Презентация, доклад по литературе. Платонов А.П. Юшка

Содержание

1.Обучающие: - продолжить знакомство с писателем А. Платоновым, с его удивительной прозой; - совершенствовать умение анализа художественного произведения; - продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения. 2. Развивающие:

Слайд 1Андрей Платонович
Платонов (Климентов А.П.)

Платонов был писатель,
пожелавший разобраться

в самых сложных,
а значит, самых простых основах
человеческого бытия...
Вас. Гроссман

1899 – 1951

Андрей Платонович  Платонов (Климентов А.П.)  Платонов был писатель, пожелавший разобраться в самых сложных, а значит,

Слайд 21.Обучающие:
- продолжить знакомство с писателем А. Платоновым, с его удивительной

прозой;
- совершенствовать умение анализа художественного произведения;
- продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения.
2. Развивающие: - включать ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы;
- развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, видеть художественную деталь;
3.Воспитывающие:
- содействовать воспитанию внимательного и заботливого отношения учащихся к окружающим их людям.

Цель:

1.Обучающие: - продолжить знакомство с писателем А. Платоновым, с его удивительной  прозой; - совершенствовать умение анализа

Слайд 3 Родился Андрей Платонович 20 августа 1899 года в

Воронеже. Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем железнодорожных мастерских. О нём не раз писали губернские газеты как о талантливом самоучке-изобретателе. Мать была домохозяйкой.



Родился  Андрей Платонович  20 августа 1899 года  в Воронеже.  Отец

Слайд 4Учился Андрей в церковно-приходской школе, затем в городской. Семья была большая

(11 детей), а Андрей – старший, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) — нужно было поддерживать семью.


Первая проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922).
В 1918-1921 годах совмещает работу на железной дороге и учебу в Воронежском политехническом институте.

Учился Андрей в церковно-приходской школе, затем в городской. Семья была большая (11 детей), а Андрей – старший,

Слайд 5 В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная

звезда».
В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, он вынужден искать обходных путей — пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой «Ноев ковчег» (не закончена).
Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер (5 января 1951 года) от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.

В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда».   В последние годы

Слайд 6А. Платонов «Юшка»
Досадно мне, когда невинных
бьют.

В. Высоцкий
А. Платонов «Юшка»Досадно мне, когда  невинных бьют.

Слайд 7Побеждай
зло
добром…
Из Библии

Побеждай  зло  добром…Из  Библии

Слайд 8Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного

кузнеца. Он носил в кузницу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн… делал всякую другую работу, которую надо было делать»...

Кто такой Юшка?

Юшка был  «старый на вид человек.  Работал подручным помощником  у главного кузнеца.  Он

Слайд 9Слабый, жалкий, невзрачный, незаметный, кроткий, добрый,

умеет сострадать, сочувствовать, он побеждает зло

добром, живёт по законам Божьим…

Какой Юшка?

трудолюбивый, терпеливый, чуткий, бескорыстный, милосердный, человеколюбивый,

Слабый,  жалкий,  невзрачный,  незаметный,  кроткий, добрый,  умеет сострадать, сочувствовать, он побеждает

Слайд 10«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо

усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы»…

Глаза – зеркало души, а душа у Юшки плачет.


Какой Юшка? Какие у него глаза?

«Он был мал ростом и худ;  на сморщенном лице его,  вместо усов и бороды,

Слайд 11Где Юшка жил и чем питался?

«Юшка жил на квартире у хозяина

кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... у Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье – 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»

Какой Юшка?

Где Юшка жил и чем питался?«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его

Слайд 12В какой одежде он ходил?

«…Одежду носил долгие годы одну и ту

же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопчённых от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару»…

Какой Юшка?

В какой одежде он ходил?«…Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил

Слайд 13Как Юшка работал?

Он работал с утра до ночи. «Утром он шел

в кузницу. А вечером шёл обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шёл по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошёл, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться – вон Юшка уж спать пошел».

Какой Юшка?

Как Юшка работал?Он работал с утра до ночи.  «Утром он шел в кузницу. А вечером шёл

Слайд 14 «В июле или в августе месяце, Юшка надевал на плечи

котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки.

Что происходило летом?

«В июле или в августе месяце, Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из

Слайд 15Как
относился
Юшка
к
природе?

«Уйдя далеко, где

было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору деревьев и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

Как  относился  Юшка  к  природе?«Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал

Слайд 16Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки, работающие кузнечики издавали

в траве веселые звуки, поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».

Как
чувствовал
себя
Юшка
на
природе?

Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки, работающие кузнечики издавали в траве веселые звуки, поэтому на

Слайд 17Взаимоотношения Юшки с односельчанами: взрослыми и детьми.

Взаимоотношения Юшки с односельчанами:  взрослыми и детьми.

Слайд 18они…обижали его…
…их сердце наполнялось лютой

яростью…
…и тут же били его…
…приходили в ожесточение и били его ещё больше…
…и в этом зле забывали на время своё горе…

Взрослые и Юшка

Почему взрослые обижали Юшку?

Как они его называли?

Чем отвечал им Юшка?

Почему Юшка безропотно переносит издевательства односельчан?

Почему он их жалеет?

они…обижали его……их сердце       наполнялось лютой

Слайд 19 – Лучше бы ты умер, Юшка, – говорила хозяйская дочь.

– Зачем ты живёшь?
– Лучше бы ты умер, Юшка, – говорила  хозяйская дочь. – Зачем ты живёшь?

Слайд 20 – Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы

ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...

Взрослые и Юшка

– Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее

Слайд 21 И вот сначала хозяйская дочь, а потом и «веселый прохожий»

задают Юшке вопрос: «Зачем ты живёшь? Чего ты землю нашу топчешь?»
Впервые в жизни Юшка осерчал:
- А чего я тебе, чем всем вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

Взрослые и Юшка

Почему
в первый раз
осерчал Юшка?

Почему прохожий
с сильной злобой толкнул Юшку
в грудь?

Переживает ли прохожий за содеянное? 

И вот сначала хозяйская дочь, а потом и «веселый прохожий» задают Юшке вопрос: «Зачем ты живёшь?

Слайд 22 Все ли бездушны в деревне? 

Помер, – вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..
 
Все  ли  бездушны  в  деревне?  – Помер, –  вздохнул столяр. –

Слайд 23Дети и Юшка

Увидев тихо бредущего старого Юшку, дети переставали играть на улице и бежали за Юшкой и кричали:
– Вон Юшка идет! Вон Юшка!
Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
Дети     и     Юшка Увидев тихо бредущего старого Юшку, дети

Слайд 24переставали играть, бежали, кричали…
поднимали ветки и бросали…
снова окликали, бросали, трогали и

толкали……
опять толкали и кидали комья земли…
сильнее толкали,…кричали вокруг Юшки…
делали слишком больно…

ничего не отвечал и не обижался…
шёл тихо и не закрывал лицо…
шёл и молчал…
не трогал и не отвечал…
говорил…

Дети и Юшка

Что влечёт детей к Юшке?

Как Юшка отвечает на их жестокость?

Чем является зло для детей?

переставали играть, бежали, кричали…поднимали ветки и бросали…снова окликали, бросали, трогали и толкали……опять толкали и кидали комья земли…сильнее

Слайд 25«Дети терзали его».

Каким словом Платонов характеризует

действия детей?

Подберите синонимы к этому глаголу?

Мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.

Что означает слово «терзать»?

Терзать: 1 – разрывать на части; 2 – мучить нравственно. С.И. Ожегов

Дети и Юшка

«Дети терзали его». Каким словом  Платонов  характеризует  действия  детей? Подберите синонимы к этому

Слайд 26Настоящее имя Юшки – Ефим Дмитриевич. Не случайно Платонов своего героя

назвал Юшка и Ефим Дмитриевич.   Юшка – это кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. В народе говорят: «Ударь по носу – и юшка потечёт». Юшка – герой, это воплощение добра, утрата его губительна для людей. Со смертью Юшки «вся злоба и глумление остались среди людей и тратились между собой». Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный. Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богине земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращенные на плодотворной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.


Настоящее имя Юшки – Ефим Дмитриевич.  Не случайно Платонов своего героя назвал  Юшка и Ефим

Слайд 27 «Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить

людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».

Как люди жили после похорон Юшки?

«Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба

Слайд 28Викторина
Назовите настоящее имя главного героя (не прозвище).

Сколько лет главному герою?

Где

работал Юшка?

Узнайте героя: «...глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы»

Узнайте героя: «...большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами...»

ВикторинаНазовите настоящее имя главного героя  (не прозвище).Сколько лет главному герою?Где работал Юшка? Узнайте героя: «...глаза же

Слайд 29Викторина
Чем был болен Юшка?

Сколько лет работал Юшка у кузнеца?

Куда и зачем

уходил Юшка каждое лето?

На кого выучилась девочка – сирота?

Как называли девушку в городе, в котором она осталась работать?


ВикторинаЧем был болен Юшка?Сколько лет работал Юшка у кузнеца?Куда и зачем уходил Юшка каждое лето? На кого

Слайд 30 – Давайте подведём итог. Вы растёте, у вас вся

жизнь впереди. Независимо от того, какая профессия будет у вас, главное – не забывайте помогать друг другу, будьте внимательны к людям. Помните золотое правило морали: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Я думаю, каждый из вас может вспомнить своего «Юшку», то есть человека, которого вы обижали, дразнили, а может быть, просто не замечали, когда ему нужна была ваша помощь. Живите так, чтобы рядом с вами было интересно, чтобы можно было довериться вам в трудную минуту. А у тех, кого вы ненароком обидели, попросите хотя бы мысленно прощения…

 

Вывод

– Давайте  подведём итог. Вы растёте, у вас вся жизнь впереди. Независимо от того,

Слайд 31Побеждай
зло
добром…
Из Библии

Побеждай  зло  добром…Из  Библии

Слайд 32А.Яшин
Мне с отчимом невесело жилось, Всё ж он меня растил — И оттого Порой

жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слёг и тихо умирал, – Рассказывает мать, – День ото дня Всё чаще вспоминал меня и ждал: «Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном Я говорил: мол, так её люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом, Много обещал… В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог — Купить воз хлеба, дом срубить бы мог. Нет отчима, И бабка умерла… Спешите делать добрые дела!

А.ЯшинМне с отчимом невесело жилось, Всё ж он меня растил — И оттого Порой жалею, что не

Слайд 33СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА !

СПЕШИТЕ  ДЕЛАТЬ  ДОБРЫЕ ДЕЛА !

Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ !

Слайд 35Презентацию подготовила Казыханова Гульнур Магафуровна учитель русского языка и литературы МКОУ «Манильская средняя школа» Камчатский

край
Презентацию подготовила Казыханова Гульнур Магафуровна учитель русского языка и литературы МКОУ «Манильская средняя школа» Камчатский край

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть