Презентация, доклад по литературе Образ Петра и Родины в Полтаве

Содержание

Как историк, Пушкин считал необходимым воскресить минувшие века, вновь и вновь возвращаясь к истории. Свидетельство тому – поэмы гения.Образ Петра Великого вызвал живой интерес у поэта. Загадка личности царя-реформатора, талантливого полководца, одаренного публициста, великого кораблестроителя волновала

Слайд 1Образ Петра и тема Родины в поэме А.С. Пушкина «Полтава».
Полтавская битва

есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага;
утвердила русское владычество на юге;
обеспечила новые заведения на севере,
доказала государству успех и необходимость преобразований, совершаемых царем.
А.С.Пушкин.
Образ Петра и тема Родины в поэме А.С. Пушкина «Полтава».Полтавская битва есть одно из самых важных и

Слайд 2Как историк, Пушкин считал необходимым воскресить минувшие века, вновь и вновь

возвращаясь к истории. Свидетельство тому – поэмы гения.
Образ Петра Великого вызвал живой интерес у поэта. Загадка личности царя-реформатора, талантливого полководца, одаренного публициста, великого кораблестроителя волновала Пушкина на протяжении всей его жизни.

Л. Каравакк. Пётр I.

Как историк, Пушкин считал необходимым воскресить минувшие века, вновь и вновь возвращаясь к истории. Свидетельство тому –

Слайд 3Рубеж XVII–XVIII веков являлся важной страницей в истории России. Этот период

оставил глубокий след в экономике, быту, церковных делах, в науке, в искусстве. Все эти преобразования связаны с именем Петра I. Талантливый полководец, одаренный публицист, законодатель, великий кораблестроитель, он был жестоким и милосердным, расточительным и тщательно подсчитывающим.
В 1703 году Петр решает построить город Петербург, в который он перенесет столицу из Москвы. Однако строить город было очень тяжело из-за болотистой местности. Каждый год там работало до 40 000 человек. Но город этот принес огромную пользу стране, так как это был выход в Балтийское море.
Поэты и писатели того времени (XVIII века) в своих произведениях восхваляли великого императора, подчеркивали значимость его деяний, акцентировали его любовь к России и к своим подданным

Почему личность Петра Великого вызывала такой интерес не только Пушкина, но и многих поэтов и писателей?

Рубеж XVII–XVIII веков являлся важной страницей в истории России. Этот период оставил глубокий след в экономике, быту,

Слайд 4Первые наброски поэмы «Полтава» Пушкин сделал весной 1828 года. Но основная

ее часть была написана в Петербурге осенью 1828 года.

История создания поэмы «Полтава»

М. В. Юзефович так писал о Пушкине во время работы над «Полтавой»:

«Это было в Петербурге... Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой.... Таким образом, слагались у него сотни стихов в сутки...»

Первые наброски поэмы «Полтава» Пушкин сделал весной 1828 года. Но основная ее часть была написана в Петербурге

Слайд 6Исторические реалии и их отражение в поэме
Карл...шёл на древнюю Москву
Мазепа...оставался

послушным подданным Петра
Уходит Розен.., сдается Шлипенбах
Птенцы гнезда Петрова: Шереметев, и Брюс, и Репнин, и счастья баловень безродный полудержавный властелин
И грянул бой! Полтавский бой

Карл XII отказался от похода на Москву и двинулся на Украину
Мазепа предал Петра и перешёл на сторону Карла XII
3000 пленных шведов. Среди них все генералы
Руководил войсками сам Петр
Полководцы и соратники Петра
Перестала существовать «непобедимая армия» Карла XII

Исторические реалии и их отражение в поэмеКарл...шёл на древнюю Москву Мазепа...оставался послушным подданным Петра Уходит Розен.., сдается

Слайд 9Стратегия полтавского боя
Внезапный удар шведов
Кавалерия Меньшикова – победа
Пехотная атака шведов –

безрезультатная
Артиллерия русских войск
Штыковая атака русских войск
Бегство шведов

Стратегия полтавского бояВнезапный удар шведовКавалерия Меньшикова – победаПехотная атака шведов – безрезультатнаяАртиллерия русских войскШтыковая атака русских войскБегство

Слайд 14М.В.Ломоносов.
Полтавская баталия.
Мозаика.
И он промчался пред полками,
Могущ и

радостен как бой.
М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.И он промчался пред полками,Могущ и радостен как бой.

Слайд 15Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим).

Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт

Слайд 16Образ Петра I
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он

прекрасен.
Он весь, как Божия гроза.

Пирует Петр. И горд и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен...
...пленников ласкает,
...кубок подымает.

Образ Петра IВыходит Петр. Его глазаСияют. Лик его ужасен.Движенья быстры. Он прекрасен.Он весь, как Божия гроза.Пирует Петр.

Слайд 291. Составьте план фрагмента «Полтавский бой»
Начало боя.
Появление Петра.
Передышка в

бою.
Образы Петра и Карла.
Битва в разгаре.
Победа.
Пир Петра.

Подберите цитаты к каждому пункту.

План, состоящий из цитат, называется цитатным планом

1. Составьте план фрагмента «Полтавский бой»Начало боя. Появление Петра. Передышка в бою. Образы Петра и Карла. Битва

Слайд 30Сцены Полтавского боя
1.Подумайте, как достигает поэт изображения стремительности Полтавского боя.

2.Закончите

высказывания, приведите примеры из текста:

А) Полтавский бой изображён в поэме стремительным, динамичным, напряжённым с помощью…

Б) Картины сражения быстро меняются, такое впечатление создаётся благодаря использованию автором …

Г) Поэт сам испытывает волнение, торжественность речи придают…

В) Сражение, изображённое в поэме, можно «услышать» благодаря приёму…

аллитерации

Сцены Полтавского боя 1.Подумайте, как достигает поэт изображения стремительности Полтавского боя.2.Закончите высказывания, приведите примеры из текста: А)

Слайд 31Горит восток зарею новой
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами

всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.

Найдите метафоры (объясните их значение), эпитеты, старославянизмы в тексте поэмы. Определите их роль в данном фрагменте.

Горит восток зарею новойУж на равнине, по холмамГрохочут пушки. Дым багровыйКругами всходит к небесамНавстречу утренним лучам.Полки ряды

Слайд 32ПЕРИФРАЗ, или ПЕРИФРАЗА [греч. perífrasis] — синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене

однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением. Школьная и классическая стилистика различает несколько типов П.: I. Как фигуру грамматическую: а) свойство предмета берется как управляющее слово, название же предмета берется как слово управляемое: "Поэт бывало тешил ханов стихов гремучим жемчугом" (перифраз слова "стихами"); б) глагол заменяется существительным, образованным от той же основы с другим (вспомогательным) глаголом: "совершается обмен" вместо "обменивается". II. Как фигуру стилистическую: в) название предмета заменяется описательным выражением, являющимся развернутым тропом (метафорой, метонимией и т. п.): "пришли мне, выражаясь языком Делиля, витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, т. е. штопор" (письмо Пушкина к брату).
ПЕРИФРАЗ, или ПЕРИФРАЗА [греч. perífrasis] — синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным

Слайд 33Горит восток зарею новой
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами

всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.

ПЕРИФРАЗ ?..

Горит восток зарею новойУж на равнине, по холмамГрохочут пушки. Дым багровыйКругами всходит к небесамНавстречу утренним лучам.Полки ряды

Слайд 34
Образы
Петра I и Карла XII
Сопоставьте образы полководцев; используя цитаты,

составьте сравнительную таблицу.
Образы Петра I и Карла XII Сопоставьте образы полководцев; используя цитаты,  составьте сравнительную таблицу.

Слайд 35
Образы Петра I и Карла XII
в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
Сравнительная

таблица

Образы Петра I и Карла XII  в поэме А.С.Пушкина «Полтава»Сравнительная таблица

Слайд 39Сделайте выводы
Какими изображены Пётр и Карл в поэме
Каково отношение автора

к героям

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.
Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Автор любуется, восхищается Петром, отмечает слабость Карла.
Автор - истинный патриот, его переполняет чувство гордости за императора, за державу,

Сделайте выводыКакими изображены Пётр  и Карл в поэмеКаково отношение автора к героямПетр I уверен в своих

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть