Слайд 1Презентация по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»
Подготовила: Нуждина Марина Петровна
учитель русского языка
и
литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 93 имени ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени "Куйбышевгидростроя"
Тольятти,2016г
Слайд 2А.И. Солженицына “Матренин двор”
Рассказ “Матрёнин двор” написан в 1959г., а опубликован
в 1964г. в журнале “Новый мир”. Первоначальное его название – “Не стоит село без праведника” – Солженицын, по совету Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на “Матрёнин двор”. Год действия в рассказе – 1956.
История создания рассказа
Слайд 3 Все мы жили рядом с ней и не поняли, что
есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.
А. И. Солженицын
Как же вы понимаете слова “Не стоит село без праведника”?
Слайд 4Автобиография рассказа
“Матрёнин двор” – произведение автобиографичное. Это рассказ Солженицына о ситуации,
в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать.
После реабилитации в 1957г. Солженицын некоторое время работал учителем математики, физики и астрономии во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой.
Рассказ “Матрёнин двор” выходит за рамки обычных оспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли “подлинно гениальным произведением”.
Слайд 5Героиня рассказа - Матрена Васильевна Григорьева.
Назовите черты характера главной героини, ее
отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.
Какие черты характера можно назвать главными в Матрене?
Какое отношение у нее было к людям? К богатству?
Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)
Слайд 6Один день из жизни Матрёны Васильевны
Слайд 7Какие черты характера отмечает Солженицын в образе Матрены Тимофеевны?
Матрена не похожа на односельчан. Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу. Она была отзывчивая, всем всегда и во всем помогала. "Не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев". Для нее не свойственно стремление к приукрашиванию. Ведь богатство, вещи портят прежде всего душу.
Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Богу, но для этого совсем не обязательно молится. "Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить.
Любовь и забота о ближнем, ее "доброе расположение духа" - все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.
Слайд 8Какие отношения сложились у Матрены с рассказчиком?
Автор признает,
что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.
И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.
Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
Слайд 9Прошлое Матрёны
За любимого Фаддея «без малого не вышла…
Война германская началась».
«Меня сам ни разику не бил… То есть бил таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»… Все мешки были мои, по пять пудов тяжестью не считала…»
Шесть детей, умерших во младенчестве.
«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь».
Слайд 10Отношение окружающих к Матрене
Родные почти не появлялись в
ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.
Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.
Слайд 11Ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни
Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, - не скрывает своего горя герой-рассказчик.
Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
Слайд 12В чем смысл слова “праведник”?
Праведник - это человек с
чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)
Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.)
1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2. Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.
Слайд 13Как вы понимаете завершающие слова рассказа?
Прочитаем завершающие слова
рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.” Эти слова возвращают к первоначальному названию – “Не стоит село без праведника” и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Матрёна пожертвовала жизнью ради спасения души Фаддея. Хотела спасти его душу от смертного греха – жадности, алчности. А он не смог преодолеть эту греховность, хотя шанс был предоставлен.
Но её ведь больше нет, стало быть, не стоит село без неё? И город? И вся земля наша?
Слайд 14Праведница Матрена – нравственный идеал писателя
Праведница Матрёна –
нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. “Матрёнин двор” – символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.
Слайд 15 Каждый из нас встречал необыкновенных людей, их не десятеро
и не сто на Россию, - это праведники, их видели, удивлялись им, пользовались их добром… - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину.
(А. И. Солженицын)