Слайд 1Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях Маяковского
Слайд 2“Сатира - это взгляд на мир через увеличительное стекло”
В. В.
Маяковский
Сатирические произведения Маяковский начал писать ещё до революции.
Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”
В него вошли стихи и отрывки из поэм, частушки и эпиграммы, зарисовки и фельетоны, в которых гневная сатира сочетается с веселым юмором, едкая и злая насмешка с героической патетикой и лирической задушевностью.
Слайд 3Сатира Маяковского многообразна в жанровом отношении. От весьма своеобразного сатирического «гимна»
в дореволюционной поэзии он пришел к веселой остроумной карикатуре с присущей ей тенденцией к сатирическому образу-маске, широкому использованию гиперболы в поэзии послереволюционной.
Слайд 4
Огромную силу воздействия имели в годы гражданской войны “Окна РОСТа”.
За 28
месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны.
Слайд 5
Гротескно-сатирическая фантастика была возрождена Маяковским, использовавшим ее для обличения отмирающего,
загнивающего капиталистического мира и пережитков прошлого в стране строящегося социализма.
Гротеском Маяковский срывал с социальных явлений их внешние покровы, украшающую их маску и обнажал их сущность, давал им резкую критическую оценку.
Фантастика у Маяковского — это чаще всего развернувшаяся в сюжет метафора, гипербола.
Наглядным примером может служить стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся» с неустанно заседающими и «разрывающимися на части» бюрократами.
Слайд 6Почему НЭП вызвал прилив творческих сил Маяковского?
«Прозаседавшиеся»
В чём состоит смысл названия
стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
Заглавие – «Прозаседавшиеся»
Приставка ПРО и частица СЯ придают всему слову иронический оттенок, подчёркивают распространённость и одновременно полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни. (Проворовавшиеся, прозевавшие…)
Слайд 7Какие средства использует поэт для сатирического обличения бюрократии в стихотворении «Прозаседавшиеся»?
Как
меняется эмоциональное состояние лирического героя по мере развития сюжета стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
Остаётся ли у читателей впечатление, что происходит что-то странное, не встречающееся в жизни?
Маяковский видел опасность бюрократизма, который оборачивается бездушием.
Слайд 8«О дряни»
Маяковский в промежутке между 1920-1921 годами,
пишет одно из своих замечательнейших стихотворений– «О дряни».
Тема обличения мещанства, которое «вылезло из-за спины РСФСР», стала основной для произведения.
Хорошо устроившиеся и процветающие в новой советской жизни мещане виделись Маяковскому поражением сторонников революции
Слайд 9
Начинается произведение с резкого
противопоставления.
Первые строки, звучащие как: «Слава, Слава, Слава героям!», продолжаются абсолютно контрастными: «Теперь поговорим о дряни».
Но кто же эта «дрянь»? Ей оказывается «мещанское сословие», которое не просто выжило во время революции, но и отлично приспособилось к новой жизни, обзаведясь «уютными кабинетами и спаленками».
Экспрессией и нотами возмущения отличается любой анализ Маяковского. «О дряни» не стало исключением и вобрало в себя все негодование и протест поэта.
Изображение быта в стихотворении не способ обличения, а отражение политических идеалов и ценностей мещанского сословия.
Слайд 10Пьесы Маяковского:
«Клоп»
«Баня»
«Мистерия-Буфф»
Их драматургию в целом отличала романтическая трактовка революционных событий, сочетание
трагедии с социальным оптимизмом.
Слайд 11Пьеса «Клоп»
В пьесе “Клоп” 1928 года поэт объявляет непримиримую войну мещанству
во всех его проявлениях.
Слайд 12Пьеса «Баня».
«А чтоб смешнее было, а второе, разве мало бюрократов, и
разве это не драма нашего Союза? Смешно – да, как в цирке, но то, над чем смеемся, - драма нашей жизни, ее уродство»
(В.В. Маяковский)
Слайд 13Основная тема пьесы — борьба против бюрократизма, пошлости, подхалимства и других
пороков, унаследованных от старого мира.
Маяковский вывел в "Бане" сатирические образы бюрократов, засевших в учреждениях.
Победоносиков — главный бюрократ, чванливый и глупый, представляющий себя, "ответственным государственным деятелем". Его понятия лишены реальности; он много говорит, но ничего не делает. Образ Победоносикова дополняется такими же бюрократами, как Оптимистенко, Мезальянсова, Иван Иваныч. У них у всех ограниченное мышление, они становятся на пути тех, кто стремится к новому.
Максим Штраух в роли Победоносикова.
Слайд 14Велосипедкин - А. Миронов.
Другие персонажи пьесы, такие как изобретатель Чудаков,
Велосипедкин хотят людям добра. Чудаков говорит о "машине времени":
"С моей машиной ты можешь взвихрить растянутые тягучие годы горя, втянуть голову в плечи, и над тобой, не задевая и не роняя, сто раз в минуту будет проноситься снаряд солнца, приканчивая черные дни".
Слайд 15 Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе, представляется как
античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей способностью заражать общество.
Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе боевой наступательный характер.
Слайд 16Мистерия-Буфф
"Революция расплавила все, - нет никаких законченных рисунков, не может быть
и законченной пьесы". Ощущая "неоформленность" времени, его "двуличие", поэт записал: "Мистерия - великое в революции, буфф - смешное в ней"
Слайд 17Поэт верил в идеалы революции и возлагал на нее большие надежды.
Эта
же вера от лица нового класса прозвучала в пьесе "Мистерия-буфф". Когда семь пар нечистых оказываются перед "дверью" будущего, машинист провозглашает:
«Сегодня
это лишь бутафорские двери,
а завтра
былью сменится театральный сор.
Мы это знаем.
Мы в это верим».
Слайд 18"В будущем все играющие, ставящие, читающие, печатающие "Мистерию-буфф", меняйте содержание, -
делайте содержание ее современным, сегодняшним, сиюминутным«
(В.В.Маяковский)
Актуальными для современной России представляются строки из этой пьесы:
«Обещали и делим поровну:
одному - бублик,
другому - дырку от бублика.»
Это и есть демократическая республика
Слайд 19Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и
бюрократизма, реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение органически включать в развитие, действия фантастику. Сила обобщения и мастерство, присущие пьесам Маяковского, проверены временем.
Слайд 20«Я – поэт. Этим и интересен».
В.В.Маяковский
Некоторые ранние высказывания Маяковского служили достаточно веским основанием для упрека в неуважении к классикам, в частности к Пушкину.
Однако уже тогда в одном из журналов можно было прочесть: «Маяковский... сознался, что Пушкина читает по ночам и оттого его ругает, что, может быть, сильно любит».
И в «Юбилейном» Маяковский встречается с Пушкиным как с другом, делится с ним самым сокровенным, говорит с ним о самом главном.
Слайд 21
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
Дайте руку!
Вот грудная клетка.
Слушайте,
уже не стук, а стон;
тревожусь я о нем,
в щенка смирённом львенке.
Я никогда не знал,
что столько
тысяч тонн
в моей
позорно легкомыслой головенке.
«Юбилейное»
Слайд 22 «Юбилейное»
Вот —
пустили сплетню,
тешат душу ею.
Александр Сергеич,
да не слушайте ж вы их!
Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
Слайд 23 «Юбилейное»
Мне
при
жизни
с вами
сговориться б надо.
Скоро вот
и я
умру
и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ.
Слайд 24«ЮБИЛЕЙНОЕ»
Кто меж нами?
с кем велите знаться?!
Чересчур
страна
моя
поэтами нища.
Между нами
— вот беда —
позатесался Надсон.
Мы попросим,
чтоб его
куда-нибудь
на Ща!
Слайд 25«ЮБИЛЕЙНОЕ»
А Некрасов
Коля,
сын покойного Алеши,—
он и в карты,
он и в стих,
и так
неплох на вид.
Знаете его?
вот он
мужик хороший.
Этот
нам компания —
пускай стоит.
Слайд 26
«ЮБИЛЕЙНОЕ»
Правда,
есть
у нас
Асеев
Колька.
Этот может.
Хватка у него
моя.
Но ведь надо
заработать сколько!
Маленькая,
но семья.
Слайд 27 «Юбилейное»
Хорошо
у нас
в Стране Советов.
Можно жить,
работать можно дружно.
Только вот
поэтов,
к сожаленью, нету —
впрочем, может,
это и не нужно.
Слайд 28
«ЮБИЛЕЙНОЕ»
Ну, пора:
рассвет
лучища выкалил.
Как бы
милиционер
разыскивать не стал.
На Тверском бульваре
очень к вам привыкли.
Ну, давайте,
подсажу
на пьедестал.
Слайд 29
«ЮБИЛЕЙНОЕ»
Мне бы
памятник при жизни
полагается по чину.
Заложил бы
динамиту
— ну-ка,
дрызнь!
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
1924
Слайд 30
Гротескно-сатирическая фантастика была возрождена Маяковским, использовавшим ее для обличения отмирающего,
загнивающего капиталистического мира и пережитков прошлого в стране строящегося социализма.
Гротеском Маяковский срывал с социальных явлений их внешние покровы, украшающую их маску и обнажал их сущность, давал им резкую критическую оценку.
Фантастика у Маяковского — это чаще всего развернувшаяся в сюжет метафора, гипербола.
Слайд 31Сходство и различие русской сатиры и сатиры Маяковского
Сходство
Мертвая душа обывателя и
бюрократа,
заострение образа, гротеск,
сатирическая точность словесной детали, меткость.
Различие
В 19 в. – трагическая безысходность, неверие, эзопов язык –
у Маяковского – оптимизм,
сплетение будничного и невероятного.
Маяковский – активный участник политических событий
Слайд 32
Сатира Маяковского — один из важных составных элементов его
поэзии.
Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.