Слайд 2Загадка названия
Варианты заглавия: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки»,
взятое из стихотворения А.Блока «Вербная суббота», «Опыт русского Фауста»,
«Из неопубликованных бумаг семьи Живаго», «Нормы русского благородства»,
«Зимний воздух»,
«Живые, мертвые и воскресающие»,
«Свеча горела».
В 1948 появилось окончательное название «Доктор Живаго».
Слайд 3Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать
ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий.
Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, так как в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.
Слайд 4Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён
на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».
Слайд 5На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза
писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю.
«Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.
Слайд 7Нобелевская премия.
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за
мною шум погони,
Мне на волю хода нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959 г.
Слайд 8Вся эта история подкосила писателя.
30 мая 1960 года Пастернака не
стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания.
Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей ?
Слайд 10Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16
частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней , 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.
Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.
Слайд 12Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго?
Первоначально герой с восторгом
принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.
Слайд 16Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны ?
В Гражданскую войну
Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.
Слайд 17Рождество 1911 года
«Зимняя ночь» - первый поэтический опыт Юрия Живаго
«Юра
обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.» («Доктор Живаго» ч. 3.)
Слайд 18«А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая!»
«Свет полного месяца
стягивал снежную поляну осязательной вязкостью яичного белка или клеевых белил. Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание». («Доктор Живаго» ч. 7)
Слайд 19Чем привлекает герой романа Юрий Живаго?
Герой Пастернака, Юрий Живаго , привлекает
открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.
Слайд 25Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в
далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронести.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
1946 г.
Слайд 28С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает одно
и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение.
Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.
Слайд 29
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
Как
летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени.
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел. Два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
З и м н я я н о ч ь
Слайд 30Символика стихотворения «Зимняя ночь»
Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно.
С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку.
Свеча в стихотворении – это конкретно-изобразительный образ: свеча, пламя, озаренный потолок, ночник, на свечку дуло. В контексте стихотворения образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни.
Слайд 31«Свеча горела на столе. Свеча горела…»
«Зимняя ночь» - это стихотворение о
любви двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки «метелям» жизни.