Презентация, доклад по литературе Н.С.Лесков Очарованный странник (10 класс)

Содержание

Цели: раскрыть смысл названия повести; выявить суть души русского человека и его характера, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения; воспитание у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы.

Слайд 1Н.Лесков
«Очарованный странник»
М.В.Глухова – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

№ 2
ст. Воровсколесская, Ставропольский край
Н.Лесков «Очарованный странник»М.В.Глухова – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край

Слайд 2Цели: раскрыть смысл названия повести; выявить суть души русского человека

и его характера, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения; воспитание у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы.
Цели:  раскрыть смысл названия повести; выявить суть души русского человека и его характера, показать роль образа

Слайд 3Бывают слабыми и грешные, и праведные. Различие их в том, что

ничтожный человек, совершив хороший поступок, всю жизнь кичится им, а праведник, совершая хорошие дела, не замечает их, но годами помнит совершенный им грех.
Василий Гроссман. Жизнь и судьба

Если есть праведность в сердце, будет красота в характере. Если есть красота в характере, будет гармония в доме. Если есть гармония в доме, будет порядок во всей стране. Если есть порядок в стране, будет мир во всем мире.
Конфуций

Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время.
Н.Лесков. Очарованнай странник

Бывают слабыми и грешные, и праведные. Различие их в том, что ничтожный человек, совершив хороший поступок, всю

Слайд 4Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир”

в том же году.
К созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, пребывание на острове Валаам, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.
Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.К созданию произведения

Слайд 6

Тематика

Праведничество
Поиск своего места в жизни
Вера человека
Любовь к родине, народу
Русский национальный характер

-Кто такой праведник?

-Кто является праведником, по мнению Лескова?

Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Тематика ПраведничествоПоиск своего места в

Слайд 7Произведение состоит из 20 глав, связанных между собой наличием главного героя,

автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.
Рассказ в рассказе

Композиция

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Направление – романтизм.

Произведение состоит из 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты

Слайд 8Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». С первым словом –

«черноземный» Лесков подчеркнул принадлежность главного героя к области распространения чернозема как типичного вида грунта. В античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни». Именно последнее понятие – «очарование жизнью» и стало ключевым понятием во втором варианте названия повести.
Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». С первым словом – «черноземный» Лесков подчеркнул принадлежность главного героя

Слайд 9-Чем очарован Иван Флягин?
Очарованность

Ивана

Лошадьми

Природой

Привязанностью к маленькой девочке

Чужими нравами и обычаями

Женщиной

Приобщением к Богу

Всем живым на Земле

Музыкой

-Чем очарован Иван Флягин?     Очарованность    ИванаЛошадьми    ПриродойПривязанностью

Слайд 10-Что пришлось испытать герою на пути к Богу?
Крепостной форейтор. Побег.
В няньках.
Поединок

и плен.
Конэсер.
Любовь.
Без имени.
Монастырь. Призвание.

-Как Иван воспринимает каждое новое испытание?

Он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

-Что пришлось испытать герою на пути к Богу?Крепостной форейтор. Побег.В няньках.Поединок и плен.Конэсер.Любовь.Без имени.Монастырь. Призвание.-Как Иван воспринимает

Слайд 11-За что Иван получил прозвище Голован?
-Что предопределяет приход Ивана к Богу?
-Когда

и где впервые мы встречаемся с героем?
-За что Иван получил прозвище Голован?-Что предопределяет приход Ивана к Богу?-Когда и где впервые мы встречаемся с

Слайд 12-Почему попутчики героя обратили на него внимание?
- С кем из былинных

богатырей сравнивает автор своего героя?

Иван Северьяныч обладает, подобно сказочным и былинным богатырям, неуемной жизненной мощью, активностью, которая бьет через край, и остановить ее нельзя.

-Почему попутчики героя обратили на него внимание?- С кем из былинных богатырей сравнивает автор своего героя?Иван Северьяныч

Слайд 13-Почему Иван убегает от барина?
Иван приступает на службу к барину –

он ухаживает за его дочерью. Спустя некоторое время появляется матерь девочки и просит отдать ребенка ей. Сначала Иван сопротивляется, но в последний момент меняет свое решение и сбегает вместе с матерью девочки и ее новым мужем.

-Почему он так поступает? Как это его характеризует?

-Почему главный герой примыкает к татарам?

-Почему Иван убегает от барина?Иван приступает на службу к барину – он ухаживает за его дочерью. Спустя

Слайд 14-Какой эпизод изображен на иллюстрации? Чем он заканчивается?
-Что сделали татары, чтобы

Иван не сбежал?

-Как удается Ивану бежать от татар и куда он попадает?

-Какой эпизод изображен на иллюстрации? Чем он заканчивается?-Что сделали татары, чтобы Иван не сбежал?-Как удается Ивану бежать

Слайд 15- С кем встречается герой у князя? Меняется ли его жизнь?
-Почему

Иван убивает Грушу? Можно оправдать его поступок?

-Как изменилась жизнь Ивана после встречи со стариками?

Флягин встретил стариков, у которых единственного сына забирают в армию, из жалости к старикам Иван выдает себя за другого человека и отправляется на службу вместо их сына

-Как этот поступок характеризует Флягина?

- С кем встречается герой у князя? Меняется ли его жизнь?-Почему Иван убивает Грушу? Можно оправдать его

Слайд 16-Как оказывается Иван в монастыре? Почему монахи оправляют его странствовать?
-Что, на

ваш взгляд, стало кульминационным в поведении героя?

Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу.

- С обычаями каких нардов знакомится Иван ?

-Как оказывается Иван в монастыре? Почему монахи оправляют его странствовать?-Что, на ваш взгляд, стало кульминационным в поведении

Слайд 17Судьба распорядилась так, что Ивану Флягину довелось узнать об особенностях жизни

разных народов. В первую очередь, конечно, это были особенности жизни русского народа.Столкнувшись с общиной цыган, Флягин отчетливо понимает, что «такая жизнь не для него» – традиции этих людей и их моральные принципы слишком не похожи на те, которыми привык руководствоваться Флягин.
Жизнь у татар также не привлекла Ивана – несомненно, что жизнь этих людей не была абсолютно аморальной или непривлекательной, но почувствовать себя «как дома» у Флягина не получилось – образ родной земли постоянно пребывал в его мыслях. Пожалуй, это связано с тем, что его пребывание у других народностей было насильственным – Иван попал в это общество не потому, что испытывал душевное родство, а потому, что так сложились обстоятельства.

- С обычаями каких нардов знакомится Иван ?

Судьба распорядилась так, что Ивану Флягину довелось узнать об особенностях жизни разных народов. В первую очередь, конечно,

Слайд 18- В чем же заключена идея произведения?
В идее повести лежит глубокая

связь человека с Родиной и религией. С помощью этих атрибутов Лесков пытается раскрыть особенности русской души и ее ментальных качеств характера. Жизнь простого русского человека тесно связана с разочарованиями и несправедливостью, однако как бы часто и в какой бы мере ни встречались эти неприятности в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежду на чудо – по мнению Лескова как раз в этой оптимистической способности и кроется загадочность русской души.
- В чем же заключена идея произведения?В идее повести лежит глубокая связь человека с Родиной и религией.

Слайд 19-Как раскрывается автором тема патриотизма?
В повести Лесков размышляет о том,

важно ли осознавать себя представителем определенной народности и насколько это важно. Автор поднимает вопрос о том, почему люди готовы совершать подвиги во имя Родины и почему они не перестают любить свою Отчизну, несмотря на существующие проблемы
-Как раскрывается автором тема патриотизма? В повести Лесков размышляет о том, важно ли осознавать себя представителем определенной

Слайд 20-К чему подводит читателей Лесков?
Автор подводит читателей к выводу – без

Родины и религии человек не может полноценно существовать. Сколько бы согрешений ни было в жизни человека – искреннее раскаяние позволяет начать свою жизнь с чистого листа.
-К чему подводит читателей Лесков?Автор подводит читателей к выводу – без Родины и религии человек не может

Слайд 21-С какой библейской притчей можно сравнить лесковского очарованного странника?
Повесть Лескова по

своей сути похожа на притчу о блудном сыне. Иван первоначально был обещан Богу – и дом Божий должен был стать его домом, но Флягин уходит от этого своего предназначения, этому сопутствует чреда событий, которые не поддаются логике и здравому смыслу, Иван все дальше и дальше уходит в лабиринты мирской жизни. Однако это же стечение обстоятельств приводит Ивана вновь в свой дом – после получения офицерского звания жизнь Флягина значительно утруднилась – на простые работы его не желали брать, а выполнять работу, которую ему было необходимо по званию, он не мог в виду своей необразованности. Разочаровавшись в актерском ремесле, Флягин попадает в монастырь.
-С какой библейской притчей можно сравнить лесковского очарованного странника?Повесть Лескова по своей сути похожа на притчу о

Слайд 22- Как раскрыта тема предопределения судьбы автором?
Сбылось то, что было предначертано.

Будучи у своей матери «молитвенным сыном», Иван был с самого рождения предназначен для служения Богу.
- Как раскрыта тема предопределения судьбы автором?Сбылось то, что было предначертано. Будучи у своей матери «молитвенным сыном»,

Слайд 23
Омар Хайям
В этом замкнутом круге крути не крути
В этом замкнутом круге

— крути не крути —
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире — прийти и уйти.
Кто нам скажет о цели, о смысле пути?

Омар ХайямВ этом замкнутом круге крути не крутиВ этом замкнутом круге — крути не крути —Не удастся

Слайд 24Семён Надсон

Нет, жизнь - разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек,

венец творенья,
Над миром высоко царит.
Семён НадсонНет, жизнь - разумное стремленьеТуда, где вечный свет горит,Где человек, венец творенья,Над миром высоко царит.

Слайд 25Римма Казакова

И жизнь - не выставка, не сцена,
не бесполезность щедрых трат,
и

если что и впрямь бесценно -
сердца, которые болят.

Римма КазаковаИ жизнь - не выставка, не сцена,не бесполезность щедрых трат,и если что и впрямь бесценно -сердца,

Слайд 26Пусть жизнь порою бьёт нещадно,
Обида льётся через край,
И на

пути встают преграды —
Ты только рук не опускай!

Порой смеются над тобою,
Бывает, предал лучший друг,
Порой клеймят тебя толпою
И проверяют на испуг.

Когда на сердце так уныло,
И слёзы катятся рекой,
И жизнь становится постылой,
Однообразной и пустой,

Когда удача отвернулась,
Не видно солнца из-за туч,
Когда устала и споткнулась —
Ты и тогда себя не мучь.

И если ты почти не дышишь,
И празднует победу враг —
Ты поднимись, ты встань! Будь выше!
И волю собери в кулак!

И пусть судьба неблагосклонна,
Земная жизнь — не райский сад.
А ты из этого лимона —
Возьми и сделай лимонад!

Забавина Арина

Пусть жизнь порою бьёт нещадно, Обида льётся через край, И на пути встают преграды — Ты только

Слайд 27Встань! Поднимись! Найдутся силы!
И как бы ни был мир жесток


Не загоняй себя в могилу,
А лучше извлеки урок.

Не повторяй былых ошибок,
Сильнее и мудрее будь.
Ведь после шишек и ушибов
И выбирают верный путь!
Встань! Поднимись! Найдутся силы! И как бы ни был мир жесток — Не загоняй себя в могилу,

Слайд 28

Домашнее задание

Написать сочинение « Не стоит земля без праведников»

Домашнее заданиеНаписать сочинение « Не стоит

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть