Презентация, доклад по литературе. Н.В. Гоголь. Повесть Нос. 10 класс.

Н.В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись. А.С. Пушкин. Примечание к повести

Слайд 1Н.В. Гоголь. Повесть “Нос“. «ЧЕПУХА СОВЕРШЕННАЯ ДЕЛАЕТСЯ НА СВЕТЕ…»


Соотношение реальности и

фантастики, внешнего и внутреннего, чина и человека. Особенности стиля Н.В. Гоголя


Н.В. Гоголь. Повесть “Нос“.  «ЧЕПУХА СОВЕРШЕННАЯ ДЕЛАЕТСЯ НА СВЕТЕ…» Соотношение реальности и фантастики, внешнего и внутреннего,

Слайд 2 Н.В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли

в ней так много неожиданного, фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись.
А.С. Пушкин. Примечание к повести «Нос»

Страшно не то, что извне, а то, что изнутри». «Сердечная пустыня» разрушает человека…
Н.В. Гоголь





Н.В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического,

Слайд 3Работа в группах. Как переплетаются реальное и фантастическое в повести «Нос»?
I

группа. Отметьте фантастические события, факты, описания, изображённые в повести.
II группа. Отметьте реальные события, факты, описания, изображённые в повести.
III группа. Какие приметы времени (в архитектуре, одежде, названиях улиц и мостов, в названиях должностей и учреждений) обнаруживаются в повести?

Работа в группах.  Как переплетаются реальное и фантастическое в повести «Нос»? I группа. Отметьте фантастические события,

Слайд 4Результаты наблюдений

Результаты наблюдений

Слайд 5Результаты наблюдений

Результаты наблюдений

Слайд 6Вывод:


У Гоголя в гротесковых формах происходит извлечение необыкновенного из обыкновенного,

герои становятся не теми, кем до сих пор были.
( И.Золотусский)
Вывод: У Гоголя  в гротесковых формах происходит извлечение необыкновенного из обыкновенного, герои становятся не теми, кем

Слайд 7Майор Ковалев
Ковалёв- это говорящая фамилия.
Коваль (укр.) — кузнец, Ковалёв в

русском варианте — Кузнецов.,одна из самых распространённых фамилий. Значит, майор Ковалёв — типичный представитель массы.

«Он принадлежит к тем, кто с головы до ног ушел в делание карьеры, к числу тех, кто посвятил ей все помыслы. Без особых трудов Ковалеву даются его служебные успехи. Чин коллежского асессора он получил на Кавказе, где продвижение по службе, повышение в чинах во время николаевской монархии, производилось быстрее и легче, чем в других местах российского государства». (В.Г. Белинский)

Он жаждет побыстрее продвинуться вперед, заранее называя себя майором. Звание, чин – для Ковалева главное.
Майор КовалевКовалёв- это говорящая фамилия. 	Коваль (укр.) — кузнец, Ковалёв  в  русском варианте — Кузнецов.,одна

Слайд 8Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры
Работа в группах. Как

Гоголь использует приём гротеска в повести?
I группа. Найдите гротескные эпизоды, связанные с сюжетной линией «майор Ковалёв — Нос».
II группа. Найдите эпизоды, в которых автор при помощи гротеска показывает реакции разных героев на происходящее (частного пристава, чиновника газетной экспедиции, полицейского чиновника, доктора, госпожи Подточиной), абсурдность их отношения к событию.
III группа. Найдите в тексте размышления Ковалёва об утраченном носе и подумайте, почему писатель лишил своего героя именно носа, а не совести, чести, ума, сердца?

Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манерыРабота в группах. Как Гоголь использует приём гротеска в повести?I

Слайд 9Выводы:

Э.Афанасьев: «С утратой носа майором Ковалёвым в нём обнаружилась та его

неприглядная сущность, которая была скрыта за благопристойным «фасадом»
С. Бочаров: «Нос — это не просто часть тела, а замести-тель всего лица, где лицо понимается как личность».
Нос Ковалёва — это его своеобразный двойник, в котором воплотились стремления и несбыточные мечты коллежского асессора.

Выводы:Э.Афанасьев: «С утратой носа майором Ковалёвым  в нём обнаружилась та его неприглядная сущность, которая была скрыта

Слайд 10ИТОГИ УРОКА
«Но что страшнее, что непонятнее всего, - это то, как

авторы могут брать подобные сюжеты. Во-первых, пользы отечеству никакой; во-вторых … но и во-вторых тоже нет пользы …
… А все, однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то».

О чём заставляет задуматься повесть Н.В.Гоголя? Что хотел сказать читателю великий писатель?

ИТОГИ УРОКА«Но что страшнее, что непонятнее всего, - это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Во-первых,

Слайд 11ИТОГИ УРОКА
Когда печёшься только о внешней привлекательности, не заботясь о своём

внутреннем содержании, о душе, о красоте помыслов, можно потерять нечто очень важное в себе — своё лицо, свою личность.

Аполлон Григорьев назвал «Нос» глубоким философским произведением, в котором «целая жизнь, пустая, бесцельно формальная, ...неугомонно движущаяся, — встаёт перед вами с этим загулявшим носом, — и, если вы её знаете, эту жизнь…, то «миражная жизнь вызывает в вас не только смех, но и леденящий душу ужас».
ИТОГИ УРОКАКогда печёшься только о внешней привлекательности, не заботясь  о своём внутреннем содержании, о душе, о

Слайд 12Темы сочинений
«... Во всём этом есть что-то» (по повести Н.В.Гоголя «Нос»)


«Что означает для меня выражение "потерять своё лицо"»? (По личным впечатлениям и на материале пове­сти Н.В.Гоголя «Нос»)
Темы сочинений«... Во всём этом есть что-то» (по повести Н.В.Гоголя «Нос») «Что означает для меня выражение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть