвета.
Слайд 33Выставка Сергея Чайкуна в Доме Кино. Москва.
26 февраля 2016 года
Слайд 34Презентацию выполнил Фёдоров Максим,
ученик 9 класса
МОУ «Толмачёвская средняя школа»
Лужского района Ленинградской области