Презентация, доклад по литературе о творчестве М. И. Цветаевой

Содержание

Красною кистью рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

Слайд 1«Если душа родилась крылатой»
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

М. Цветаева

08 октября 1892 —
31 августа 1941

«Если душа родилась крылатой»Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Слайд 2Красною кистью рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и

доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
Красною кистью  рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

Слайд 3Ее отец Иван Цветаев — доктор римской словесности, историк искусства, почетный член многих

университетов и научных обществ, директор Румянцевского музея, основатель Музея изящных искусств (ныне — Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина). Мать Мария Мейн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности делать сольную карьеру, она вкладывала всю энергию в то, чтобы вырастить музыкантов из своих детей — Марины и Анастасии.
Ее отец Иван Цветаев — доктор римской словесности,  историк искусства, почетный член многих университетов и научных обществ, директор

Слайд 4«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только

я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке… Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
(Из воспоминаний М.Цветаевой)

1892 - 1941

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере,

Слайд 5(От латинского ) – морская. Есть в имени что-то притягательное, по

совей энергетике напоминающее то ли набегающую волну прибоя, то ли пружину, готовую вот-вот разжаться.
Рано или поздно Марина проявляет силу своего своенравного характера. При этом в поведении чаще всего преобладает некоторая порывистость.
(Из книги «Тайна имени» авторов Дмитрия и Надежды Зима).

Марина

(От латинского ) – морская. Есть в имени что-то притягательное, по совей энергетике напоминающее то ли набегающую

Слайд 6Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и

сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… -В купели морской крещена – и в полете Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? – Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной воскресаю! Да здравствует пена – веселая пена – Высокая пена морская!
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена,

Слайд 7Марина Цветаева была небольшого роста со строгой осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное

лицо, глаза… зеленые, цвета винограда.


Марина Цветаева была небольшого роста со строгой осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза… зеленые, цвета винограда.

Слайд 8Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам – глаза,

Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза!
Была бы бабою простой –
Всегда б платили за постой –
Все эти же – веселые –
Зеленые глаза…

Глаза (отрывок)

Привычные к степям - глаза,  Привычные к слезам – глаза,  Зеленые – соленые –

Слайд 9«Стихи читала не намеренно, а как бы на большую аудиторию. Читала

темпераментно… никогда не опуская концы строк; самое сложное мгновенно прояснялось в ее исполнении. Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе». Ариадна Эфрон (дочь Цветаевой).
«Стихи читала не намеренно, а как бы на большую аудиторию. Читала темпераментно… никогда не опуская концы строк;

Слайд 10«Если было вдохновение, писала основное, двигала вперед замысел, часто с быстротой

поразительной; если же находилась в состоянии только сосредоточенности, делала черную работу поэзии, ища то самое слово – понятие, определение, рифму, отсекая от уже готового текста то, что считала длиннотами и приблизительностями. Добиваясь точности, единства смысла и звучания, страницу за страницей исписывала столбцами рифм, десятками вариантами строф». (Ариадна Эфрон).

После смерти матери интерес к музыке постепенно угасает, но появляется новое увлечение - стихи и книги. Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском языках.

«Если было вдохновение, писала основное, двигала вперед замысел, часто с быстротой поразительной; если же находилась в состоянии

Слайд 111910 год – сборник «Вечерний альбом».
В этом сборнике она определила

свое жизненное кредо – утверждение собственной непохожести и самодостаточности, обеспеченных глубиной души.
«Здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии, так что эта книга не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».
(Николай Гумилев).
«В ней слышится биение настоящей, не книжной жизни». (В. Нарбут).

Ни у кого не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»!

1910 год – сборник «Вечерний альбом». В этом сборнике она определила свое жизненное кредо – утверждение собственной

Слайд 12К вам душа так радостно влекома! О, какая веет благодать От страниц Вечернего

Альбома! (Почему альбом, а не тетрадь?)… Кто вам дал такую ясность красок? Кто вам дал такую точность слов, Смелость все сказать от детских ласок До весенних новолунных снов? Ваша книга – это весть оттуда, Утренняя благостная весть. Я давно уж не приемлю чуда, Но как сладко слышать: чудо – есть! (Максимилиан Волошин – поэт и критик).
К вам душа так радостно влекома! О, какая веет благодать От страниц Вечернего Альбома! (Почему альбом, а

Слайд 13 Надпись в альбом.

Пусть

я лишь стих в твоем альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их не мало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник….
Ты вспомнишь все…
Ты сдержишь крик…
Пусть я лишь стих в твоем альбоме!


В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Надпись в альбом.     Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Слайд 14В доме Волошина М.Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.
Я с вызовом

ношу его кольцо!
Да, в Вечности – жена,
Не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

В доме Волошина М.Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.Я с вызовом ношу его кольцо!Да, в Вечности –

Слайд 151912 «Волшебный фонарь».
1913 «Из двух книг».
1921-1922 – две книги «Версты»

1912 «Волшебный фонарь».1913 «Из двух книг».1921-1922 – две книги «Версты»

Слайд 16«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да».
Один из центральных

конфликтов – конфликт Человеческого и пошлого.
Стремление к гармонии, примирению от поединка.
Расчет на диалог с читателем.
Намеренная постановка, вопреки правилам грамматики, знака тире. Он выделяет особо значимое слово, создает смысловую и психологическую паузу.
Обнаруживает внутренний смысл и форму.
Проблема переноса.
Лексический контраст.
Инверсии, патетические обращения, восклицания.


Особенности поэтической речи Цветаевой.

«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да».Один из центральных конфликтов – конфликт Человеческого и пошлого.Стремление

Слайд 17Кача – «живет с сестрой» - ются – «убил отца!» Качаются – тщетой Накачиваются.

Кача – «живет с сестрой» - ются – «убил отца!» Качаются – тщетой Накачиваются.

Слайд 18Тема любви.
Московская тема. О родине.
Тема смерти.
Тема поэта и поэзии
О Пушкине и

поэтах-современниках.


Основные мотивы творчества.

Тема любви.Московская тема. О родине.Тема смерти.Тема поэта и поэзииО Пушкине и поэтах-современниках.Основные мотивы творчества.

Слайд 19Важнейший мотив – отчуждение родных душ, мотив «невстречи»
« Не суждено, чтобы

сильный с сильным
Соединились в мире сем».
Лейтмотив – тема судьбы, разделяющей людей, предназначенных друг для друга.

Любовная лирика.

Важнейший мотив – отчуждение родных душ, мотив «невстречи»« Не суждено, чтобы сильный с сильным Соединились в мире

Слайд 20Утверждение собственного достоинства соотносится с судьбой города.
Одушевление города.
Любовь к родному городу.
Московская

тема
Утверждение собственного достоинства соотносится с судьбой города.Одушевление города.Любовь к родному городу.Московская тема

Слайд 21«Всю жизнь у Цветаевой был роман со смертью». (А.Саакянц).
Интерес к смерти

– попытки «прорыва» к иному миру, попытки разгадать его.
Любовь к жизни и невозможность с ней расстаться.
Смерть – рождение в мир духовный, начало инобытия.

Тема смерти

«Всю жизнь у Цветаевой был роман со смертью». (А.Саакянц).Интерес к смерти – попытки «прорыва» к иному миру,

Слайд 22Мысль о творческом бессмертии в противовес смерти.
Высокое предназначение художника.
Поэт – высшее

проявление человечности.
Путь поэта – путь избранничества и обреченности.
Труд поэта – служение, исполненное высочайшего смысла, озаренное божественным огнем.
Поэт – воин и защитник, стоящий на страже подлинных ценностей. В поисках жизни платит своей жизнью за познание ее.

Тема поэта и поэзии.

Мысль о творческом бессмертии в противовес смерти.Высокое предназначение художника.Поэт – высшее проявление человечности.Путь поэта – путь избранничества

Слайд 23«Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили.

Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета…»
Цветаева посвятила А.С. Пушкину цикл стихотворений «Стихи Пушкину».

О Пушкине.

«Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин –

Слайд 24Был поэтическим кумиром Цветаевой. Она видела его дважды, во время выступлений

в Москве 9 и 14 мая 1920 года. Свое поклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю жизнь.

Александр Блок

Был поэтическим кумиром Цветаевой. Она видела его дважды, во время выступлений в Москве 9 и 14 мая

Слайд 25 Маяковскому
Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел –тяжелоступ –
Здорово

в веках, Владимир!..

Цветаева была знакома со многими поэтами-современниками. Восхищалась поэзией В. Брюсова и Б. Пастернака, любила читать В. Маяковского и А. Ахматову.

МаяковскомуПревыше крестов и труб,Крещенный в огне и дыме,Архангел –тяжелоступ –Здорово в веках, Владимир!..Цветаева была знакома со

Слайд 261922 год Марина с дочерью Ариадной уезжает к мужу за границу,

оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Эмиграция встретила ее как единомышленницу. Но затем все изменилось. Цветаеву перестали печатать.
«Мой читатель остается в России, куда мои стихи… не доходят…»

Отношение к революции

1922 год Марина с дочерью Ариадной уезжает к мужу за границу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Эмиграция

Слайд 27«Что это было?»
«Была братоубийственная и самоубийственная война… было незнание, непонимание

нами народа…!
(С. Эфрон)

Цикл стихов «Лебединый стан» - о белом движении, о несправедливости судьбы.

«Что это было?» «Была братоубийственная и самоубийственная война… было незнание, непонимание нами народа…!

Слайд 28 Тоска по родине! Давно! Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно – Где –совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма…
Тоска по родине! Давно!    Разоблаченная морока!    Мне совершенно все

Слайд 29Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится… Друг! Дожди за моим

окном, Беды и блажи на сердце… Ты в погудке дождей и бед – То ж, что Гомер в гекзаметре. Дай мне руку – на весь тот свет! Здесь – мои обе заняты. (Стихотворение, обращенное к Борису Пастернаку).
Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится… Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи

Слайд 30Жила в Елабуге, постоянная тревога за жизнь близких.
Одиночество
Состояние депрессии.
31 августа 1941

года – покончила с собой.
Дочь Ариадна арестована и 16 лет провела в лагерях.
Муж Сергей Эфрон был расстрелян.
Сын Георгий погиб в Белоруссии.

1939 год – возвращение на родную землю.

Жила в Елабуге, постоянная тревога за жизнь близких.ОдиночествоСостояние депрессии.31 августа 1941 года – покончила с собой.Дочь Ариадна

Слайд 31В Москве, в переулке старинном, Росла я, не зная тогда, Что здесь восходила

Марина – Российского неба звезда. А после, в гремящей траншее, Когда полыхала земля, Не знала, что смуглую шею Тугая стянула петля. Не знала, что вновь из тумана Взойдет – и уже навсегда – Сгоревшая жутко и странно Российского неба звезда. ( Ю. Друнина.)
В Москве, в переулке старинном, Росла я, не зная тогда, Что здесь восходила Марина – Российского неба

Слайд 32Стихи.
17 поэм
Размышления
Философские этюды
Стихотворные драмы.

Марина Цветаева – поэт «предельной правды чувств». Она

со своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию. (Вс. Рождественский).
Стихи.17 поэмРазмышленияФилософские этюдыСтихотворные драмы.Марина Цветаева – поэт «предельной правды чувств». Она со своей «не просто сложившейся судьбой,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть